В процессе эксплуатации тракторов трущиеся поверхности деталей механизма газораспределения изнашиваются, уменьшается упругость клапанных пружин, увеличиваются зазоры между торцами клапанов и бойками коромысел. Под воздействием горячих газов, ударных нагрузок нарушается герметичность прилегания клапанов к седлам. Эти дефекты приводят к уменьшению мощности и экономичности дизеля.
Для обеспечения нормальной работы механизма газораспределения периодически, согласно правилам технического обслуживания тракторов, проверяют и подтягивают гайки крепления головки цилиндров, стоек валиков коромысел, проверяют и при необходимости регулируют зазоры между торцами клапанов и бойками коромысел, декомпрессионного механизма, регулируют осевое перемещение распределительного вала, контролируют герметичность прилегания клапанов к гнездам и упругость клапанных пружин.
Подтяжка гаек крепления головки цилиндров производится после обкатки нового или отремонтированного дизеля, а затем через каждые 960 ч работы, так как ослабление крепления приводит к прогоранию прокладки головки цилиндров.
Перед подтяжкой гаек снимают декомпрессионный механизм, валик со стойками и коромыслами механизма газораспределения.
Гайки крепления головки цилиндров подтягивают равномерно, начиная с середины к краям головки цилиндров.
Проверка и регулировка зазоров между торцами клапанов и бойками коромысел. Вследствие износа и ослабления крепления деталей механизма газораспределения изменяется зазор между торцами клапанов и бойками коромысел, что приводит к несвоевременному открытию и закрытию клапанов.
Увеличение зазора повышает скорость посадки клапана в седло, следствием чего является повышенный износ фаски клапана и седла под клапан в головке цилиндров. Работа дизеля при увеличенных зазорах сопровождается металлическим стуком в зоне расположения клапанов. При длительной работе с чрезмерно увеличенным зазором может произойти разрыв стержня клапана. При уменьшении зазора клапан неплотно садится в гнездо, компрессия становится недостаточной, что приводит к затруднению пуска дизеля, снижению его мощности и увеличению удельного расхода топлива. Кроме того, происходит более интенсивное обгорание фасок выпускных клапанов, возможно заедание стержня клапана в направляющей втулке.
Величина нормального зазора между торцом клапана и бойком коромысла для впускных и выпускных клапанов на прогретом дизеле приведена в таблице 42. Зазор должен быть увеличен примерно на 0,05 мм, если проверку и регулировку проводят на холодном дизеле.
Для проверки и регулировки зазора снимают крышку колпака головки цилиндров. Проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров и стоек коромысел и при необходимости подтягивают их. Включают декомпрессионный механизм и, поворачивая коленчатый вал рукояткой в направлении по часовой стрелке, наблюдают за коромыслами клапанов первого цилиндра. После того как впускной клапан откроется, а затем закроется, устанавливают поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) конца такта сжатия. Для этого вывертывают установочную шпильку из отверстия в задней балке, вставляют ее ненарезанной частью в это отверстие и, слегка нажимая на нее, медленно поворачивают коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в углубление на маховике.
В этом положении маховика поршень первого цилиндра находится в в. м. т. такта сжатия. У дизеля Д-108 в. м. т. определяют по совпадению метки на маховике с указателем, прикрепленным к кожуху маховика. Декомпрессионный механизм выключают. Щупом поочередно проверяют зазор у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра. При измерении щуп должен проходить через зазор от небольшого усилия руки (примерно 0,5 кгс).
Рис. 1. Установочная шпилька для определения ВМТ у дизеля СМД-14.
Рис. 2. Регулировка зазора между торцом клапана и бой-Ком коромысла:
1 — контргайка; 2 — ключ; 3 — щуп; 4 — отвертка; 5 — регулировочный винт.
Ключом отвертывают контргайку регулировочного винта, удерживая винт от проворачивания отверткой. Затем, придерживая контргайку, ввертывают регулировочный винт (если нужно уменьшить зазор) или вывертывают его (если нужно увеличить зазор), устанавливая с помощью щупа нормальный зазор. Закрепляют в этом положении регулировочный винт контргайкой и вновь проверяют величину зазора, поворачивая от руки штангу толкателя вокруг своей оси, при этом проверяется погнутость штанги и ее свободное вращение. Если штанга проворачивается туго, следует проверить ее прямолинейность и, при необходимости, выправить на плите.
После регулировки клапанов первого цилиндра вынимают установочную шпильку и ввертывают ее в отверстие задней балки.
Затем так же проверяют и регулируют зазор у клапанов других Цилиндров. Заметив положение рукоятки для проворачивания коленчатого вала, поворачивают его на пол-оборота, после чего проверяют и при необходимости регулируют зазоры у клапанов следующего цилиндра, согласно порядку Работы цилиндров.
У трактора Т-150 после установки поршня первого цилиндра в в. м. т. открывают люк на картере маховика с правой стороны дизеля. К одному из болтов люка прикрепляют проволоку и устанавливают другой конец ее против метки в. м. т. на маховике. После регулировки клапанов первого цилиндра проворачивают коленчатый вал до совпадения метки «4» на маховике с острием указателя и регулируют зазоры в клапанном механизме четвертого цилиндра. Дальнейшую регулировку проводят согласно порядку работы цилиндров.
Проверку и регулировку зазоров в декомпрессионном механизме проводят после окончания регулировки зазора между торцами клапанов и бойками коромысел данного цилиндра при положении поршня в в. м. т.
Для этого у тракторов Т-ЮОМ, Т-130 при рабочем положении рычага декомпрессионного механизма замеряют щупом зазор между наконечником штанги этого механизма и коромыслом впускного клапана, который должен быть равен 0,5—1,0 мм. Зазор регулируют ввертыванием или вывертыванием наконечника штанги при ослабленной контргайке.
У тракторов Т-4А, ДТ-75М поворачивают валики декомпрессионного механизма в положение выключенной компрессии, т. е. так, чтобы оси регулировочных винтов были вертикальны. Ослабляют контргайку регулировочного винта и вывертывают винт до упора головки в валик. Затем ввертывают регулировочный винт до момента соприкасания бойка коромысла с торцом клапана. После этого ввертывают винт еще на один оборот и затягивают контргайку.
У дизелей СМД-14 зазоры декомпрессионного механизма в процессе эксплуатации не регулируют. Однако, если оказалось, что зазор между валиками декомпрессионного механизма и коромыслами при выключенном декомпрессионном механизме и закрытых клапанах меньше 0,8 мм, необходимо увеличить зазор до нормального значения путем подпиливания среза на валиках. У дизелей СМД-60, Д-240ЛГ,
Д-50 декомпрессионный механизм отсутствует.
Регулировка осевого перемещения распределительного вала.
Осевое перемещение распределительного вала у дизеля СМД-14 регулируют при износе бурта втулки переднего подшипника, а также при снятии и последующей установке крышки картера распределительных шестерен.
При регулировке упорный винт ввертывают до упора в подпятник распределительного вала, а затем вывертывают его на 1/4—1/2 оборота и контрят гайкой.
Рис. 3. Регулировка осевого перемещения распределительного вала:
1 — распределительный вал; 2 — подпятник; 3— упорный винт; 4 — контргайка; 5 — крышка распределительных шестерен.
У дизеля СМД-60 осевое перемещение распределительного вала также ограничивается упорной шайбой. Зазор между торцом шейки распределительного вала и упорной шайбой находится в пределах 0,1—0,2 мм.
Проверку упругости клапанных пружин производят с помощью прибора КИ-723. Устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия. Установочные стойки прибора ставят на тарелку клапанной пружины впускного, а затем выпускного клапанов. Кольцо-фиксатор перемещают по корпусу прибора в верхнее положение до упора в винт. Нажав рукой на рукоятку, немного освобождают клапан от усилия пружины, при этом кольцо-фиксатор перемещается вниз. Сняв прибор с тарелки клапанной пружины, по положению кольца-фиксатора на шкале прибора определяют упругость пружины в рабочем состоянии.
Рис. 4. Прибор КИ-723 для проверки упругости клапанных пружин:
1—рукоятка прибора: 2 — шток; 3 — винт; 4 —корпус; 5 —стойка! 6 — кольцо-фиксатор.
Таким образом проверяют упругость пружин клапанов остальных Цилиндров в соответствии с порядком их работы, прокручивая каждый раз коленчатый вал дизеля на пол-оборота (у дизеля А-01М на J/3 оборота).
При недостаточной упругости пружины заменяют или подкладывают под них шайбы.
Проверка плотности прилегания клапанов. Плотность прилегания
клапанов к седлам головки цилиндров можно проверить различными способами, не разбирая дизеля. Один из этих способов заключается в следующем. Снимают с дизеля воздухоочиститель и при выключенном декомпрессионном механизме рывками за рукоятку прокручивают коленчатый вал. Прислушиваются к шуму в впускном и выпускном трубопроводах. Свист или шипение воздуха в трубопроводах свидетельствует о неплотности посадки клапанов к гнездам из-за износа или прогорания клапанов и гнезд.
При количественном способе оценки плотности прилегания клапанов снимают с дизеля форсунки и воздухоочиститель. Устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия и прокручивают коленчатый вал еще на V4 оборота. В этом положении коленчатого вала у четырехцилиндровых дизелей клапаны всех цилиндров будут закрыты, за исключением впускного клапана второго цилиндра и выпускного клапана четвертого цилиндра. Сняв штанги толкателей этих клапанов, закрывают клапаны.
Удерживая коленчатый вал от прокручивания, через отверстие форсунки подводят сжатый воздух от компрессора в камеру сгорания проверяемого цилиндра. При помощи редуктора поддерживают в камере сгорания постоянное давление воздуха 2 кгс/см2. Газовым расходомером замеряют утечку воздуха через впускной и выпускной клапаны, прижимая наконечник прибора сначала к впускному, а затем к выпускному трубопроводам.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проверка и регулировка механизма газораспределения тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы