Уход за системой питания. После длительной стоянки трактора (более 5 суток) нужно перед запуском пускового двигателя слить топливную смесь, тщательно перемешать ее и снова залить в бак. Применение бензина без масла в двигателях ПД-10У, П-350 приводит к преждевременному их выходу из строя.
Перед заправкой топливного бака очищают от пыли и грязи заливную горловину и крышку горловины. Засоренное отверстие в крышке прочищают проволокой.
При ТО № 3 промывают топливный бак, топливопровод и фильтр-отстойник, предварительно сняв их с трактора. Для промывки бака заливают в него бензин на У3 объема и, взбалтывая, промывают бак в несколько приемов. Разбирают отстойник и промывают его детали в бензине.
Вывертывают из корпуса карбюратора штуцер подвода топлива и очищают его встречным потоком топлива. При сильном загрязнении извлекают из штуцера сетку и продувают штуцер сжатым воздухом.
У карбюраторов К-59П (двигатель П-23), К-59Л (двигатель П-23М), К-16А (двигатель ПД-10У) снимают корпус поплавковой камеры, вынимают поплавок и вывертывают пробку спускного отверстия. Промывают детали карбюратора в бензине. Если на двигателе ПД-10У установлен беспоплавковый карбюратор К-06, то его промывают через 960 ч работы дизеля.
Если пусковой двигатель под нагрузкой работает с перебоями, необходимо полностью разобрать карбюратор, промыть и продуть сжатым воздухом каналы холостого хода и отверстия главного жиклера.
При разборке и сборке карбюраторов необходимо обращать особое внимание на правильность установки игольчатого клапана карбюраторов К-16А, К-59П, К-59Л и не допускать изгиба рычага диафрагменного устройства карбюратора К-06.
У пусковых двигателей П-23, П-23М через 60—120 ч работы дизеля в зависимости от запыленности воздуха заменяют масло и промывают масляную ванну воздухоочистителя дизельным топливом, а через 240 ч работы промывают кассету воздухоочистителя. После сборки воздухоочистителя проверяют герметичность всех его соединений.
Уход за механизмом газораспределения. Клапанный механизм газораспределения пусковых двигателей П-23 и П-23М следует периодически проверять и регулировать зазоры между торцами клапанов и регулировочных болтов толкателей.
Двигатель очищают от пыли и грязи, вывертывают болты и снимают крышки люка клапанов и кожуха муфты сцепления, вывертывают свечу первого цилиндра.
Проверяют щупом зазоры между торцами стержней клапанов и регулировочных болтов толкателей обоих цилиндров. Нормальная величина зазора на прогретом двигателе должна быть 0,2—0,25 мм. При необходимости изменяют зазор регулировочным болтом толкателя.
Уход за системой смазки пусковых двигателей П-23 и П-23М заключается в ежесменной проверке уровня масла в картере двигателя по масломерной линейке и замене мас-гта при техническом обслуживании № 2. Для этого у прогретого двигателя вывертывают две сливные пробки и сливают отработавшее масло. Ввертывают пробки и заливают в картер свежее автотракторное масло до верхней метки по масломерной линейке.
При техническом обслуживании № 3 перед заправкой маслом картер промывают смесью, состоящей из 50% дизельного топлива и 50% автотракторного масла при работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода в течение 3 мин.
Уход за электрооборудованием пусковых двигателей описан в параграфе «Уход за электрооборудованием трактора».
Регулировка частоты вращения коленчатого вала пусковых двигателей. При номинальной мощности она должна быть: у двигателя ПД-10У — 3500 об/мин, у двигателя П-23—2200—2300 об/мин; у двигателя П-350—3800—4000 об/мин; частота вращения холостого хода у двигателя ПД-10У—3900 об/мин; у двигателя П-23— 2800+50об/мин; у двигателя П-350—4500—4700 об/мин.
Двигатель ПД-10У. Перед регулировкой частоты вращения коленчатого вала двигателя необходимо правильно отрегулировать длину тяги, соединяющей рычаг дроссельной заслонки с рычагом регулятора 8. Длина тяги должна быть такой, чтобы дроссельная заслонка могла полностью открываться и закрываться. Короткая тяга препятствует полному закрытию дроссельной заслонки (это приводит к повышенной частоте вращения холостого хода), а Длинная тяга уменьшает ее открытие (двигатель не развивает полной мощности).
Двигатель запускают и прогревают при частоте вращения не выше 3900 оборотов в минуту, пользуясь рычагом ручного управления дроссельной и воздушной заслонок. Частоту вращения коленчатого вала замеряют тахометром при снятом кожухе маховика со стартером. Температура воды, выходящей из системы охлаждения после прогрева, должна быть 60—85 °С.
Рис. 1. Карбюратор и регулятор пускового двигателя ПД-10У:
1 — пробка муфты; 2 — рычаг дроссельной заслонки; 3 — винт упора дроссельной заслонки; 4 — рычаг ручного управления дроссельной заслонки; 5 — винт холостого хода; 6 — рычаг воздушной заслонки; 7 — тяга; 8 — рычаг регулятора; 9 — регулировочный болт; 10 —пружина регулятора; 11 — гайка.
Минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала проверяют при работе пускового двигателя без нагрузки. Для этого полностью открывают воздушную заслонку карбюратора и постепенно прикрывают заслонку до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями. После этого приоткрывают дроссельную заслонку до получения минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала, которая должна быть не более 1100 об/мин.
При неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах или при частоте вращения свыше 1100 оборотов в минуту нужно отрегулировать карбюратор в такой последовательности.
Воздушную заслонку открывают рычагом и устанавливают винтом упора дроссельной заслонки наименьшую устойчивую частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя.
Ввертывая или вывертывая винт холостого хода, устанавливают максимально возможную частоту вращения. Чтобы она была минимальной, вывертывают винт упора дроссельной заслонки. Винтом 5 вновь устанавливают максимальную частоту, а винтом уменьшают ее до минимально устойчивой. Повторяя эту регулировку устанавливают минимально возможную устойчивую частоту вращения.
Качество регулировки проверяют, резко открывая и закрывая дроссельную заслонку. Двигатель при этом не должен глохнуть. Если двигатель глохнет, винтом несколько увеличивают частоту вращения.
Максимальную частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя проверяют при работе под нагрузкой. С этой целью открывают полностью дроссельную и воздушную заслонки, включают декомпрессионный механизм, муфту сцепления редуктора и замеряют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля. Если она будет меньше или больше нормальной (3500 об/мин), необходимо произвести регулировку.
Регулировку проводят, изменяя сжатие пружины регулятора с помощью регулировочного болта. Нельзя регулировать частоту вращения изменением длины тяги или затяжкой шарниров тяги пробками. При регулировке частоты вращения нагрузку с двигателя снимают и контролируют максимальную частоту вращения холостого хода, которая должна составлять 3900 об/мин.
Для регулировки снимают пломбу, отвинчивают на несколько оборотов контргайку регулировочного болта и ослабляют пружину регулятора, ввинчивая регулировочный болт.
Открывают полностью дроссельную и воздушную заслонки и постепенно сжимают пружину, регулятора, вращая болт против часовой стрелки. Сжимают пружину до тех пор, пока рычаг регулятора не начнет автоматически действовать на тягу, прикрывая тем самым дроссельную заслонку карбюратора, а частота вращения коленчатого вала не будет равна 3900 оборотов в минуту. После окончания регулировки завертывают контргайку и устанавливают пломбу на регулировочный болт.
Рис. 2. Карбюратор К-59П:
1 — рычаг воздушной заслонки; 2 — подкачивающий насос; 3 — упорный винт; 4 — рычаг дроссельной заслонки; 5 — винт холостого хода.
Двигатель П-23. Предварительно регулируют длину тяги, соединяющей рычаг дроссельной заслонки с рычагом регулятора. Она должна быть такой, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке грузики регулятора немного расходились. Для этого рычаг дроссельной заслонки повертывают по часовой стрелке в крайнее положение до упора (дроссельная заслонка полностью открыта), а рычаг регулятора устанавливают в крайнее переднее положение. Соединяют рычаг тягой, а затем укорачивают ее на 3—5 мм, вращая муфточку с шаровым пальцем.
Запускают двигатель и прогревают его до температуры воды в системе охлаждения 60—85 °С.
Проверяют минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала при работе пускового двигателя без нагрузки. При неустойчивой работе или большой частоте вращения холостого хода регулируют карбюратор.
Открывают полностью воздушную заслонку с помощью рычага и винтом упора дроссельной заслонки устанавливают минимальную устойчивую частоту вращения. Винтом холостого хода устанавливают максимально возможную частоту вращения, а затем винтом уменьшают ее до минимально устойчивой. Повторяя эту регулировку, устанавливают минимальную (чтобы двигатель не заглох) устойчивую частоту вращения.
При правильно отрегулированной длине тяги максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя регулируется изменением натяжения пружины регулятора, путем свинчивания или навинчивания гайки на регулировочный болт, предварительно ослабив контргайку. При навинчивании гайки натяжение пружины увеличивается что приводит к возрастанию частоты вращения коленчатого вала.
Регулировка муфты сцепления пускового двигателя. У трактоpa Т-4А устанавливают рычаг включения передач редуктора в нейтральное положение и, зафиксировав это положение, включают передачу. Если при включении рычаг отклоняется от первоначального положения на угол более чем 40°, необходимо провести регулировку.
Для регулировки снимают крышку механизма включения вместе с валиком и конической шестерней. Вывертывают болт фиксатора конической шестерни, вынимают пружину и шарик фиксатора и снимают коническую шестерню.
Через отверстия неподвижного упора прижимают нажимной диск к фрикционным дискам до полной выборки зазора. Свободный ход нажимного диска должен быть в пределах 2—4,2 мм. Если свободный ход нажимного диска более допустимого, нужно установить дополнительный диск.
Через отверстие в крышке корпуса, куда устанавливается коническая шестерня, поворачивают нажимной упор, а затем зажимной упор, против часовой стрелки до отказа и потом назад на один-два зуба относительно неподвижных упоров.
Рис. 3. Муфта сцепления пускового двигателя трактора Т-4А:
1 — крышка корпуса; 2 — нажимной диск; 3 — упор нажимной муфты 2-й передачи; 4 — неподвижный упор; 5 — коническая шестерня; 6 — крышка; 7 — шарик фиксатора; 8 — болт фиксатора; 9 — упор нажимной муфты 1-й передачи.
Собирают редуктор в обратной последовательности.
у тракторов ДТ-75 и Т-74, включив муфту сцепления, проверяют положение рукоятки включения. Рукоятка должна располагаться под углом 5-45° от вертикальной оси в сторону от блока дизеля. Если этот угол превышает 45°, вывинчивают установочный винт и выдвигают рукоятку из корпуса так, чтобы зубья рукоятки вышли из зацепления с нажимным упором. Поворачивают рукоятку вверх от себя (в сторону блока цилиндров дизеля) на 20—30° и вводят ее в зацепление с нажимным упором.
Проверяют правильность регулировки по углу наклона рукоятки при включенной муфте. После этого установочный винт завинчивают.
У трактора Т-150 при полностью включенной муфте сцепления рычаг включения должен располагаться под углом 60° от вертикальной оси. Если этот угол превышает 60°, рычаг включения муфты сцепления поворачивают против часовой стрелки до полного сжатия дисков муфты и, ослабив стяжной болт рычага, снимают рычаг со шлицевого валика.
Не изменяя положения шлицевогс валика, устанавливают рычаг под углом 60° от вертикали в сторону против часовой стрелки и затягивают стяжной болт.
У трактора Т-100М проверяют муфту сцепления по сопротивлению, ощущаемому па рукоятке рычага при включении. Усилие на рукоятку рычага при этом должно быть в пределах 7—11 кгс.
Если усилие не соответствует приведенным значениям, открывают люк муфты сцепления, отвернув четыре болта, и поворачивают крестовину муфты сцепления вокруг оси так, чтобы защелка на крестовине стала против люка. Отводят защелку назад, чтобы штифт защелки вышел из отверстия нажимного диска, и поворачивают крестовину вверх до опускания защелки в соседнее верхнее отверстие нажимного диска. Если поворот крестовины муфты на одно отверстие оставляет слабую регулировку, а при перестановке защелки на следующее отверстие делает регулировку слишком тугой, следует выбрать слабую регулировку.
По окончании регулировки устанавливают и закрепляют люк муфты сцепления.
Рис. 4. Муфта сцепления пускового двигателя трактора ДТ-75:
1 — рукоятка включения муфты: 2 — установочный винт; 3 — нажимной упор.
Проверка и регулировка механизма выключения пусковых двигателей П-23, П-23М1. Механизм выключения пускового двигателя автоматически отключает пусковой двигатель от дизеля путем выведения из зацепления шестерни механизма включения с венцом маховика дизеля, после того как дизель начнет устойчиво работать.
Момент отключения пускового двигателя от дизеля определяют при запуске дизеля, замеряя частоту вращения валика привода работомера (при снятой заглушке). В момент отключения центробежного автомата частота вращения валика привода работомера должна быть в пределах 140—160 в минуту (валик вращается в два раза медленнее коленчатого вала дизеля).
В случае отклонения частоты вращения от приведенных значений регулируют механизм выключения — изменяют натяжение поперечной пружины грузиков автомата выключения — завинчивая (если нужно увеличить частоту вращения) или отвинчивая сухарики (если нужно уменьшить частоту вращения).
Следует помнить, что в случае слабого натяжения пружины отключение пускового двигателя от дизеля происходит раньше, чем дизель начнет устойчиво работать. При сильном натяжении пружины происходит запаздывание отключения пускового двигателя, что может привести к его аварии.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проверка и регулировка пусковых устройств гусеничного трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы