Грейдер-элеватор является одной из самых производительных машин. Об этом свидетельствуют как существующие нормативы, так и данные, полученные в процессе испытаний грейдер;элеватора в течение ряда лет, и в частности, испытания, проведенные бригадой ДОРНИИ в 1947 г., и опытные работы по комплексной механизации постройки земляного полотна, выполненные бригадой ДОРНИИ в 1948 г.
Анализ данных о производительности этой машины в условиях одного и того же строительства за указанные два года показал также, что производительность грейдер-элеватора может очень сильно изменяться в зависимости от технологии производства работ. Поэтому для построения рациональной схемы работы отряда с грейдер-элеватором необходимо подробно изучить установку рабочих органов этой машины и отыскать условия, в которых применение ее дает наибольший эффект.
Различные установки диска грейдер-элеватора и его транспортера были подвергнуты изучению двумя бригадами ДОРНИИ в 1947 и 1948 гг. В результате этого изучения установлено наилучшее положение рабочих органов этой машины и замерены получающиеся при различных установках результаты работ. Следует иметь в виду, что диск грейдер-элеватора (в машинах с наглухо закрепленным, не вращающимся диском) сравнительно быстро снашивается. Так, за два месяца работы без перестановок диск одной из машин сносился на 5 см (6,6% диаметра), отчего заметно снизилась площадь сечения стружки. Следовательно, примерно через каждый месяц работы следует переставлять диск на два болта с поворотом на 144°.
Расстояние перемещения грунта, производимое грейдер-элеватором, в среднем составляет 8,25 м. При увели-чении скорости движения машины ее “ производительность не всегда увеличивается. Практически можно принять, что при резком увеличении скорости движения машины заметно уменьшается площадь сечения стружки и увеличиваются потери грунта.
Сравнением производительности на различных скоростях было установлено, что оптимальной является скорость, получаемая при работе трактора С-60 на первой передаче, а для трактора С-80 — на второй передаче.
Фактическая площадь сечения стружки определяется путем умножения ее ширины на глубину с введением поправочного коэфициента на ее форму (криволинейность), равного, по наблюдениям, 0,81—0,87. С точки зрения уменьшения потерь грунта, выгоднее резать глубокие, но несколько более узкие стружки. Зарезание дисковым плугом в неподготовленном забое невыгодно. Оно дает удовлетворительный результат только в том случае, если диск с первбго прохода в забое срезает боковую вертикальную стенку. Если начинать зарезание грейдер-элеватором на ровной поверхности, то несколькими первыми проходами будет вырезаться неполная стружка; только после образования у режущего края диска стенки высотой 45 – 50 см стружка будет иметь нормальные размеры, близкие к указанным в табл. 10. Во избежание непроизводительной затраты времени для образования нормального забоя, целесообразно работу грейдер-элеватора начинать лишь
V после того, как этот забой будет подготовлен для него грейдерами или автогрейдерами. Забой устраивается путем 3—4 зарезаний ножом грейдера в 8,25 м от того места, куда следует подать грунт.
Грейдер-элеватор в еще более сильной степени, чем грейдер и автогрейдер, теряет производительность при из,-менении рабочих отметок насыпи и неровностях поверхности резерва, на котором устраивается его забой. Так, например, при поперечном уклоне резерва в сторону насыпи диск грейдер-элеватора уже не может резать полной стружки и производительность его заметно падает. Это падение производительности заметно даже при весьма незначительной косогорности местности, порядка 2—3%. Выравнивание косогорности путём перемещения валов отсыпаемого грунта ближе к низовой части насыпи, как это делается при работе грейдерами, возможно, но это усложняет схему производства работ и не избавляет от заметного снижения производительности машины при работе в нагорном резерве, имеющем поперечный уклон в сторону насыпи. Работа грейдер-элеватора по целине, лугам и на местности с нетронутым растительным покровом нежелательна еще и потому, что диск его срезает стружку шириной 30 см, которую транспортер переносит в насыпь с нетронутой корневой системой и произрастающими растениями, создающими в насыпи излишнее количество пустот, впоследствии заполняющихся перегноем от этих растений.
Упомянутые выше отрицательные моменты в работе грейдер-элеватора имеют значение только в тех случаях, когда он работает в одиночку или в паре с другим грейдер-элеватором без других вспомогательных машин. Все эти недостатки легко устраняются при работе грейдер-элеватора Совместно с грейдерами (или лучше с авто-грейдерами), скреперами и бульдозерами. Общая схема работ при этом строится таким образом.
Бульдозеры или скреперы производят выравнивание продольного профиля так же, как это делается ими при подготовке фронта работ для грейдеров и автогрейдеров.
Затем наступает вторая стадия подготовительных работ, которую осуществляют грейдеры или автогрейдеры. В задачу этих машин входит выравнивание поперечного профиля дорожной полосы со снятием дернового покрова. При незначительной густоте и мощности корневой системы весь верхний слой грунта резерва перерабатывается этими машинами и укладывается в измельченном состоянии в нижний слой насыпи.
Кроме того, грейдеры и автогрейдеры подготовляют забои для первого прохода грейдер-элеватора. Лишь после окончания этих подготовительных работ целесообразно начинать основные работы грейдер-элеватором; сделанная таким образом подготовка устраняет основные причины, вредно влияющие на его производительность, и с первого же прохода дает ему возможность работать с полным зарезанием и полной нагрузкой трактора.
При возведении насыпи высотой 0,75 м и шириной Юм в среднем требуется 35—40 проходов грейдер-элеватора и около 80—100 проходов грейдеров и автогрейдеров, в числе которых около 20 проходов падает на отделочные работы. Полезная кубатура при этом распределяется между указанными машинами в отношении от 7 : 3 до 7,5:2,5. Больший член отношения соответствует кубатуре, выполняемой грейдер-элеватором.
Практическая средняя производительность грейдер-элеватора на одном из опытных участков в очень тяжелых грунтах была доведена до 266 м3 з<а один час чистой работы при тяге трактором С-60 и средней скорости движения до 2,5 км в час. При работе с трактором С-80 на второй передаче эта скорость может быть увеличена и производительность грейдер-элеватора еще более повышена. В 1947 г. на одной стройке Гушосдора МВД СССР наблюдалась временами производительность грейдер-элеватора до 350 м3 за час чистой работы в средних грунтах при тяге более мощным, чем С-60, трактором.
Как уже было указано выше, технологические схемы работ отрядов с ведущей машиной грейдер-элеватором должны строиться в предположении, что грейдер-элеватор будет работать только в заранее подготовленных для него резервах.
Рис. 10. Схемы работ грейдер-элеватора
В зависимости от ширины и высоты насыпи в каждом резерве может понадобиться устройство одного, двух и даже трех забоев.
Схема (рис. 10) разработана для постройки земляного полотна грейдер-элеватором от подошвы насыпи. По этой схеме вал отсыпается грейдер-элеватором при нервом проходе по левому резерву, при насыпи шириной 10 м поверху, на правой половине насыпи недалеко of оси; при обратном проходе грейдер-элеватора вал от первого прохода по правому резерву отсыпается левее оси насыпй.
По мере разработки забоя первое время валы от прО-хГодов машины по обоим резервам будут нагромождаться один на другой в средней части насыпи. Затем, когда перекрытие валов кончится, они будут ложиться на насыпь вприжим высотой до 0,55—0,60 м в рыхлом теле.
При насыпи шириной 11 м только два вала от первого прохода совместятся один с другим, а при насыпи шириной 12 м валы от первого прохода лягут даже вразбежку и не покроют один другого. При насыпях высотой 1 м и полуторных откосах при применении схемы зарезаний, начиная от внутренней бровки резерва получаются следующие результаты. При насыпи шириной 12 м первый вал откладывается как раз по оси дороги, при насыпи шириной И м первый вал по этой схеме будет откладываться на 0,5 м дальше оси, а при насыпи шириной 10 м на 1 м дальше оси. Таким образом, эта схема может дать удовлетворительный результат только при такой ширине и высоте насыпи, при которой вал от первого прохода будет ложиться на ось насыпи или в непосредственной близости от нее.
На опытных работах 1948 г. ширина насыпи составляла 10 м при высоте ее 0,75 м и при применении первой схемы работ в средней части насыпи образовалось большое нагромождение грунта, потребовавшее впоследствии большого количества дополнительных проходов автогрейдера для выравнивания поверхности полотна.
Схему 1 следует заменить другой, при которой первое зарезапие грейдер-элеватора происходит на таком расстоянии от оси,.при котором вал от этого зарезания ложится на оси насыпи или в непосредственной близости от нее.
Схема 2 отличается от первой тем, что первое за-резание делается точно в 8,25 м от оси дороги по заранее подготовленному забою. При этой схеме работа ведется сначала грейдерами, которые снимают верхний слой, выравнивают поперечный профиль и подготовляют забой глубиной 40—50 см для первого прохода грейдер-элеватора в 8,25 м от оси насыпи путем двух-трех кратного зарезания по одному месту.
Таким образом, грейдеры производят разработку части резерва (забоев) 1 и 2, укладывая грунт, как показано на рис. 10. Основной забой 3 идет по этой схеме на образование тела насыпи без обочин. Обочины отсыпаются
из дополнительного забоя в резерве 4, а срезка откосов (забой 5) производится грейдером.
При этой схеме возможно послойное уплотнение насыпи: нижнего слоя толщиной до 20 см — кулачковыми катками за 1—2 прохода и верхнего толщиной до 0,4 м в рыхлом теле — несколькими проходами катков в зависимости от состояния грунта.
Рис. 11. Схема работы грейдер-элеватора
Рис. 12. Схема работы грейдер-элеватора
Таким образом, схема 2 требует для возведения насыпи комплекса машин в составе: скрепера или бульдозера для выравнивания продольного профиля трассы, рыхлителя для предварительного рыхления грунта перед работой грейдеров по снятию первого слоя резерва, грейдера или автогрейдера и грейдер-элеватора. После завершения основных кубатурных работ грейдер-элеваторами окончательная отделка производится также автогрейдером.
Схема 3 отличается от схемы 2 тем, что грунт первого слоя, снимаемый
Схема 4 также предусматривает снятие верхнего слоя резерва грейдерами с распределением его по всем ширине насыпи толщиной до 15—20 см; будучи рассчитана для насыпей шириной 11 м, эта схема для насыпей другой ширины и высоты не применима.
При возведении насыпей шириной 11—12 м и высотой 1 м и выше указанные схемы нецелесообразны, так как длина транспортера грейдер-элеватора оказывается недостаточной для укладки грунта непосредственно на место. В таких случаях применяются схемы, изображенные на рис. 11 и 12, при которых грунт подается грейдер-элеватором только под обочину насыпи и оттуда автогрейдерами распределяется по всей ее ширине послойно и уплотняется кулачковыми катками. При этом производительность отряда снижается на 8—10% вследствие дополнительного перемещения грунта автогрейдерами. Следует заметить/ что применявшаяся кое-где на строительствах схема возведения насыпей высотой 1 м с бермами при ширине насыпей до 12 м, путем вторичной переброски разрыхленных грунтов па место грейдер-элеватором, резко снижает производительность этой машины, замедляет и удорожает производство работ и поэтому не должна быть рекомендована. То же самое следует сказать и о схеме возведения таких насыпей с предварительным вырезанием бермы и последующей присыпкой ее из резерва.
Укажем также, что производительность отрядов во главе с грейдер-элеватором в сравнительно большой степени зависит от длины обрабатываемого за один проход участка. Так например, подсчеты показывают, что наилучшая с точки зрения организации работ длина участка, обрабатываемого за один проход, равняется 1 —1,5 км. Уменьшение длины участка вызывает снижение производительности; при длине участка, обрабатываемого за 1 проход, до 200 м производительность отряда составляет всего 65 —70% нормальной производительности, подсчитанной для участка длиной 1 км.
Постройка земляного полотна отрядами с ведущей машиной — грейдер-элеватором, очевидно, может быть осуществлена и потоком, фронт работ такого потока должен состоять из трех захваток, длиной каждая от 1 до 1,5 км. На первой захватке cig>enepoM или бульдозером производятся работы по срезке неровностей продольного профиля и подготовка забоя для грейдер-элеватора с участием рыхлителя и грейдеров, в соответствии с приведенным выше описанием этих работ. На второй захватке производятся основные работы грейдер-элеватором совместно с автогрейдером (если это требуется по схеме работ) и на третьей —отделочные работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа отрядов с ведущей машиной - грейдер-элеватором"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы