В процессе эксплуатации электроды аккумуляторной батареи подвергаются износу. Износ электродов характеризуется выкрашиванием и оплыванием активной массы, а также коррозией токоотводов положительных электродов. Характерными признаками разрушения электродов являются: резкое понижение емкости аккумуляторной батареи; слишком малое время ее разряда и быстрое увеличение плотности электролита до нормального значения при заряде. Вследствие оплывания активной массы электролит делается мутным и приобретает коричневую окраску.
Коррозия токоотводов является одной из наиболее распространенных неисправностей свинцовых аккумуляторов, ограничивающих их срок службы. В процессе эксплуатации токоотвод положительного электрода, состоящий из свинца с различными добавками (сурьма, мышьяк, кадмий и др.), окисляется, теряя при этом свою механическую прочность. Из общепринятого взгляда на характер промежуточных реакций, приводящих к окислению токоотводов, следует, что происходит поверхностное окисление жилок токоотвода, а затем диффузия кислорода через образующуюся оксидную пленку в более глубокие слои токоотвода и его окисление.
С явлением коррозии токоотводов положительных электродов тесно связано явление деформации (роста) этих токоотводов. Деформация токоотводов выражается в том, что в процессе эксплуатации постепенно увеличиваются линейные размеры токоотвода. Вероятными причинами этого являются, с одной стороны, разбухание активной массы, а с другой — образование оксидной пленки на жилках вследствие коррозии. Дело в том, что объем пленки значительно больше объема свинца, из которого она образуется, в результате чего бывают разрывы жилок токоотводов положительных электродов. При разрушении токоотвода нарушается токоподвод к активному материалу электродов, происходит оплывание активной массы, уменьшается емкость аккумуляторной батареи и резко возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора.
Для предотвращения ускоренной коррозии токоотводов положительных электродов необходимо избегать частых и длительных перезарядов аккумуляторных батарей и не допускать зарядного напряжения генератора на машине выше 2,4 В на один аккумулятор батареи, соблюдать требуемую плотность электролита и правила заряда аккумуляторов, следить за чистотой электролита, не допуская вредных примесей в нем. Хранить заряженные аккумуляторные батареи с электролитом рекомендуется в прохладных помещениях по возможности при постоянной температуре.
Аккумуляторные батареи, имеющие разрушенные электроды, для дальнейшей эксплуатации непригодны и должны быть заменены.
Оплывание активной массы может происходить как за некачественного изготовления пластин (излишний слой пасты, неправильный режим сушки и др.), так и из-за неправильной эксплуатации аккумуляторов. Во время работы аккумуляторной батареи активная масса в положительных электродах при заряде и разряде постоянно изменяет свой объем, сцепление частичек активной массы между собой ослабевает, в результате чего они выкрашиваются. Выкрашивание частиц активной массы ускоряется, если аккумуляторную батарею будут систематически перезаряжать большим током, а при эксплуатации на автомобиле подвергать резким механическим толчкам.
При длительных перезарядах оплывание активной массы еще более усиливается, так как перезаряд сопровождается разложением воды с выделением кислорода на положительном электроде и водорода на отрицательном. Выделяющиеся пузырьки газов повышают давление внутри пор активной массы, вызывая ее разрыхление и выпадение. Помимо этого, выделяющийся на поверхности положительного электрода кислород окисляет материал токоотвода и разрушает его. Активная масса положительных электродов ввиду ее меньшей механической прочности при перезаряде разрушается гораздо быстрее, чем активная масса отрицательных электродов.
Внешними признаками оплывания активной массы положительного электрода являются: резкое снижение емкости батарей; малая продолжительность ее разряда и быстрый рост плотности электролита при заряде. Кроме того, электролит становится мутным и приобретает коричневую окраску за счет взвешенных частиц положительной активной массы.
Коробление электродов наступает в результате чрезмерно большой силы зарядного или разрядного тока, нарушения правил пуска двигателя стартером, повышенной температуры электролита и других факторов. При таких условиях эксплуатации активная масса электродов используется неравномерно как по площади, так 5 по толщине и, следовательно, неправильно изменяет свой объем. Положительные электроды подвержены дроблению в большей степени, чем отрицательные. По этой причине происходит разрыв рамок и жилок токоотводов и выпадение активной массы. Уменьшение количества активной массы приводит к снижению емкостных характеристик аккумуляторных батарей. Коробление электродов выражается в продольном прогибе электродов (со стрелой прогиба до 3—4 см). Коробленые электроды подлежат замене.
Отрыв электродов от мостика блока происходит обычно в результате плохого качества пайки электродов к мостику при сборке аккумуляторной батареи, в случае когда электроды в аккумуляторе не опираются на призмы моноблока, а также из-за плохого крепления аккумуляторной батареи в месте установки на автомобиле. Аккумуляторная батарея, имеющая этот дефект, имеет пониженную емкость и не может обеспечить гарантированную работу стартера при пуске двигателя. Оторванные электроды необходимо припаять к мостику блока.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Разрушение электродов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы