Люди начали строить дороги задолго до нашей эры, как только было изобретено колесо и появилась повозка. Известно, что египтяне, а затем римляне, успешно строили надежные дороги с покрытием из рваного камня и тесаного плитника. Затем в Европе появились булыжные мостовые, покрытия из брусчатки, деревянной торцовки, клинкерного кирпича, и, наконец, развитие автомобильного транспорта вызвало широкое строительство шоссе с водосвязным покрытием. Черные дороги, асфальто- и цементобетонные одежды появились лишь в нашем веке.
Все тяжелые и весьма трудоемкие дорожные работы по отсыпке земляного полотна, строительству мостов, добыче и дроблении камня в щебень, мощению дорог производились вручную вплоть до конца XIX в. Появление в 1835 г. паровых лопат — экскаваторов носило единичный характер, и их использовали как карьерные машины. В этот же период появились первые камнекольные машины (1840 г.) и камнедробилки (1858 г.) для приготовления каменных материалов. В 1875 г. был построен первый грейдер-элеватор, а в 1887 г. — первый грейдер на конной тяге. Изобретение французским инженером Макадамом в 1830 г. водосвязного шоссе потребовало создания тяжелых механических катков взамен прицепных каменных и деревянных, и в 1839 г. в Европе появляются первые самоходные трехвальцовые тяжелые паровые катки.
Зарождение механизации дорожного строительства следует отнести к 1900—1920 гг., которые характеризуются широким применением различных простейших машин с конной тягой: скреперов-волокуш, утюгов (плейеров), грейдеров и грейдеров-элеваторов. 1920—1940 гг. характеризуются интенсивным развитием механизации дорожного строительства. В качестве тяговых средств для дорожных машин начинают использоваться гусеничные тракторы, колесные тягачи и грузовые автомобили. Расширяется номенклатура машин, появляются тракторные бульдозеры и грейдеры, прицепные колесные скреперы, моторные катки, асфальтосмесители, распределители щебня, асфальтоукладчики, финишеры для сооружения бетонных покрытий, автогудронаторы, плужные снегоочистители, монтируемые на гусеничных тракторах и грузовых автомобилях, различные машины для эксплуатации и ремонта автомобильных дорог и т. п.
В 1940—1960 гг. создаются высокопроизводительные дорожные машины: мощные самоходные колесные скреперы емкостью до 60 м3, бульдозеры мощностью 600—1200 л. с, тяжелые автогрейдеры со всеми ведущими колесами, асфальтосмесители производительностью до 400 т/ч, высокопроизводительные укладчики до-рожно-строительных материалов одновременно на всю ширину покрытия 7,5; 9 и 12 м, облегченные виброкатки взамен статических тяжелых моторных и др. В 1960—1975 гг. резко возрастает эффективность дорожной техники, но уже не только за счет увеличения мощности и размеров рабочих органов машин, но и за счет автоматизации их управления и контроля за функционированием рабочих органов, что во многом облегчило управление машинами, повысило их выработку и качество производимых работ.
Появление автоматики позволило создать комплекты машин для выполнения законченных технологических и строительных процессов: асфальтобетонных и цементобетонных автоматизированных заводов; карьерных установок для приготовления щебеночных и черных материалов; машин для поточного производства работ, начиная от профилирования земляного полотна и стабилизации грунта до сооружения всех конструктивных слоев дорожной одежды; машин для прогрессивного ремонта усовершенствованных облегченных (черных) и асфальтобетонных покрытий методом их разогрева или нанесения пластичных материалов (шламов) и др.
За последние 10—15 лет значительно повысились качество машин, их надежность и долговечность, улучшились эргономика и внешняя отделка.
В ближайшее десятилетие предстоит дальнейшее совершенствование дорожной техники, и прежде всего создание автоматизированных комплектов машин для скоростного и поточного строительства земляного полотна и покрытий автомобильных дорор и аэродромов; высокопроизводительных быстроходных землеройных колесных машин с газотурбинными двигателями мощностью свыше 1000 л. с. с активными рабочими органами, с использованием энергии сжатого газа, вибрации, электрозвука и др.; высокоэффективных катков для уплотнения асфальтовых покрытий с использованием эффекта вакуумирования; асфальтосмесительных установок газотурбулентного смешения минеральных компонентов битуминозными; газоструйных снегоочистителей с реактивными двигателями; высокопроизводительных машин для поточного ремонта дорожных покрытий методом сплошного разогрева асфальтовых и черных материалов, нанесения шламовых материалов и др.
В социалистических странах дорожное машиностроение развивается в соответствии с экономической интеграцией и специализацией стран на основе научно-технического содружества. Значительных успехов в выпуске различных землеройных и дорожных машин достигли ПНР, ГДР и ЧССР. В странах — членах СЭВ расширяется кооперация производства дорожных машин и взаимные поставки таких узлов, как гидрооборудование (гидроцилиндры, насосы и распределители), ведущие мосты, коробки передач, аппаратура автоматики, и многих других комплектующих изделий.
Среди капиталистических стран дорожное машиностроение наиболее развито в США, особенно в создании и выпуске мощных землеройных машин и разнообразной номенклатуры машин для приготовления дорожно-строительных материалов, сооружения черных, асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, их ремонта и содержания. Значительно развито дорожное машиностроение в ФРГ, где выпускаются прогрессивные виброуплотняющие машины, машины для стабилизации грунтов, приготовления и укладки черных, асфальтобетонных смесей и цементобетона.
В Англии, Франции и Италии выпускаются разнообразные машины для земляных работ, для приготовления дорожно-строительных материалов и сооружения покрытий. Дорожные машины выпускаются в Бельгии, Швейцарии (снегоочистители), Швеции (автогрейдеры, погрузчики), Дании (катки), Финляндии, Японии и других странах. Япония, обогнав европейские страны, стала конкурировать с США по выпуску мощных бульдозеров, скреперов, автогрейдеров, погрузчиков, смесителей, укладчиков дорожно-строительных материалов и других дорожных машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Развитие механизации дорожного строительства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы