В трансмиссиях стреловых самоходных кранов применяют цилиндрические горизонтальные двухступенчатые редукторы с эвольвентным зацеплением и косозубыми зубчатыми колесами и конические редукторы с прямыми зубчатыми колесами.
Цилиндрический редуктор Ц-2 (рис. 53, а я б) — двухступенчатый, выполнен по раздвоенной схеме, т. е. с симметричным расположением колес относительно опор.
У редукторов, выполненных по такой схеме, обеспечивается одинаковая радиальная нагрузка на подшипники валов и разгрузка подшипников вала от осевых нагрузок. Такие редукторы передают большие крутящие моменты, чем редукторы, выполненные по другим схемам.
Редуктор представляет собой отдельный агрегат, который крепится к поворотной платформе болтами. Все детали редуктора смонтированы в корпусе, имеющем разъем по линии валов.
Рис. 53. Цилиндрические горизонтальные двухступенчатые редукторы:
а и б — общий вид и схема редуктора Ц-2, в — схема редукторов РМ и РЦД; 1 — корпус, 2 — крышки, 3 — зубчатый венец, 4 — тихоходный ведомый вал, 5 — вал-шестерня, 6 — колесо, 7 — роликоподшипник, 8 — шестерня, 9 — первичный ведущий вал, 10 — маслозащитное кольцо, 11 — регулировочный винт, 12 — замок, 13 — ведомое колесо
Верхняя и нижняя части фиксируются относительно друг друга коническими штифтами.
Крутящий момент от раздаточной коробки передается первичному валу, вращающемуся в роликоподшипниках, с короткими цилиндрическими роликами. Вал сделан заодно с косозу-быми шестернями. Нарезка зубьев у левой и правой шестерен 8 выполнена в противоположных направлениях, что уравновешивает осевые усилия, возникающие на зубьях шестерен, а следовательно, разгружает подшипники вала 9 от осевых нагрузок.
С шестерен крутящий момент передается на косозубые колеса, которые шпонками крепятся на промежуточном валу-шестерне, установленном в конических однорядных роликоподшипниках. С вала-шестерни крутящий момент передаётся на косозубое ведомое колесо, закрепленное на тихоходном валу шпонкой и зафиксированное от осевых перемещений распорными втулками.
Вал вращается в конических однорядных роликоподшипниках. Его выходной конец делают либо в виде зубчатого венца входящего в зацепление с венцом барабана (например, в грузовой и стреловой лебедках кранов КС-1562 и КС-3561 — оба венца образуют зубчатую муфту, сферический подшипник барабана устанавливают в расточке вала), либо цилиндрическим со шпоночной канавкой (например, в механизме поворота кранов КС-1562. и КС-3561—на выходной конец вала посажен фланец карданного вала).
Крышки ограничивают осевое перемещение валов и ограждают внутреннюю поверхность редуктора от внешней среды.
Подшипники смазывают солидолом, набиваемым в них при сборке. Шестерни смазываются маслом, заливаемым в корпус через смотровой люк. Уровень масла контролируют по маслоуказателю. Сливают масло через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой. В местах выхода вала каждая крышка имеет кольцевую уплот-нительную канавку для установки уплотнения, препятствующего выходу масла из редуктора. Подшипники защищены от прямого попадания струи масла, смазывающего шестерни, маслозащитны-ми кольцами.
Осевую игру валов в конических подшипниках регулируют винтом, который стопорится замком.
На рис. 53, в показана схема размещения передач редукторов типа РМ и РЦД. Редуктор выполнен по развернутой схеме, т. е. имеет несимметричное расположение шестерен и колес относительно опор. Такая конструкция проще, чем конструкция редуктора, выполненная по раздвоенной схеме, но обуславливает неравномерное распределение нагрузки по ширине зубчатых колес и на подшипники опор. Поэтому в трансмиссиях автомобильных стреловых самоходных кранов их применяют реже редукторов Ц-2.
Валы и вал-шестерня редукторов РМ и РЦД установлены в подшипниках качения и расположены в одной плоскости по линии разъема корпуса редуктора. Подшипники качения с наружной стороны закрыты вставными крышками. Оба конца быстроходного и конец тихоходного валов проходят через крышки с лабиринтными уплотнениями, предотвращающими течь масла. Корпус и крышка редуктора соединены болтами, их взаимное положение фиксируется коническими штифтами.
Плоскость разъема редуктора окрашивают шеллаком или спиртовым лаком; внутреннюю полость — маслостойкой краской. Для заливки масла в редуктор, а также для наблюдения за состоянием зубчатых передач в верхней части крышки редуктора имеется смотровая крышка, прикрепленная к крышке редуктора болтами. Во избежание повышения давления при разогреве масла во время работы внутренняя полость редуктора сообщается с атмосферой через отдушину на смотровой крышке. Для выпуска масла в нижней части корпуса редуктора имеется отверстие, закрытое резьбовой пробкой.
Для наблюдения за уровнем масла в редукторе в нижней части корпуса установлен маслоуказатедь, который . представляет собой стержень с нанесенными на нем двумя рисками, являющимися границами уровня масла.
Конические редукторы используют в основном в качестве промежуточных редукторов, устанавливаемых на. ходовой раме неповоротной части крана для передачи движения от коробки отбора мощности к механизмам крана, расположенным на поворотной части.
Промежуточный нижний конический редуктор крана К-46 (рис. 54, а) состоит из корпуса и конических шестерен. Ведущая шестерня, установленная на валу А, имеет удлиненную ступицу, опирающуюся на два шарикоподшипника, которые расположены в стакане. Ведомая шестерня, находящаяся на полом вертикальном валу на призматической шпонке, снизу закреплена гайкой. Вал вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в стакане, который прикреплен к чугунному корпусу редуктора болтами. На конце вала имеются шлицы или шпоночные канавки, с помощью которых вал соединяется с узлами трансмиссии, передающими движение механизмам, расположенным на поворотной раме.
Во внутренней полости вала проходят полые тяги (управления муфтой сцепления двигателя автомобиля) и (управления тошгавоцодачей). Тяги соединены системой рычагов и тяг с рычагами управления в кабине крана. Нижними концами тяги соединены с рычагами, которые в свою очередь системой тяг, рычагов и тросов воздействуют на муфту сцепления и систему топливоподачи. Внутри тяги расположен электропровод системы освещения и сигнализации.
Зазор в зацеплении конических шестерен регулируют прокладками, установленными между стаканом и крышкой. Правильность зацепления при сборке проверяют «на краску». Детали редуктора смазывают маслом, которое заливают через отверстие, закрываемое пробкой. Отработавшее масло сливают через отверстие в люке, закрываемое пробкой. В верхней части корпуса установлено уплотнение, предотвращающее разбрызгивание масла.
Аналогичную конструкцию имеют промежуточные нижние конические редукторы, устанавливаемые на кранах КС-1562 и КС-2561Е, а также унифицированные между собой нижний и верхний (передает движение коробке передач поворотной части) конические редукторы крана КС-3561. Конические редукторы этих
Рис. 54. Промежуточные конические редукторы кранов К-46 (а) и К-64 (б):
1 — корпус, 2— прокладки, 3 ш 15 — гайки, 4 и 10 — валы, 5 — крышка, 6 и 9 — стаканы, 7 и 8—шестерни, 11 и 12 — тяги, 13 — уплотнение, 14 и 15 —пробки заливного и сливного отверстий, 17 — люк, 18 и 15 — рычаги, 20 — крестово-кулисная муфта
машин отличаются от редуктора крана К-46 только типом применяемых подшипников и углами, под которыми пересекаются оси валов.
Промежуточный нижний конический редуктор крана К-64 (рис. 54, б) принципиально отличается от редуктора крана К-46 тем, что его вертикальный вал установлен на подшипниках непосредственно в корпусе, а не в стакане, как у редуктора крана К-46. Аналогичную конструктивную особенность имеет и промежуточный нижний конический редуктор, устанавливаемый на кране КС-2561Д.
Конические редукторы используют в трансмиссиях стреловых самоходных кранов в качестве верхних промежуточных редукторов (КС-3561), а также в ряде механизмов крана (реверсивный, поворота и др.).
Червячные и комбинированные редукторы в трансмиссиях автомобильных стреловых самоходных кранов как самостоятельные агрегаты не применяют, они входят составной частью в более сложные механизмы кранов (грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота). Их конструкция рассмотрена в соответствующих разделах учебника.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Редукторы трасмиссии автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы