Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Буровое оборудование

Публикация:
   Резистивиметрия и механический каротаж

Читать далее:




Резистивиметрия и механический каротаж

Резистивиметрия как самостоятельный метод геофизического исследования состоит в наблюдении за изменением удельного сопротивления раствора в скважине после искусственного повышения его минерализации. Этот метод дает возможность установить в разрезе местоположение и интенсивность притока или поглощения воды. Исследования начинают после отмывки стенок скважины от глинистого раствора, поэтому резистиви-метрию проводят только в скважинах, стенки которых сложены устойчивыми породами, или в интервалах, оборудованных фильтрами.

Для измерений используют резистивиметр, небольшой трехэлектродный зонд специальной конструкции, изолированный от влажной среды непроводящим корпусом. В корпусе имеются сквозные отверстия, через которые раствор, находящийся в скважине, свободно поступает внутрь прибора.

Рис. 1. Резистивиметрические кривые при наличии притока:
а — при естественном режиме фильтрации; б — при оттартывании раствора; в — при продавливании раствора. Цифры 1, 2, 3, 4… показывают последовательность регистрации кривых.

Известны два способа резистивиметрическнх исследований: наблюдения при естественном режиме и наблюдения при нарушенном режиме подземных вод.

Первый способ применяют для обнаружения мест притока воды в скважину и перелива воды из одного горизонта в другой, а также для определения скоростей фильтрации подземных вод. Сначала находят удельное электрическое сопротивление подземной воды, для чего регистрируют первую резистивиметрическую кривую. Затем скважину промывают раствором поваренной соли повышенной концентрации (в 3…4 раза выше естественной) . Часто промывку заменяют медленным протягиванием вдоль ствола скважины пористого мешка, наполненного солью. После этого снимают контрольную рези-стивимонограмму, по которой проверяют однородность условий в скважине. Через 10… 15 мин замер повторяют. Для более четкого определения мест притока обычно проводят несколько последовательных замеров, постепенно увеличивая интервал между ними. Так как минерализация подземных вод меньше, чем соленого раство-pa, находящегося в скважине, места притоков четко проявляются при автоматической записи.

Вторым способом более точно устанавливают места притока воды в разрезе, или водопоглощающие зоны, а также определяют объемные расходы отдельных водоносных горизонтов. Замеры чередуют с откачкой или подливом воды, которые усиливают приток, что позволяет точнее и быстрее найти ее месторасположение.

Этот способ применяют также в обсаженных скважинах для контроля за исправностью обсадных колонн.

Механический каротаж — это наблюдения за скоростью углубки скважины во время ее бурения.

Различные породы оказывают разное сопротивление разбуриванию, поэтому по скорости углубки можно представить, какие пласты были пройдены, то есть уточнить геологический разрез скважины. При механическом каротаже определяют продолжительность углубки (время на бурение 1 м скважины) или скорость бурения.

Наиболее простой способ установления продолжительности углубки заключается в определении времени, затраченного на углубку каждого метра ведущей трубы, размеченной на метровые интервалы, после спуска колонны бурильных труб в скважину. Иногда вместо записи времени углубки через 1 м записывают время углубки каждой бурильной трубы.

На основании полученных данных строят кривые изменения продолжительности углубки или скорости бурения с глубиной — кривые механического каротажа.

Более точные данные получают при помощи приборов. Прибор, записывающий на ленте с постоянной скоростью перемещение долота, называется фидографом.

Для того чтобы по записям фидографа определить продолжительность углубки, необходимо знать положение забоя в любое время, разметить глубины и вычислить время бурения каждого интервала углубки (исключая время, затраченное на спуск и подъем снаряда и на проработку скважины).

Продолжительность углубки, или скорость бурения, зависит не только от физико-механических свойств буримых пород, но и от применяемого бурового оборудования, типа породоразрушающего инструмента и режима бурения. Поэтому необходимо учитывать все эти факторы.

Преимущество механического каротажа — возможность оценки пройденных скважиной пластов непосредственно в процессе бурения, несмотря на приближенное определение.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Буровое оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Резистивиметрия и механический каротаж"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства