Для облегчения работы бульдозера, скрепера или грейдера твердый грунт рыхлят рыхлителем полностью или частично в зависимости от состояния грунта и от того, какими машинами намечена разработка грунта.
Для работы грейдеров грунт полностью рыхлят, для скреперов— частично, до образования комьев размером от 5 до 10 см, не Допуская при этом распадения грунта на мелкие частицы. Бульдозеры, как правило, работают без предварительного рыхления, а при необходимости рыхление производят зубьями, поставленными на отвале бульдозера. Грунт рыхлят слоями, которые затем убираются грейдерами, скреперами и бульдозерами. Одновременная ра-°ота землеройных машин и рыхлителей на одном участке не допускается.
Рис. 1. Схема запасовки каната рыхлителя Д-162А:
1 — лебедка; 2 и 4 — блоки; 3— канат;
Для рыхления иногда, при отсутствии рыхлителей, применяют плуги, подрезая ими пласты грунта, отделяя пласты от массива и переваливая в сторону насыпи на 0,3—0,4 м. Для облегчения работы плуга, особенно в плотных грунтах, перед лемехом устанавливают ножи-стойки.
При рыхлении плотных сухих грунтов на глубину до 20—30 см рыхлитель используют с полным количеством стоек, а при рыхлении на глубину 40—50 см количество стоек рыхлителя уменьшают до трех. Для уменьшения непроизводительных поворотов плуга или рыхлителя рекомендуется рыхлить грунт на участках длиной от 500 до 1000 м. Не следует разрыхлять грунт со значительным опережением по времени его разработки, т. е. в количествах, превышающих дневную выработку землеройных машин за день. Разрыхленный грунт в жаркое время быстро сохнет, твердеет и дальнейшая разработка и уплотнение его в насыпях дорог усложняются.
В дождливое время разрыхленный грунт расплывается, становится липким, что ухудшает условия работы машин и резко снижает их производительность.
Механизм управления рыхлителем состоит из лебедки, установленной на задней части трактора и полиспаста. Неподвижная обойма полиспаста закреплена на основной раме, а подвижная обойма — на верхней поперечной балке подъемной рамы. При укорачивании полиспаста подъемная рама, поворачиваясь относительно вала, связывающего ее с основной рамой, поднимает основную раму, выглубляет зубья и устанавливает в транспортное положение. Установка рыхлителя в транспортное положение фиксируется специальной замковой стойкой на основной раме, к которой крепится болтом опущенная подъемная рама.
Загрубление в рабочее положение достигается ослаблением каната, благодаря чему основная рама под действием собственного веса опускается и зубья погружаются в грунт.
Ходовая часть рыхлителя состоит из двух сварных колес с универсальными ступицами на шарикоподшипниках, сидящих на полуосях. При транспортировке рыхлителя на ступицы могут быть надеты диски с пневматическими шинами, что обеспечивает переброску рыхлителя в сцепе с автомобилем со скоростью до 30 км/ч.
Не рекомендуется разрыхлять грунт сразу на большую глубину, так как на рыхлом грунте увеличиваются сопротивления перемещению трактора и возникает его буксование, что уменьшает возможности использования навесных или прицепных землеройных машин, работающих с трактором.
Тяжелый глинистый или глинисто-щебеночный грунт разрыхляют рыхлителем с тремя зубьями, снимая второй и четвертый зубья, и работают на I передаче трактора Т-100М со скоростью движения до 2,36 км/ч при глубине рыхления свыше 0,4 м и со скоростью не более 3,78 км/ч — до 0,4 м. При рыхлении влажных глинистых и суглинистых грунтов на небольшую глубину на зубья рыхлителя налипает грунт, вызывая через каждые 20—30 м остановку трактора для очистки зубьев и стоек от налипшего грунта. На это непроизводительно затрачивается до 20% рабочего времени.
Способы рыхления грунтов определяют практической проверкой на месте работы. Производительность рыхлителя на тракторе. Т-100М за 1 ч работы характеризуется следующими показателями:
— при подготовке грунта для разработки скреперами при глубине рыхления до 40 см за один проход средняя производительность рыхлителя при длине разрабатываемого участка 50 м составляет 1250 л/3, а на участке длиной 200 м—1750 м3;
— при рыхлении с очисткой полосы от корней на глубине до 30 см за два прохода производительность рыхлителя на участке 50 м составляет 310 м3, а на участке 200 м —365 м3.
Рис. 2. Рыхлитель Д-515 с гидравлическим управлением с бульдозером Д-493:
1 — отвал; 2 — гидроцилиндр бульдозера; 3 — трактор; 4 — гидроцилиндр рыхлителя; 5 — рабочие органы рыхлителя (стойки)
Производительность рыхлителей с гидроприводом по рыхлению тяжелых грунтов характеризуется следующими показателями: для рыхлителей Д-515А на тракторе Т-100МГП —1000— 1300 ж3/ч; для рыхлителей Д-576 на тракторе Т-180Г с бульдозером Д-521 — 1500—2000 мъ/ч.
Зубья рыхлителя необходимо устанавливать строго симметрично относительно продольной оси машины. Несоблюдение этого требования вызывает значительные боковые усилия и нагрузки.
Глубина рыхления для рыхлителя Д-162А устанавливается и регулируется опусканием тяговой рамы путем изменения положения подъемной рамы. При рыхлении плотных твердых грунтов для надежного заглубления рыхлительных зубьев в балластный ящик машины с“канатным управлением добавляют балласт, а в машине с гидроприводом меняют положения штока в гидроцилиндре управления рабочим органом.
Указания инструктору. При выполнении упражнения учащиеся должны ознакомиться с правилами производства работ и научиться их выполнять. Они должны усвоить приемы подготовки рыхлителя к работе и выполнять ежедневное техническое обслуживание с соблюдением правил техники безопасности.
В процессе обучения инструктор:
— показывает последовательность и требует выполнения работ по ежесменному техническому обслуживанию рыхлителя;
— знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности во время выполнения работ рыхлителем; знакомит с применяемой сигнализацией и требованиями безопасности при работе с буксирными цепями и тросами;
— показывает приемы частичного и полного рыхления грунта в зависимости от назначения рыхления, вида дорожных машин, производящих дальнейшую разработку грунта и категории грунта;
— показывает приемы смены колес рыхлителя на пневматические автомобильные колеса для транспортировки его по шоссейным дорогам.
После объяснения и показа приемов управления рыхлителем, учащиеся выполняют упражнение самостоятельно с соблюдением правил безопасности. При этом инструктор проверяет правильность выполнения приемов управления рыхлителем и работы по техническому обслуживанию рыхлителя и трактора.
Степень усвоения упражнения оценивается умением учащегося правильно управлять рыхлителем при выполнении работ по рыхлению грунта; соблюдать технологические процессы работы и правила эксплуатации рыхлителя; быстро и правильно производить смену колес рыхлителя для его транспортирования; соблюдать правила техники безопасности; производить техническое Обслуживание рыхлителя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рыхление грунта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы