Сельсины служат для передачи на расстояние углового перемещения какого-либо вала, т. е. исполнительная ось, или приемная, должна вращаться синхронно и синфазно с передающей осью.
Сельсины представляют собой миниатюрные электрические машины, сходные по конструкции с синхронным двигателем.
На шахтных подъемных установках применяют сельсины БД-501, БС-501, БД-404, БС-404 и индукционный датчик угла поворота М 21/2.
Соединение обмоток статора индукционного датчика М 21/2, применяемого в командоаппара-тах БКА-5013, БКА-5023 и ЬКА-5073.
Для передачи на пульт управления информации о положении сосуда в стволе шахты применяют синхронную сельсинную передачу, которая заключается в следующем. Механическое вращение* вала барабана подъемной машины сначала преобразуется в электрические токи, которые передаются по проводам к месту установка Щкалы указателя глубины (пульту управления), а затем — обратно-в механическое вращение другого вала, приводящего в движение -стрелку (шкалу) указателя глубины. Для преобразования механического вращения вала в электрические токи используют сельсин-датчик БД-501А, а для обратного преобразования электрического тока в механическое вращение стрелки указателя глубины — сельсин-приёмник БС-501А. Бесконтактный сельсин БС-501А отличается от сельсина БД-501А наличием фрикционного демпфера.
Для осуществления синхронной передачи фазные обмотки сельсин-датчика и сельсин-приемника соединяются между собой проводами, а их обмотки возбуждения включаются в цепь общего источника переменного тока (рис. 109).
Например, барабан повернулся от своего первоначального положения на какой-то угол. Тогда благодаря механической связи ротор сельсин-датчика повернется на соответствующий угол и согласованное положение нарушится. Угол, на который поворачивается ротор от согласованного положения, называется углом рассогласования.
В результате возникшего рассогласования нарушится равенство индуктированных э. д. с. и в фазных цепях сельсинов возникнут электрические токи. Эти токи, протекая по фазным обмоткам, создают результирующий магнитный поток, который взаимодействует с магнитным потоком возбуждения с определенной механической силой, создающей вращающий момент. Такое взаимодействие будет как в сельсин-датчике, так и в сельсин-приемнике. Но учитывая, что положение ротора сельсин-датчика фиксируется положением барабана, а ротор сельсин-приемника может вращаться практически свободно, последний будет поворачиваться, пока вновь не займет согласованного положения, отвечающего новому положению барабана.
При проверке сельсинов необходимо выполнить следующее.
1. Проверить сопротивление изоляции обмоток сельсинов относительно корпуса и между собой мегомметром на напряжение 500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм.
2. Проверить соответствие подводимого напряжения паспортному. Допустимое колебание напряжения сети не должно превышать ±5%.
Колебание напряжения сети изменяет величину синхронизирующего момента пропорционально квадрату отношения действительного напряжения сети к номинальному. Поэтому подключать сельсины к питающей сети необходимо через стабилизирующие устройства, обеспечивающие постоянство подводимого к сельсинам напряжения.
3. Проверить состояние подшипниковых узлов и легкость вращения ротора. Вращение должно быть легким, плавным, без заеданий.
Рис. 1. Схема синхронной передачи:
СД — сельсин-датчик; СП — сельсин-приемник
При использовании сельсина в индикаторной синхронной передаче синхронизирующий момент сельсин-приемника должен преодолевать действующий на его валу тормозной момент, создаваемый главным образом трением в подшипниках. Поэтому на состояние подшипников следует обращать особое внимание. Следует иметь в виду, что с завода сельсины могут поступать с несмазанными подшипниками. Для смазки подшипников сельсин-приемника необходимо применять легкое масло. Подшипники сельсин-датчиков и сельсинов в командоаппаратах можно смазывать тугоплавкой смазкой, так как трение в подшипниках здесь незначительно.
4. Проверить правильность установки сельсина в аппарат.
При установке не допускать ударов по корпусу сельсина и попадания внутрь аппарата металлической пыли и стружки.
5. Проверить нагрев сельсинов во время работы. Предельное допустимое превышение температуры сельсина при температуре окружающей среды 35 °С должно быть не более 65 °С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сельсины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы