Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Буровое оборудование

Публикация:
   Шнековое бурение

Читать далее:




Шнековое бурение

Шнековое бурение — разновидность вращательного способа бурения, при котором разрушенная на забое порода транспортируется на поверхность по спиральным лопастям колонны шнеков, причем бурение совмещено с удалением породы с забоя без промывки или продувки.

Основная часть бурового снаряда при шнековом бурении — колонна шнеков, на нижнем конце которой закрепляется породоразрушающий инструмент (долото).

Быстрое внедрение долота в мягкую породу с относительно низкой температурой обеспечивает его охлаждение. Незначительная скорость продвижения долота в твердых породах приводит к сильному нагреву и преждевременному выходу его из строя. Поэтому шнековое бурение более эффективно в рыхлых, мягких и средней твердости породах.

Шнековый способ позволяет получить высокие механические скорости бурения, особенно при бурении мягких пород и слабосцементированных галечников.

Основные параметры режима бурения — осевая нагрузка на долото и частота вращения буровой колонны.

Увеличение осевой нагрузки, как правило, повышает скорость бурения. Однако при этом возрастает и объем разрушаемой породы, что может привести к образованию на витках шнека пробок породы. При бурении в породах, представленных устойчивыми песчано-глинис-тыми отложениями, осевая нагрузка должна быть не более 4…5 кН.

Породы средней твердости бурят с принудительной нагрузкой на долото до 8… 10 кН.

Как только на шнеках начинают образовываться пробки, давление снимают и расхаживают буровой снаряд.

С увеличением частоты вращения шнеков механическая скорость бурения во всех случаях возрастает, особенно при бурении рыхлых пород. Как показывает опыт шнекового бурения, частота вращения буровой колонны должна быть в пределах 1,7…3,3 с-1. При бурении с частотой вращения меньше 1,7 с-1 ухудшается транспортировка породы, а при частоте вращения 3,3 с-1 происходит вибрация инструмента, поэтому при такой частоте вращения обычно очищают шнеки при холостом вращении буровой колонны. Для этого перед наращиванием очередного шнека колонну 60…75 с вращают без подачи снаряда на забой.

Водоносные пески мощностью до 2,5…3 м бурят при больших частотах вращения колонны и максимальной нагрузке на долото. После бурения песчаного интервала и внедрения долота в подстилающие устойчивые породы необходимо несколько раз провести расхаживание шнековой колонны для создания и уплотнения корки на стенках скважины.

В неустойчивых породах (плывунах или водоносных песках) большой мощности бурят с одновременным креплением стенок скважины обсадными трубами. Здесь колонна шнеков вращается внутри обсадных труб, которые под действием собственной массы опускаются по мере углубления скважины. Частота вращения не больше 1 с-1.

Основное условие, определяющее эффективность бурения глинистых пород, — обеспечение непрерывного выноса разрушенной породы на поверхность. Для этого необходимо использовать долота, конструкция которых обеспечивает плавный переход с режущих лопастей на спираль шнека.

При бурении вязких плотных глин на забой периодически подливают воду.

При шнековом способе бурения бурильщик должен внимательно следить за выносом породы из скважины и нагрузкой на приводной двигатель. При образовании пробки породы на витках шнека прекращается вынос породы на поверхность и увеличивается расход мощности на вращение колонны. В этом случае приподнимают снаряд над забоем на 0,5…0,7 м и вращают его 1… 2 мин с максимальной частотой для очистки шнеков от породы. Когда ликвидировать образующиеся пробки породы невозможно, бурят рейсами, то есть периодически поднимают буровой снаряд. Для этого долото и 1…2 шнека опускают в скважину на колонне гладких труб. После углубления на 1… 1,5 м снаряд извлекают. Производительность бурения при рейсовом способе резко снижается.

Галечниковые отложения бурить шнековым способом эффективнее, чем вращательным с прямой промывкой, так как шнеки транспортируют даже крупную гальку без предварительного дробления ее. При бурении галечниковых отложений долота быстро изнашиваются, режущие грани затупляются и скорость бурения снижается, поэтому их армируют твердосплавными резцами. Чтобы улучшить вынос гальки на поверхность, рекомендуется бурить при частоте вращения снаряда до 5 с-1.

Все большее развитие получает вращательное шнековое бурение в породах невысокой твердости, не требующее применения промывочной жидкости. Шнеки — трубы диаметром 60 и 73 мм с навитой на них спиралью. Разрушенная долотом порода попадает на винтовую поверхность шнеков, вращающихся с большим числом оборотов, и выносится наверх к устью скважины. Шнековое бурение обеспечивает большие механические скорости, так как лезвие долота не перемалывает и не истирает уже отделенную от забоя породу. Процесс очистки забоя скважины при шнековом бурении идет непрерывно и параллельно разрушению породы. Отделенная от забоя порода попадает на быстро вращающийся винт—шнек. Под действием центробежных сил она прижимается к стенкам скважины. Непрерывно набегающая винтовая лента шнека поднимает ее вверх к устью скважины, причем часть породы втирается ребордой ленты в стенки скважины. При шнековом бурении забой скважины эффективно очищается от разрушенной породы, что обеспечивает большие механические скорости бурения в породах до IV категории по буримости. С большой механической скоростью бурятся слабо сцементированные отложения мелкой гальки и щебня, так как последние не разрушаются, а целиком выносятся на поверхность. Плохо работает шнековый транспортер в вязких глинах, которые налипают на шнеки и препятствуют транспортировке выбуренной породы.

Охлаждение долота и шнеков осуществляется за счет быстрой углубки в мягкие породы. Глубина шнекового бурения от 1,5 до 50—80 м. Применяют шнековое бурение для проходки минных, инженерно-геологических и поисковых скважин (с использованием кольцевых буровых наконечников, позволяющих получать керн), а также в сочетании с другими способами при гидрогеологических исследованиях.

Преимуществами шнекового бурения мелких скважин в мягких породах являются большая скорость углубки; непрерывная транспортировка породы без подъема бурового инструмента; возможность бурения без промывки. Недостатки — незначительная глубина бурения, большая потребная мощность для вращения тяжелой шнековой колонны.

Инструмент для бурения шнеками состоит из долота, шнековой утяжеленной бурильной трубы и колонны шнеков.

Для повышения ресурса долота армируют резцами из твердого сплава. Диаметр долота на 15—20 мм больше диаметра шнека, чтобы колонна шнеков могла свободно вращаться в скважине, на стенках которой образуется шламовая корка.

Наибольшее распространение получили двух- и трехлопастные долота. Трехлопастное долото имеет литой стальной корпус с зубчатыми лопастями с наклоном по винтовой линии. Лопасти армированы твердосплавными восьмигранными резцами.

Шнек состоит из трубы, к наружной поверхности которой приварена по спирали наклонная стальная лента толщиной 5—6 мм.

Шаг спирали равен 0,7—0,9 наружного диаметра шнека. Длина шнеков 1,3—3 м, диаметры 70—300 мм и более. Для соединения шнеков к их концам привариваются полузамки, которые выполнены в виде шестигранной втулки и шестигранного хвостовика, закрепленных между собой пальцами и пружинной защелкой. Нижние шнеки имеют более толстостенные реборды для увеличения массы и прочности шнека. Шнеки могут соединяться также резьбой. Колонковый (полый) шнек служит для бурения с отбором керна. Для бурения с отбором керна собирают такой снаряд: колонковый шнек, несколько обычных шнеков и специальные бурильные трубы диаметром 73 мм. Колонковые шнеки применяют диаметром 180 и 135 мм, а коронки к ним соответственно 198 и 148 мм. Колонковый шнек с одной стороны имеет наружную правую резьбу для соединения с коронкой, с другой — хвостовик для соединения со шнеками. Тонкостенная разрезанная вдоль труба, помещенная внутри шнека, является керноприемной трубой. Подняв шнек после наполнения керном, отвинчивают коронку, захватывают крюком за отверстия керноприемной трубы и извлекают ее вместе с керном из трубы шнека. Керноприемную трубу разъединяют на две половины и вынимают керн.

Для извлечения керна из скважины без подъема шнековой колонны применяются шнеки с большим проходным отверстием. На канате внутрь шнековой колонны опускается грунтонос, который закрепляется защелками-фиксаторами в нижнем шнеке. Наполнив грунтонос керном, дают натяжение канату ловителя. Специальное устройство освобождает защелки от упоров, и грунтонос с керном поднимают на поверхность, а в скважину сразу же опускают заранее подготовленный порожний грунтонос.

Шнековое бурение скважин диаметром 50—100 мм на глубину до 7—10 м при инженерно-геологических изысканиях, поисковых и съемочных работах можно производить механическим пробоотборником МП-1 или мотобурами Д-10М и М-1, которые состоят из бензодвигателя «Дружба», редуктора или двухступенчатой коробки передач. Ведомый вал редуктора патроном соединяется со шнеком. Благодаря малой массе, не превышающей 15 кг, такой агрегат легко переносится одним человеком в специальном рюкзаке.

Для бурения шнеками скважин глубиной до 15 м применяется установка УКБ-12/25.

В комплект установки включен буровой насос НБ1-25/16, что позволяет при необходимости производить бурение колонковым способом.

Выпускается также самоходный вариант этой установки УКБ-12/25С на автомашине УАЗ-469Б. На §азе установки УКБ-12/25 разработан колонковый мотобур КМ-10.

Для бурения шнеками гидрогеологических, сейсмических, поисковых и структурно-картировочных скважин глубиной до 80 м применяется самоходная установка УШБ-16. Установка УШБ-16 приводится от двигателя автомашины ЗИЛ-131, на которой она смонтирована.

Геологическая документация при шнековом бурении обеспечивается изучением поднимаемой шнеками породы. Для уточнения участков, с которых отбирается проба, бурение ведут ограниченными интервалами.

При вращательном бурении шнеками разрушаемая долотом порода поднимается на поверхность одновременно с углублением забоя с помощью вращающихся буровых штанг, на которые винтообразно навита стальная лента. Колонна шне-*?ков образует винтовой транспортер.

Шнековый способ может эффективно применяться при бурении скважин в мягких и средней твердости породах, а также в слабо сцементированных галечниках, если размеры гальки меньше разницы D—d/2, где D — диаметр шнека; d — диаметр трубы, на которую навита спираль, и меньше шага спирали.

Основными параметрами шнекового бурения являются осевая нагрузка на породоразрушающий инструмент и частота вращения шнековой колонны. Частоту вращения следует давать наиболее высокую, насколько позволяет мощность двигателя. При снижении частоты вращения до 150 об/мин скорость подъема выбуренной породы уменьшается, в результате она скапливается на забое и снижает скорость бурения. В мягких и сыпучих породах осевая нагрузка на забой принимается минимальной, т. е. равной массе шнековой колонны. Частоту вращения увеличивают до 200—300 об/мин. При бурении применяют плоские и лопастные долота.

В плотных породах осевую нагрузку на забой увеличивают до 7,0—10,0 кН, а частоту вращения долота снижают до 80— 130 об/мин.

Долото и шнеки охлаждают буримой породой вследствие большой скорости углубки. В твердых породах скорость уг-лубки мала, поэтому долота быстро нагреваются и выходят из строя.

Осуществляя осевую нагрузку, рекомендуется по возможности обеспечивать равномерную подачу инструмента. При резкой подаче инструмента вниз, с одной стороны, создаются неблагоприятные условия работы для двигателя, а с другой например в вязких глинистых породах, между скважиной и спиралями шнеков образуются пробки из спрессованной глины.

При бурении необходимо следить за износом режущих граней долот, за исправностью шнеков (смятия, искривления), за плавностью сопряжения спиралей шнеков; не допускать засыхания комков породы на спиралях, тормозящих движение рыхлого породного материала.

При бурении по сухим глинам, суглинкам и другим породам для уменьшения трения при перемещении породы между шнеками и стенками скважины в нее подливают воду. Для этого несколько минут прокручивают колонну шнеков без подачи, пока не прекратится подъем разбуренной ранее породы. Остановив вращение, заливают 1—2 ведра воды в скважину между спиралями шнеков и дают обратное вращение колонне в течение нескольких минут. Вода доходит до забоя и при эгом равномерно увлажняет стенки скважины.

При бурении в вязких породах на шнеках образуются сальники из-за сильного прилипания к ним разрушенного липкого шлама. Такие сальники зачастую приводят к прихвату бурового инструмента, поэтому рейс приходится прерывать через каждые 1,5—2,0 м. Это резко сокращает производительность, кроме того, требуется немало труда и времени на очистку шнеков от породы, даже при использовании специального устройства.

Для отбора керна при шнековом бурении применяют колонковые шнеки. Коронки соединяются с колонковыми шнеками правой резьбой, поэтому при ликвидации прихватов колонны нельзя применять левое вращение, чтобы не оставить коронку на забое. Снаряд для бурения с отбором керна собирают в следующей последовательности: колонковый шнек, несколько обычных шнеков и специальные бурильные трубы диаметром 73 мм.

Внутри колонкового шнека помещается разрезанная вдоль оси тонкостенная гильза, которая наполняется керном и удерживает его при подъеме снаряда. Извлекают керн из колонкового шнека после того, как будет отвинчена коронка, для чего крюком захватывают за отверстия в концах гильзы. Другой колонковый шнек, подготовленный заранее, должен быть в это время в работе на забое.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Буровое оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Шнековое бурение"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства