Система пуска служит для принудительного прокручивания коленчатого вала двигателя. При этом в двигателе начинают протекать необходимые для его работы процессы газообмена и смесеобразования, осуществляется воспламенение и сгорание горючей смеси, в результате чего двигатель начинает работать. На мини-тракторах используются механические и электрические системы пуска двигателей (стартеры). В свою очередь, механические системы делятся на рычажные, шнуровые и инерционные. Иногда используются и давно известные заводные рукоятки. В электрических системах применяются электрические стартеры, т. е. электромоторы постоянного тока с механическими подключением и отключением от коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
Схема механизма запуска с помощью рычага (рычажного стартера), применявшегося на двигателе Д-300, представлена на рис. 3.39. Шестерня запуска располагается на конце коленчатого вала и состоит из двух частей. Ведомая часть крепится на хвостовике вала на шпонке и имеет венец с прямыми зубьями. Ведущая часть — шестерня с зубчатым венцом, может свободно вращаться на ведомой части. На ведущей шестерне выполнен также боковой венец с косыми зубьями, имеющими форму прямоугольных трапеций, что в сочетании с зубьями ведомого венца составляет храповой механизм. На торцевой части ведомой шестерни располагается шайба с кольцевой впадиной, в которую одним концом входит пружина. Второй конец этой пружины вставлен в кольцевую канавку ведущей шестерни, выполненную в ее торце. Под действием пружины, находящейся в сжатом состоянии, входят в зацепление боковой венец ведущей части и венец, ведомой части. Механизм запуска включает рычаг, на котором располагается сектор с зубчатым венцом.
Рычаг крепится к задней половине корпуса и фиксируется в вертикальном положении специальным держателем.
На мотоблоках различной мощности самым распространенным является шнуровой запуск. Такая система пуска применяется, в частности, на мотоблоке МБ-1 и мотокультиваторе МК-1.
Шнуровой стартер монтируется на конце коленчатого вала двигателя ДМ-1 и состоит из барабана для троса (шнура), спиральной пружины, храповика, опорной втулки с пружиной, кольца и крышки. Плетеный трос диаметром 6 мм закреплен узлом и наматывается на барабан, а на выступающем из крышки его конце установлена рукоятка. Внутренний конец спиральной пружины закреплен в кольце барабана, а внешний конец прикреплен к крышке стартера. Из-за такой установки пружины трос всегда полностью намотан на барабан, а после запуска двигателя рукоятка сразу же возвращается в исходное положение. При резком вытягивании рукоятки стартера опорная втулка, поджимаемая винтовой пружиной, входит в зацепление с храповиком и проворачивает коленчатый вал двигателя. Испытаниями, проведенными в СССР, было установлено, что шнуровой механизм двигателя лучше, чем рычажный. Он исключает опасность удара при преждевременной вспышке.
Шнуровой стартер МК-1 конструктивно аналогичен описанному, он также имеет шнур, намотанный на барабан, спиральную пружину и храповик, но прокручивание коленчатого вала двигателя осуществляется через стакан, который также позволяет осуществить запуск двигателя с помощью запасного пускового шнура в случае выхода из строя стартера. Для этого на конце шнура завязывается узел, который при снятом с двигателя пусковом устройстве вставляется в паз стакана, выступающего из кожуха вентилятора-маховика. Затем шнур наматывается на стакан против часовой стрелки. При резком натягивании шнура осуществляется запуск двигателя. Запуск двигателя «Гольдони Супер-600» также осуществляется либо стартером с автоматически убирающимся шнуром, либо шнуром, непосредственно наматывающимся на шкив коленчатого вала двигателя. Для облегчения запуска применяется автоматический декомпрессор.
Пусковое устройство в мотоблоках и мотоорудиях обычно компонуется на кожухе вантилятора-маховика и в соответствии с этим может устанавливаться в передней части мотоблока (например, «Гольдони Супер-600» и МТЗ-05 —см, сверху двигателя (мотоблок «Роби-54») и сзади мотоблока («Агрия»). Запуск поперечно расположенного дизельного двигателя мотоблока «Исеки КД-ПОО» осуществляется непосредственно с помощью заводной рукоятки.
В дизеле 1Д90ТА предусматриваются системы электрического и механического запуска. Для электрического запуска применяется стартер мощностью 1,3 кВт и рабочим напряжением 12В. В корпусе располагаются обмотки электромагнитов и установлен якорь стартера, который набран из отдельных изолированных пластин. В пластинах вырезаны пазы, и в них уложена обмотка якоря, концы секций которой припаяны к выступам коллектора, закрытого вместе со щетками пластиной. На валу якоря установлена приводная шестерня, которая при запуске перемещается по шлицам вала и входит в зацепление с. венцом маховика. Перемещение шестерни осуществляется под действием приводного механизма, закрытого крышкой, который срабатывает при подаче напряжения на реле. Якорь реле, соединенный с приводным механизмом, втягивается в реле и перемещает шестерню; в то же время подается напряжение на обмотки стартера. После начала работы двигателя привод к шестерне отключается специальной муфтой, возврат шестерни в исходное положение осуществляется под действием пружины. Крепится стартер к картеру двигателя посредством фланца, а управление электрическим запуском производится с помощью кнопки включения стартера.
Система механического запуска дизеля предусматривает запуск с помощью заводной рукоятки и пускового шнура. При запуске с помощью заводной рукоятки цилиндрическая часть вставляется в торцевую часть храповика вала двигателя таким образом, чтобы двусторонний штифт рукоятки вошел в зацепление с храповиком. Запуск осуществляется проворачиванием за рукоятку вала двигателя. В случае запуска пусковым шнуром зуб, расположенный на его конце, вставляется в выемку на заводном шкиве, который находится на переднем конце вала двигателя. Затем шнур наматывается по часовой стрелке на шкив. Для запуска двигателя следует резко потянуть рукой за рукоятку шнура, проворачивая коленчатый вал двигателя.
В качестве примера электрооборудования мини-трактора, оснащенного дизелем с электрозапуском и имеющим осветительные и коммутационные приборы, рассмотрим схему электрооборудования микротрактора TZ-4K-14, которая значительно сложнее всех рассмотренных выше. В качестве источника электрического тока используются аккумулятор и генератор постоянного тока. Аккумулятор размещается под приборным щитком микротрактора и питает стартер при запуске двигателя. Генератор мощностью 150 Вт расположен с левой стороны на передней крышке двигателя. Система имеет напряжение 12В и служит для питания различных приборов и систем, а также зарядки аккумулятора. Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от распределительного вала двигателя. Этот же ремень используется и для привода вентилятора системы охлаждения. Натяжение ремня регулируется поворотом генератора, который имеет возможность изменять свое положение относительно передней крышки картера.
Реле-регулятор постоянного тока состоит из трех отдельных реле: реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока. Реле обратного тока служит для автоматического соединения аккумулятора с генератором, если напряжение на клеммах генератора достигает 12В. В этом случае происходит зарядка аккумулятора. При меньшем напряжении эта цепь разрывается, предохраняя аккумулятор от разрядки на генератор. Регулятор напряжения служит для стабилизации напря-; жения на клеммах генератора при изменении его частоты вращения или нагрузки в цепи потребителей электрического тока. Ограничитель тока защищает генератор от перегрузок, возникающих в случае подключения к нему большого числа потребителей или разряженного аккумулятора. При перегрузке ток в обмотках якоря генератора значительно возрастает, что приводит к их перегреву и выходу из строя.
Электрооборудование микротрактора имеет включатель массы и кнопку электрозапуска. Зарядка аккумулятора контролируется по сигнальной лампе. Включение системы электрооборудования микротрактора в работу осуществляется специальным замком-включателем, имеющим три положения ключа, что обеспечивает работу приборов от генератора или от аккумулятора. Предохранители защищают приборы системы электрооборудования от повышенного напряжения. Для удобства обслуживания через розетку к электросистеме можно подключить переносную лампу. Электрический звуковой сигнал связан с источником тока через кнопку включения сигнала. Фары, указатели поворота подсоединяются к системе электрооборудования через трех- и. четырехклеммные колодки. Переключатель указателей поворота связан с электросистемой через включатель и клеммную коробку, к которой подключается-лампа, сигнализирующая о работе указателей поворота. Указатели поворота, и габаритные огни подключаются к системе через пятиклеммную колодку.
—
Система пуска должна обеспечивать надежный пуск двигателя при различных температурных условиях, малую длительность пуска, возможность повторных пусков и удобство управления. На автомобилях ЗИЛ-431410, ЗИЛ-4331, КамАЭ-5320, КАЗ-4540, «Урал-5557» в систему пуска, кроме стартера и выключателя, входит устройство для предпускового подогрева двигателя, дополнительное устройство для подогрева воздуха во впускном трубопроводе дизеля у автомобиля КамАЭ-5320, электрофакельное устройство у автомобилей КАЗ-4540, «Урал-5557».
Возможные неисправности стартеров и способы их устранения приведены на с. 113. Стартеры на автомобилях проверяют прибором Э-214 в режиме полного торможения якоря стартера. После подключения прибора выключают все потребители на автомобиле, включают прямую передачу и затормаживают колеса. Затем на 3— 4 с включают стартер и наблюдают за показаниями указателей тока и напряжения прибора. Стартер считается исправным, если регистрируемое значение тока меньше 500—650 А. Указатель напряжения прибора в данном случае регистрирует напряжение батареи аккумуляторов, оно должно быть не менее 8 В при напряжении бортовой сети 12 В и не менее 18 В — 24 В.
В режиме холостого хода стартер проверяют на стенде Э-211, измеряя частоту вращения якоря и значение тока. Частота вращения якоря на холостом ходу должна составлять 3500— 4000 мин-1, а значение тока не должно превышать 80—85 А у стартеров СТ-130, СТ-230 и 130 А —у стартеров СТ-142, СТ-142Б.
При проверке стартера со снятием его с двигателя вначале снимают крышку со стороны коллектора и проверяют состояние щеточно-коллекторного узла. При необходимости протирают коллектор, зачищают его или протачивают. Снимают крышку тягового реле, проверяют состояние контактов реле, очищают от пыли и грязи, при необходимости зачищают рабочие поверхности контактных болтов и диска. При значительном износе диска поворачивают его на 180°, а контактные болты заменяют.
Регулируют в стартере включающий механизм так, чтобы был согласован момент зацепления зубчатого колеса и замыкания контактов выключателя. Момент включения стартера регулируют поворотом эксцентриковой оси рычага привода (СТ-142Б), поворотом оси рычага включения (СТ-230А, CT-230-B3), поворотом регулировочного винта якоря тягового реле (CT130-A3), поворотом нажимного винта, расположенного на рычаге (СТ230-Е). После замыкания контактов ход штока якорька должен быть не менее 1 мм.
Для нормальной работы стартера при полностью втянутом якоре реле зазор между зубчатым колесом привода и упорным кольцом должен быть 3—4 мм у стартеров СТ-230БЗ, СТ-243А1, CT-130A3, 0,5—2 мм —у стартеров СТ142Б, 3—5 мм —у стартеров СТ-230А1, СТ-230Е.
При проверке и регулировке зазора между зубчатым колесом и упорным кольцом стартера CT-130A3 плюсовый вывод батареи аккумуляторов соединяют с выводным зажимом обмоток реле стартера, а минусовый — с «массой» стартера, якорь реле при этом втягивается и выдвигает зубчатое колесо. Зазор проверяют металлической линейкой; при чрезмерном зазоре регулировочный винт якоря ввертывают, при недостаточном — вывертывают. При регулировке реле стартера СТ-142Б соединяют выводную клемму обмоток реле с плюсовым выводом двух последовательно соединенных батарей аккумуляторов, а корпус стартера — с минусовым.
Для контроля замыкания контактов в цепь между батареями и выводным болтом реле стартера, отсоединенным от плюсового вывода, включают лампу. При подаче напряжения 24 В на реле стартера измеряют зазор между шайбой на валу якоря и втулкой привода, который должен быть равен 0,5—2 мм, при этом контакты реле замыкаются и лампа загорается. На валу якоря между зубчатым колесом и шайбой устанавливают прокладку толщиной 23 мм. При подаче напряжения на реле стартера зубчатое колесо прижимается к прокладке, контакты реле при этом не должны замыкаться (лампа ие горит). Если лампа загорается, регулируют зазор поворотом эксцентриковой оси рычага, иа которой установлен фланец с шестью регулировочными отверстиями. Отвернув два винта, крепящие фланцы к крышке со стороны привода, поворачивают фланец до совпадения его отверстия с двумя другими резьбовыми отверстиями в крышке, затем проверяют регулировку реле стартера.
При задевании якоря за сердечники обмоток возбуждения, необходимости замены этих обмоток и при других неисправностях стартер разбирают.
При ТО-1 очищают стартер от грязи, проверяют крепежные соединения и при необходимости подтягивают.
При ТО-2 снимают стартер с двигателя и регулируют, как описано выше, проверяют его крепление и продувают внутреннюю поверхность струей сжатого воздуха. Защитную ленту при этом снимают. Проверяют состояние щеток, при необходимости их заменяют, проверяют легкость их перемещения в щеткодержателях. Коллектор при необходимости зачищают стеклянной бумагой зернистостью 80—100. Снимают крышку тягового реле стартера, осматривают контактные болты и диск и при необходимости зачищают или заменяют.
При СО выполняют операции ТО-2 и дополнительно смазывают подшипники вентилятора маслом, применяемым для двигателя, а шлицы вала, втулки привода, ось и палец рычага — смазкой ГОИ-54. Проверяют состояние щеточно-коллекториого узла. При необходимости заменяют щетки, осматривают контактный диск и головки контактных болтов при снятой с реле стартера крышке. Подгар удаляют личным напильником. При сильном подгорании болты поворачивают на 180°.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система пуска двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы