Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство мотоциклов

Публикация:
   Система зажигания мотоцикла

Читать далее:




Система зажигания мотоцикла

Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Для этой цели необходимо иметь высокое напряжение, порядка 12—15 тыс. В.

Мотоциклы «Иж», «Днепр», «Урал» оборудованы батарейным зажиганием, мотоциклы минского и ковровского заводов имеют систему зажигания от генератора переменного тока.

У каждой из этих систем имеются свои плюсы и минусы. Например, так называемое батарейное зажигание хорошо тем, что обеспечивает мощную искру в момент пуска и яркий ровный свет фары, не зависящий от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Но есть у системы батарейного зажигания и недостатки: часто изнашиваются щетки, истирается или замасливается коллектор, наконец, работа всей системы поставлена в зависимость от аккумуляторной батареи, за которой нужен постоянный уход.

Генератор переменного тока не имеет щеток, коллектора, т. е. деталей, подверженных износу. Значит, выше надежность, долговечность. В то же время напряжение тут трудно регулируется, фара светит неровно. А на стоянке вообще не работают ни лампы, ни звуковой сигнал. Да и искрообразование в самый ответственный момент пуска оставляет желать лучшего.

Рассмотрим каждую из этих систем подробнее.

К приборам батарейного зажигания относятся источники тока (аккумуляторная батарея, генератор), индукционная катушка (катушка зажигания), прерыватель, конденсатор, свеча и замок зажигания. Принципиальная схема батарейного зажигания показана на рис. 1.

Электрический ток, поступающий от аккумулятора или генератора, идет на массу, а потом через прерыватель в первичную обмотку индукционной катушки и через выключатель возвращается на клемму источника тока.

Ток высокого напряжения вырабатывается в индукционной катушке, которая состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток, корпуса с крышкой. Сердечник собран из пластин трансформаторного железа. На него намотана тонкая проволока вторичной обмотки (до 20 тыс. витков), сверху намотана толстая проволока первичной обмотки.

При размыкании контактов прерывателя ток низкого напряжения в первичной обмотке индуктирует ток высокого напряжения во вторичной обмотке, который поступает на свечу зажигания. Однако при этом индуктируется также ток и в первичной обмотке, который снижает напряжение во вторичной обмотке.

Рис. 1. Схема системы батарейного зажигания:
1 — свеча зажигании; 2 — первичная обмотка индукционной катушки; 3—индукционная катушка; 4 — вторичная обмотка индукционной катушки; 5 — выключатель зажигашш; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — прерыватель; 8 — конденсатор

Чтобы ток вторичной обмотки достиг высокого напряжения, нужно ток в первичной разорвать очень быстро. Но сделать это трудно, так как мешает ток самоиндукции. Тут-то и помогает конденсатор, уменьшающий ток самоиндукции через контакты прерывателя, способствующий его резкому прекращению. Таким образом, включенный параллельно контактам прерывателя конденсатор не только предохраняет их от обгорания, но, главным образом, повышает напряжение во Еторпчной обмотке, создает достаточные условия для образования искры на свече.

Конденсатор состоит из двух алюминиевых лент (обкладок), изолированных парафинированной бумагой. Ленты свернуты рулоном и помещены в металлический корпус. Одна лента соединена с массой, а другая — с рычажком подвижного контакта прерывателя. Конденсатор укреплен на корпусе прерывателя.

Заряженный конденсатор, разряжаясь через первичную обмотку, способствует быстрому исчезновению магнитного поля и этим значительно повышает напряжение во вторичной цепи. Конденсатор служит также для предохранения контактов прерывателя от подгорания, так как ток самоиндукции поступает на заряд обкладок конденсатора, не образуя искрения на контактах.

На двухцилиндровых двигателях тяжелых мотоциклов устанавливают двухискровые индукционные катушки, которые имеют два U ,Б0Аа высокого напряжения от вторичной обмотки. На мотоциклах ж“ю~Две самостоятельные катушки.

Прерыватель предназначен для размыкания цепи первичной обмотки катушки зажигания. Он состоит из «молоточка» с подвижным контактом: (рычажком), «наковальни» (неподвижного контакта) кулачка. Прерыватель двухцилиндрового мотоцикла «Иж-Ю» показан на рис. 3 б.

Контакты прерывателя имеют вольфрамовые напайки для луч-шей износоустойчивости и стойкости к обгоранию. Прерыватель размыкается, когда выступ вращающегося кулачка 13 набегает на выступ пластмассового молоточка.

Рис. 2. Конденсаторы:
1 – металлизированные ленты; 2 — соединительные перемычки; 3 — изолирующие обкладки; 4 — корпус конденсатора; 5 — проводник

Рис. 3. Прерыватели:
a — прерыватель генератора Г-36М1; б—двойной прерыватель генератора Г-36М2; 1 — фетр для смазки кулачка; 2, 6, 11 — винты крепления; 3 — ось молоточка; 4, 5 винты регулировки зазоров прерывателей; 7 — пружина; 8 — молоточек; 9 — клемма, 10 — наковаленка; 12 — основание прерывателя; 13 — кулачок

На современных четырехтактных двухцилиндровых мотоциклах устанавливают прерыватели-распределители. Корпус распределителя имеет центральный контакт, соединенный с индукционной катушкой, и два боковых контакта, соединенных со свечами. Правильная работа двигателя зависит от величины зазора между контактами прерывателя при их размыкании. Слишком большой зазор вреден, поскольку при этом уменьшается время их замкнутого состояния, что, в свою очередь, приводит к уменьшению напряжения во вторичной обмотке, вызывает перебои в искрообразовании. Кроме того, это увеличивает ударные нагрузки на контакты и ускоряет их износ. Для правильной работы прерывателя зазор между контактами должен быть 0,35—0,45 мм. Величина зазора регулируется специальным эксцентриком, установленным на пластине неподвижного контакта, после ослабления крепежного болта.

Рис. 4. Схема системы зажигания переменного тока:
1 — генератор переменного тока; 2 — индукционная катушка; 3 — свеча зажигания; 4 — прерыватель; 5 — конденсатор

На рис. 4 показана система зажигания с генератором переменного тока. В систему зажигания входят: генератор, индукционная катушка, прерыватель и выключатель.

Обмотка статора, обеспечивающая систему зажигания током низкого напряжения, одним концом соединена с массой, а вторым — с подвижным контактом прерывателя и первичной обмоткой катушки зажигания. Второй конец первичной обмотки катушки зажигания и неподвижный контакт прерывателя соединены с массой.

При замкнутых контактах обмотка генератора и первичная обмотка катушки зажигания замкнуты на массу. Во время вращения ротора контакты размыкаются и смыкаются, в обмотке генератора возникает переменный ток, во вторичной обмотке катушки индуктируется ток высокого напряжения, дающий искру в свече зажигания.

На спортивных мотоциклах и некоторых мопедах применяется зажигание от магнето.

Магнето — специальный генератор тока высокого напряжения ео встроенным трансформатором. Схема устройства магнето показана на рис. 5.

На мотоцикле «Восход-2» применена электронная система зажигания, в которую входит генератор, высоковольтный трансформатор, электронный коммутатор и дроссель.

Высокобольткbiti трансформатор расположен под топливным баком и служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Трансформатор состоит из сердечника,

первичной и вторичной обмоток, корпуса и крышки с клеммами. В процессе эксплуатации ухода не требует и ремонту не подлежит.

Коммутатор электронный тиристорный с емкостным накопителем’ электроэнергии предназначен для работы в системе зажигания в комплекте с генератором Г-427 и высоковольтным трансформатором для получения вторичного напряжения на искровой зажигательной свече до 18 кВ при частоте вращения ротора генератора от 250 до 7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике с обеспечением электрического соединения основания коммутатора с массой мотоцикла.

Электронный коммутатор имеет три входные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе: «Г», «К», «Д»- Массовой клеммой служит основание коммутатора.

Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится в основном к подтягиванию резьбовых соединений. Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь его и на клеммы влаги, от резких ударов и воздействия высоких температур.

Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с «массой», так как при нарушении этого условия прекращается иск-реобразование на свече.

Дроссель типа ДР-100 установлен в правом инструментальном ящике. От цепи сигнала торможения генератора через дроссель питается цепь ламп подсветки спидометра, городской езды и освещения номерного знака.

Свеча зажигания служит для создания искры.

Рис. 5. Схема- зажигания от магнето:
1 — электромагнит; 2 — кулачок; 3 — рычажок (молоточек); 4 — подвижный контакт; 5 — конденсатор; 6 — свеча; 7 — вторичная обмотка катушки зажигания; 8 — первичная обмотка; 9 — сердечник; 10 — стоика магнитопровода

Корпус свечи стальной, с резьбой М14 X 1,25 на нижней части для ввертывания свечи в отверстие головки цилиндра. На нижней части корпуса укреплен боковой электрод. Центральный электрод отделен от корпуса свечи керамическим изолятором.

Центральный электрод и изолятор, особенно их нижние части, подвергаются действию высокой температуры и давления.

Элементы свечи зажигания, находящиеся непосредственно в камере сгорания, должны быть нагреты до определенной температуры порядка ,500—600° С. Если они будут холоднее, то свеча не будет «самоочищаться» — на ее электродах и изоляторе быстро станут отлагаться несгоревшие частицы топлива и масла, что немедленно приведет к перебоям в зажигании и полному отказу в работе. Если же температура изолятора или электродов повысится до 700—800° С, рабочая смесь станет загораться уже не от искры, а от этих нагретых элементов. Появится так называемое калильное зажигание — явление крайне вредное.

Способность свечи поддерживать тот или иной тепловой режим обеспечивается ее тепловой характеристикой, которая определяется калильным числом. Калильное число — величина отвлеченная. Оно показывает, насколько энергично происходит отвод тепла в свече от центрального электрода. А сам этот отвод регулируется в основном длиной юбочки изолятора. Свечи с низким калильным числом (быстро нагревающиеся) называют «горячими», с высоким — «холодными».

Каждому двигателю должна соответствовать своя свеча, подобранная по тепловой характеристике. Применять другие свечи можно, если они стоят в тепловом ряду близко к той, что предназначена для данного мотора.

Рис. 6. Свеча зажигания:
1 — изолятор; 2 — уплотнитель! 3 — корпус; 4 — юбочка; 5, 6 электроды; 7—уплотнительная прокладка; 8 — зажим

Например, широко применявшаяся на мотоциклах «Иж-Ю2» свеча А11У, по новому ГОСТу имеет обозначение А10НТ. Вместо нее можно на мотоцикле использовать свечу, имеющую ту же резьбу («А») и близкое по значению калильное число.

Кроме того, для борьбы с радиопомехами, чтобы не мешать тем кто пользуется радиоприемниками, наконечник свечи может иметь специальное встроенное т. н. подавительное сопротивление. Имеют его и некоторые свечи.

Для уплотнения между свечой и головкой цилиндра ставится медно-асбестовая прокладка.

Установка момента опережения зажигания. Поскольку рабочая смесь сгорает не мгновенно и этот процесс растянут во времени, нужно так подготовить условия сгорания, чтобы над поршнем создавалось максимальное давление в момент, когда он приходит в ВМТ и только-только начинает движение вниз.

Добиться этого можно за счет установки момента опережения зажигания. Иными словами, искра между электродами свечи должна проскочить заранее, до прихода поршня в ВМТ.

Величина опережения зажигания решающим образом сказывается на мощностных характеристиках двигателя и на легкости его пуска. Для каждого типа двигателя она индивидуальна. Обычно она указывается в технических данных в мм хода поршня или в градусах поворота коленчатого вала.

Каждый начинающий мотоциклист должен уметь проверить правильность установки момента зажигания.

Выполняется эта операция следующим образом.

Прежде всего, поворачивая коленчатый вал двигателя, находят положение наибольшего размыкания контактов прерывателя, измеряют величину зазора плоским щупом и при необходимости чистят контакты и доводят зазор до величины 0,35—0,45 мм.

Затем подводят поршень в крайнее верхнее положение, вращая коленчатый вал по часовой стрелке (на мотоциклах «Иж-ПС» против часовой стрелки), и после этого отводят его назад на величину, указанную в инструкции (для «Иж-56» и «Иж-ПЗ»—3,5—4,0 мм, для «Иж—ЮЗ»—2,0—2,6 мм и т. д.). Ослабив винты крепления основания прерывателя, поворачивают его вокруг кулачка так, чтобы молоточек только начинал размыкать контакты. Определить точно этот момент поможет лампочка, включенная между «массой» и подвижным контактом (при этом должно быть включено зажигание).

Установку момента опережения зажигания у двухцилиндровых двигателей ижевского -завода начинают с правого цилиндра.

После установки зажигания винты крепления основания прерывателя нужно надежно затянуть.

Вспомогательные приборы. Для обеспечения работы основных и вспомогательных источников тока, системы зажигания, а также для выполнения других функций — освещения и сигнализации — служат .вспомогательные приборы.

К ним относятся центральный переключатель (как правило, объединенный с замком зажигания), фара главного света и задний фонарь, указатели поворота и их реле, датчик стоп-сигнала, звуковой сигнал и жгут проводов, соединяющий все электрические устройства.

Для примера разберем вначале работу центрального переключателя на мотоцикле «Восход-2».

Рис. 7. Схема элехтрэоборудования и схема работы центрального переключателя:
1 — центральный переключатель; 2 — спидометр; 3 — лампа подсветки спидометра; 4 — фара; 5 — лампа головного света; б — лампа городской езды; 7 — звуковой сигнал; 8— лампы указателей поворотов; 9 — указатели поворотов; 10 — переключатель указателей поворотов; 11 — электронный коммутатор (Д — клемма датчика; К — клемма катушки зажигания; Г — клемма генератора); 12 — дроссель; 13 — реле-прерыватель; 14 — генератор; 15 — лампа освещения номерного знака; 16 — лампа сигнала торможения; 17 — задний фонарь; 18 — соединительная колодка проводов; 19 — выключатель сигнала торможения; 20 — экранированный колпачок свечи; 21 — свеча зажигания; 22 — провода высокого напряжения; 23 — катушка зажигания; 24 — переключатель света. Провода; сн — синий; ср — серый; б — белый; г — голубой; ж— желтый; з —зеленый; к — красный; кор—коричневый; ор — оранжевый; ф — фиолетовый; ч — черный

Переключатель имеет три рабочих положения: «О», «I», «I!» в соответствии со следующими режимами работы:
— в положении «О» — первичная обмотка катушки зажигания замкнута на массу, что обеспечивает остановку двигателя;
— в положении «I» (езда днем) — включается цепь зажигания, работает цепь указателей поворотов (при включенном переключателе указателей поворотов) и цепь сигнала торможения (при нажатии на педаль тормоза);
— в положении «II» (езда ночью) включаются еще две цепи:
а) цепь ламп подсветки спидометра, освещения номерного знака и городской езды (через дроссель, служащий устройством, дополняющим параметрическое регулирование генератора);
б) цепь лампы головного света (через переключатель света на руле).

Уход за центральным переключателем сводится к периодической проверке надежности крепления переключателя в фаре и очистке подвижных и неподвижных контактов от пыли и грязи путем промывки их в бензине.

Фара в процессе эксплуатации специального ухода не требует. Основным правилом ухода за фарой является удаление пыли с внутренней полости оптического элемента путем продувки воздухом. При повреждении рассеивателя его следует заменить.

Для правильного освещения пути фара должна быть отрегулирована, для чего:
— установить мотоцикл (с водителем и пассажиром) на ровной площадке перед белой стеной или экраном на расстоянии 10 м;
— закрепить фару в положении, при котором центр светового пучка дальнего света на экране на 75—80 мм ниже центра фары.

Задний фонарь имеет более или менее разделенные два элемента. В одном, нижнем, помещается лампа освещения номерного знака —. она же и габаритный огонь. В другом, верхнем, находится лампа стоп-сигнала, загорающаяся только при нажатии на педаль тормоза. У некоторых современных мотоциклов стоп-сигнал включается и при нажатии на рычаг ручного, переднего тормоза.

Указатели поворота. Их на мотоцикле четыре. Каждый состоит из корпуса, отражателя, патрона и рассеивателя.

Отражатель и рассеиватель крепятся к корпусу винтами. Уплотнением служат резиновые прокладки. Патрон, в котором закрепляется лампа, крепится в корпусе.

Включатель стоп-сигнала (датчик) обычно помещается в правом инструментальном ящике.

Конструкция крепления включателя обеспечивает регулировку момента включения лампы сигнала торможения. Эта регулировка производится путем смещения включателя в правую или левую сторону (или вперед — назад по ходу). После установки нужного момента включения включатель надо надежно закрепить винтами. В процессе эксплуатации шток включателя загрязняется, поэтому время от времени его следует протирать тряпочкой, смоченной в бензине.

Звуковой сигнал вибрационного типа на «Восходе-2» находится в корпусе фары. Регулировка звучания производится ввертыванием или вывертыванием винта, расположенного в центре сигнала. После регулировки звукового сигнала гайку винта необходимо надежно законтрить.

Переключатель света с кнопкой звукового сигнала расположен на руле с левой стороны. Для коммутации цепи ближнего и дальнего света попользуется переключатель на три рабочих положения со встроенным кнопочным включателем звукового сигнала: нейтральное — лампа головного света включена; крайнее правое — включен ближний свет; крайнее левое — включен дальний свет.

Переключатель указателей поворота укреплен на руле с правой стороны. Он однотипный с переключателем света, который имеет также три рабочих положения:

нейтральное — указатели поворотов выключены; крайнее левое — включены левые указатели поворота; крайнее правое — включены правые указатели поЕорота. Кнопка звукового сигнала имеет подвижный контакт, подсоединенный к массе, и неподвижный, соединенный с одним из проводов, идущих от клеммы звукового сигнала. При нажатии на кнопку контакты замыкаются, замыкается цепь сигнала.

Подключение приборов электрооборудования мотоцикла «Восход-2» показано на схеме. Провода соединены в пучки и имеют различную расцветку. Для удобства соединения проводов под седлом установлена трехклеммная соединительная панель. Электропроводка должна регулярно осматриваться. При этом следует обращать особое внимание на качество контактов, изоляции и укладки проводов. Если изоляция нарушена, это место надо обернуть изоляционной лентой. Особое внимание необходимо обратить на надежный контакт при подключении проводов «на массу», так как она при однопроводной системе выполняет роль второго провода.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство мотоциклов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система зажигания мотоцикла"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства