Системы — закрытые, с принудительной циркуляцией жидкости. в них входят радиатор (рис. 1), расширительный бачок с паровоздушным клапаном, термостаты, вентилятор, котел предпускового обогрева, нагнетатель предпускового обогрева, насос.
При работе системы охлаждения двигателя наос засасывает жидкость из нижнего бака радиатора и нагнетает ее в правую и левую рубашки блока двигателя. Из блока жидкость по направляющим патрубкам в первую очередь идет к наиболее нагретым поверхностям — выпускным патрубкам и стаканам форсунок.
По трубопроводам нагретая жидкость через термостаты поступает в расширительный бачок радиатора, который является резервной емкостью для жидкости, расширяющейся при нагревании. В радиаторе тепло отдается потоку воздуха, создаваемому вентилятором. Охлажденная жидкость снова поступает к центробежному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, термостаты закрываются и направляют весь поток жидкости через перепускную трубу к насосу, минуя радиатор. Для регулирования величины воздушного потока, а следовательно, и эффективности охлаждения жидкости имеется шторка, установленная перед радиатором.
Параллельно направлению потока жидкости в системе охлаждения двигателя подключен котел системы предпускового обогрева. В котле обогрева жидкость нагревается. Нагнетатель прокачивает нагретую жидкость в левую и правую рубашки блока, в головки цилиндров. Проходя по рубашкам и далее через радиатор, она отдает тепло металлу и возвращается в котел обогрева. Конструкция системы обогрева обеспечивает защиту радиатора зимой от размораживания. Заправка жидкости производится через заливную горловину. Жидкость попадает в котел обогрева, минуя радиатор, а затем из котла обогрева после прохождения блока двигателя поступает в радиатор.
Насос. Насос — центробежного типа. Основными деталями насоса (рис. 32) являются корпус, крыльчатка, валик и шкив. В корпусе на двух шарикоподшипниках установлен валик. На заднем конце валика запрессована и закреплена латунной гайкой чугунная крыльчатка. Она размещена в полости, ограниченной корпусом и крышкой. На переднем конце валика установлен разъемный шкив привода насоса, состоящий из ступицы, боковины и регулировочных прокладок. Боковина и регулировочные прокладки крепятся к ступице тремя шпильками. Ступица установлена на шпонке валика.
При вращении крыльчатки жидкость, находящаяся в промежутках между ее лопастями, выбрасывается центробежной силой в нагнетательную полость. В направлении вращения крыльчатки полость расширяется, поэтому скорость движения жидкости уменьшается, а давление увеличивается. В зоне наибольшего давления находится нагнетательное окно, расположенное против канала в крышке шестерен распределения. Жидкость по этому каналу нагнетается в блок двигателя.
Полость подшипников защищена от попадания жидкости подвижным уплотнением, состоящим из полированной втулки и кольца. Втулка запрессована в корпусе. К ее торцовой поверхности усилием бронзовой пружины прижимается текстолитовое упорное кольцо сальника насосаи Кольцо четырьмя выступами входит в паз крыльчатки.
Между валиком и кольцом установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Отдельные капли жидкости, просочившиеся через втулку корпуса насоса, сливаются через дренажное отверстие.
Радиатор, расширительный бачок. Радиатор (рис. 3) состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и двух боковин. Сердцевина имеет две секции, соединенные трубными досками. Секция выполнена из плоскоовальных цельнотянутых латунных трубок, расположенных вертикально в два ряда, в шахматном порядке. Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости на трубки надеты и спаяны с ними тонкие медные пластины. Верхний и нижний баки соединены с трубными досками болтами. Между сердцевиной и баками установлены паронитовые прокладки. Спереди к радиатору прикреплена облицовка с сеткой, сзади — кожух вентилятора, обеспечивающий равномерное прохождение воздуха через всю сердцевину радиатора. Блок радиаторов устанавливается на кронштейны рамы трактора на амортизаторах. На кронштейнах, установленных на радиаторе, находится расширительный бачок.
Охлаждающая жидкость попадает в бачок по двум патрубкам. Из расширительного бачка она поступает в верхний бак радиатора.
В верхней части расширительного бачка имеются два отверстия: под заливную пробку и паровоздушный клапан, который состоит из парового и воздушного клапанов. При увеличении избыточного давления свыше 1 кгс/см2 (100 кПа) паровой клапан, преодолевая сопротивление пружины, перемещается вверх. Пар выходит через образующуюся щель, давление снижается. При разрежении, равном 0,04—0,08 кгс/см2 (4—8 кПа), открывается воздушный клапан. Давление в системе поднимается.
Вентилятор. Вентилятор (рис. 4) — осевого типа. Основными деталями являются корпус, вал привода вентилятора, упругая муфта, крыльчатка вентилятора, шкив привода компрессора и генератора и шестерня привода вентилятора.
Корпус привода вентилятора имеет три расточки для установки самоподжимного сальника, переднего и заднего шарикоподшипников. Наружная обойма заднего шарикоподшипника зафиксирована в корпусе привода вентилятора от осевых перемещений с помощью упорного фланца, шайб и болта. Вал привода вентилятора имеет посадочные места для запрессовки внутренних обойм шарикоподшипников, втулки сальника и упорной втулки упругой муфты, шпоночный паз для установки шкива привода компрессора и генератора, шлицы для установки шестерни привода вентилятора и упругой муфты.
Упругая муфта состоит из стальной ступицы, стального диска и резинового элемента, привулканизированного к ним.
Крыльчатка вентилятора шестилопастная, штампованная. Она закреплена болтами в упорных втулках, приваренных к стальному диску и привулканизмрованных к резиновому элементу упругой муфты. Упругая муфта предохраняет привод вентилятора от поломок при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Котел обогрева. Котел обогрева (рис. 5) — разборный, состоит из сварного кожуха и трубного пакета.
К верхней половине кожуха И приварены две стяжки и патрубки выхода охлаждающей жидкости. К нижней половине кожуха приварены две стяжки, патрубок входа жидкости и патрубок для установки крана слива жидкости.
Трубный пакет сварной, состоит из двух штампованных половин, фланца и топочной коробки. Обе половины трубного пакета имеют отверстия, в которые вставлены стальные трубы. К торцовой стороне трубного пакета приварена лапка. Трубный пакет устанавливается внутри кожуха и фиксируется в нем с одной стороны фланцем, с другой — лапкой. Пространство между кожухом и трубным пакетом образует полость для прохода охлаждающей жидкости.
Топочная коробка 8 сварена из двух штампованных половин. Внутри коробки для более полного сгорания топлива и интенсивного нарастания температуры топочных газов установлены три стабилизатора. К дну топочной коробки приварены лапки для ее установки внутри трубного пакета.
Горелка. Основными элементами горелки (рис. 6) являются устройство для регулирования подачи топлива, камера сгорания, свеча накаливания.
В устройство для регулирования подачи топлива входят игла, корпус иглы, лопатки иглы, маховичок. Корпус иглы имеет осевой канал для размещения иглы, радиальное сверление и наружную расточку для сообщения с топливным каналом. Игла имеет гладкий бурт для центровки и резьбовой бурт для перемещения в канале корпуса иглы.
Камера сгорания состоит из внутренней трубы, наружной трубы и приваренных к ней втулок. Внутренняя труба размещена в зоне высоких температур и изготовлена из жаропрочной стали. К стальному дну наружной трубы приварен диффузор и кожух свечи накаливания.
Топливо самотеком подводится к корпусу иглы, проходит в кольцевую расточку корпуса и затем поступает в зазор между корпусом и иглой. При перемещении иглы изменяется проходное сечение между корпусом и иглой, а следовательно, и количество подаваемого в камеру топлива. Перемещение иглы осуществляется маховичком. Воздух, подаваемый нагнетателем, поступает в пространство между диффузором и корпусом иглы и распыливает топливо, вытекающее из-под иглы.
Нагнетатель. Предназначен для подачи воздуха в камеру сгорания котла обогрева и прокачки подогретой жидкости в обогреваемые узлы.
Нагнетатель (рис. 7) состоит из электродвигателя, корпуса с улиткой, крыльчатки вентилятора, крыльчатки насоса.
Корпус — литой алюминиевый, разделен на две полости перегородкой с уплотнительной резиновой манжетой. Одна полость воздушная, другая — для прокачиваемой жидкости. Крыльчатка вентилятора изготовлена из алюминиевого сплава, а крыльчатка насоса — стальная.
Крыльчатки установлены на уступах вала электродвигателя на шпонках.
Жидкость прокачивается в котел обогрева крыльчаткой насоса через патрубок. Воздух поступает через впускные окна в корпусе и нагнетается в горелку котла обогрева через выходное отверстие улитки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Системы охлаждения и предпускового обогрева двигателя трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы