Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Обмотка электрических машин

Публикация:
   Схемы трехфазных однослойных обмоток

Читать далее:




Схемы трехфазных однослойных обмоток

Чтобы лучше разобраться и понять порядок соединения схем однослойных обмоток, проделаем некоторые предварительные по строения для одной из простейших однослойных обмоток обмотки статора асинхронной машины с числом пазов Z — 24; числом полюсов 2р = 4, соединенной последовательно (число параллельных ветвей а= I). На рис. 1, а показаны 24 линии пазов, в середине каждой из них написан номер паза. Все пазы разделены на четыре части по числу полюсных делений машины (2р — 4). В каждой части, т. е. на каждом полюсном делении машины, находится по шесть пазов. При расчете обмоток длину полюсного деления машины удобнее выра жать не в линейных размерах, а числом пазовых делений, имея в виду, что одно пазовое деление равно 4= лD/Z мм, где D — внутренний диаметр статора. В нашем случае полюсное деление т = Z/lp — 24/4 = б пазовым делениям. Так как обмот ка симметрична, то на каждом полюсном делении должно располагаться равное число сторон катушек всех трех фаз, т. е по два паза из шести должны быть заняты сторонами катушек каждой из фаз. Число пазов на полюс и фазу такой обмотки q = Z/(2pm)- 24/(4-3) = 2 и число катушек, составляющих одну катушечную группу, равно 2.

На рисунке выделим линиями различного цвета пазы, в которых располагаются стороны катушек различных фаз (А, В, С) а на линиях пазов стрелками покажем направление мгновенных значений тока в каждой из сторон катушек. На первом полюсном делении оно может быть выбрано произвольно, но одинаково для всех фаз. Полярность полюсов на соседних полюсных делениях будет обратна первому, поэтому и направление мгновенных значений токов на них должно быть изменено на обратное во всех фазах. Таким образом, направления стрелок в пределах одного полюсного деления на всех пазовых линиях одинаковы и меняются на обратное при переходе к следующему полюс ному делению.

Полученное распределение токов в пазовых частях катушек характерно для всех однослойных обмоток. Их можно по-разному соединить между собой в лобовых частях. От того или инрго соединения зависит схема обмотки. Рассмотрим некоторые наибо лее распространенные схемы однослойных обмоток.

Однослойная концентрическая обмотка. Соединив между собой попарно пазовые части катушек одной из фаз, как показано на рис. 1, б, получим две группы катушек, состоящих каждая из двух концентрических катушек: малой и симметрично охватывающей ее большой. Соединим между собой последовательно катушки в каждой группе и обе катушечные группы между собой. При таком соединении направления токов в пазовых сторонах катушек будут такими, как показано на рис. 1, а. Начало первой катушечной группы примем за начало фазы обмотки. По установленной ГОСТом системе выводы фазы должны быть обозначены С1 — начало и С4 — конец фазы. Таким образом, на рис. 1, б получили схему обмотки одной фазы с заданным числом пазов и полюсов. Другие две фазы обмотки соединяются точно так же.

Рис. 1. Построение схемы однослойной концентрической обмотки трехфазной машины с Z=24, 2р=4:
а — распределение пазов по фазам, б — соединение двух катушечных групп в фазе

Начала фаз в трехфазной обмотке должны быть расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы электрический угол между ними был равен углу между фазами трехфазной сети или кратен ему, т. е. равен 120 или 120- к эл. град, где к — любое целое число, не кратное трем. Так как электрический угол между соседними пазами статора равен 180- 2p/Z, то угол 120°-к между началами фаз обмотки образуется, если между ними будет 120/cZ/(180-2p) = 2qK пазов. В статорах для уменьшения длины соединений между началами фаз и коробкой выводов стремятся расположить выводы фаз как можно ближе один к другому.

Рис. 2. Схема трехфазной однослойной концентрической обмотки с «кривой» катушечной группой с Z— 36, 2р=6, т = 3

Катушечные группы соединяются между собой согласно, т. е. конец первой катушечной группы каждой из фаз соединяется с началом второй, конец второй — с началом третьей катушечной группы тойоже фазы и т. д.

Катушки, образующие каждую катушечную группу, имеют разную ширину (шаг), так как большая катушка охватывает меньшую. Длина прямолинейной части катушек, принадлежащих соседним катушечным группам, на схеме обмотки показана различной: малые и большие группы. Это делают для того, чтобы можно было показать лобовые части каждой катушки. На практике при укладке обмотки лобовые части всех катушек соединяют вместе в пучок. Поэтому длина прямолинейных частей всех катушек однослойной концентрической обмотки одинаковая.

При четном числе пар полюсов машины (р — 2,4,6 и т. д.) в обмотке содержится одинаковое число больших и малых катушечных групп. При нечетном числе пар полюсов, кроме р= 1, схема может быть составлена только при условии, что на ней одна катушечная группа будет показана состоящей из катушек с одной длинной и одной короткой сторонами. Такая катушечная группа называется «кривой».

При q, равном четному числу, однослойную концентрическую обмотку можно выполнить по-другому, изменив направление отгиба лобовых частей половины катушек каждой катушечной гРУппы, как показано на рис. 3. Лобовые части одной половины катушек каждой катушечной группы отогнуты вправо, а другой половины — влево. Такая обмотка называется концентрической обмоткой вразвалку. На схеме лобовые части катушек обмотки, выполненной вразвалку, располагаются как бы в трех плоскостях, поэтому такую обмотку часто называют «трехплоскостной». При укладке обмотки в машину лобовые части всех катушек собираются так же, как и в обычной концентрической обмотке, в один пучок. Но при выполнении обмотки вразвалку толщина пучка получается меньше. В концентрической обмотке в пучок входят лобовые части двух катушечных групп, т. е. 2q катушек, а в концентрической обмотке вразвалку — лобовые части одной катушечной группы и только половины катушек другой. Это несколько уменьшает длину вылета лобовых частей обмотки и, следовательно, общую длину машины. Поэтому концентрическую обмотку вразвалку широко применяют в современных электрических машинах.

Рис. 3. Схема трехфазной однослойной концентрической обмотки с .2=36, 2р=4, т = 3, выполненной вразвалку

Однослойные обмотки могут быть выполнены не только концентрическими катушками. Определенное на рис. 1 направление токов в пазовых частях катушек может быть получено и при ином, чем в концентрических обмотках, типе соединений в лобовых частях. При этом уменьшается число катушек, имеющих разные размеры. Такой обмоткой является, например, равнокатушечная или, как ее часто называют, — цепная обмотка.

Рис. 4. Схема трехфазной равнокатушечной однослойной (цепной) обмотки

Все катушки однослойной цепной обмотки имеют одинаковые размеры. Поэтому их изготовление проще, чем катушек концентрической обмотки, однако укладка катушек цепной обмотки в пазы сложнее. Это объясняется необходимостью изгибать лобовые части каждой катушки после укладки ее в пазы для того, чтобы освободить место для лобовых частей следующих за ней катушек. В электрическом отношении обе обмотки — концентрическая и равнокатушечная — равноценны, но из-за более сложной укладки в пазы цепные обмотки в новых машинах не применяются. Их можно встретить лишь при ремонте машин старых выпусков.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Обмотка электрических машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Схемы трехфазных однослойных обмоток"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства