Можно выделить следующие основные группы самоходных скреперов: скреперы с одной ведущей осью, скреперы со всеми ведущими колесами, скреперные поезда, скреперы с элеваторной загрузкой.
Скреперы с одной ведущей осью (см. рис. 2.22) представляют собой самоходную машину с передними ведущими колесами. Соединяют две части машины шкворневым сцепным устройством. На кронштейне седельно-сцепного устройства размещается механизм поворота тягача относительно полуприцепа, в большинстве случаев гидравлический.
Отечественные одноосные тягачи выполняются по мостовой схеме компоновки, отличающейся тем, что все агрегаты тягача имеют отдельные картеры и устанавливаются автономно на раме. Существенным преимуществом при этом является возможность агрегатной унификации различных типов тягачей и шасси.
Большинство самоходных скреперов имеет гидромеханическую трансмиссию. Трансмиссия размещается в задней части машины и карданными передачами связана с двигателем и ведущим мостом.
Скреперы с передними ведущими колесами должны загружаться обязательно при помощи толкача.
Скреперы со всеми ведущими колесами (с двумя двигателями) (рис. 2.20) предназначаются для работы в тяжелых грунтовых условиях, на дорогах с большими уклонами. Второй двигатель обеспечивает машине дополнительную мощность и тягу, а следовательно, высокие транспортные скорости и хорошую проходимость. Одновременная работа двух автономных силовых установок наиболее целесообразна при гидромеханических трансмиссиях с гидротрансформаторами. В двухдвигательных скреперах используются одноосные тягачи с передними ведущими колесами. На тягаче дополнительно устанавливают сервомеханизмы управления вторым двигателем и трансмиссией задней оси скрепера.
В последние годы начато производство скреперов с дизельэлектрической трансмиссией и всеми ведущими мотор-колесами. Привод рабочего оборудования скрепера о электрической трансмиссией может быть электрическим и гидравлическим.
Рис. 2.21. Скрепер с элеваторной загрузкой:
а — загрузка ковша; б — разгрузка ковша
Скреперные поезда по сравнению с одинарным скрепером имеют удвоенную емкость за счет присоединения второго скрепера. Набор грунта поездом производится поочередно каждым ковшом. В первую очередь загружается передний ковш, а расположенный сзади скрепер выполняет роль толкача. При наполнении заднего ковша передний скрепер развивает увеличенную тягу ввиду наличия грунта в ковше и таким образом ускоряет процесс загрузки и обеспечивает хорошее наполнение.
Применение таких крупногабаритных машин может быть целесообразным лишь в длинных забоях, при малой дальности транспортирования грунта.
Скреперы с элеваторной загрузкой (рис. 2.21) предназначены для отделочных и вспомогательных работ, разработки материалов (песка), погрузка которых обычными скреперами затруднительна, удаления поверхностного слоя. Нож ковша такого скрепера при его движении срезает стружку грунта, который перемещается скребками элеваторного механизма (установленного на месте Заслонки в обычном скрепере) и заполняет ковш. Разгрузка ковша производится принудительно выдвижной задней стенкой через люк, открывающийся в днище одновременно с ходом стенки вперед. Для этого крышка люка сдвигается гидроцилиндром по Направляющим полозьям, расположенным в нижней части боковых стенок ковша. Гидроцилиндры и система рычагов кинематически связывают заодно стенку и крышку люка днища.
Элеватор состоит из привода, рамы, валов и двух цепей. Звенья цепей соединены между собой плоскими скребками, расположенными с определенным шагом. Рама элеватора шарнирно подвешена в верхней части к металлоконструкции ковша. Качание рамы ограничивается пружинными или рессорными ограничителями, которые обеспечивают постоянное погружение элеватора в грунт. На раме элеватора устанавливают поддерживающие ролики и натяжное устройство для цепей. Привод осуществляется как от основного двигателя, так и от дополнительного, установленного в задней части ковша скрепера. Передача крутящего момента к ведущему валу элеватора осуществляется через редукторы.
Самоходный скрепер (рис. 2.22) представляет собой совокупность двух агрегатов: тягача и рабочего оборудования. Основными узлами и системами тягача являются силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, кабина и се-дельно-сцепное устройство. К рабочему оборудованию относятся ковш, механизмы загрузки и разгрузки, передняя заслонка и привод управления ковшом и механизмами.
Силовая установка тягача состоит из дизельного двигателя и обслуживающих его систем питания, подачи воздуха, смазки, охлаждения, выпуска газа и пуска.
В самоходных скреперах используются механические, гидромеханические и электрические трансмиссии. В состав механической трансмиссии скрепера ДЗ-11П входят сцепление, коробка передач и раздаточная коробка тягача, которые выполнены в одном блоке и установлены на раме тягача отдельно от двигателя.
Крутящий момент от коробки отбора мощности к сцеплению передается при помощи карданного вала. Раздаточные коробки служат для передачи крутящего момента от коробок передач к ведущим мостам через карданный вал. При использовании гидромеханической трансмиссии (скрепер ДЗ-13) гидротрансформатор и механический редуктор выполнены в едином блоке; применяются коробки передач с неподвижными осями валов (вальные);
Характерной является конструкция унифицированной коробки передач, предназначенной для одно- или двухосных тягачей мощностью 160—180 л. с. Коробка имеет четыре ступени, разбитые на два диапазона — рабочий и транспортный, каждый из которых состоит из двух реверсивных передач. Переключение диапазонов осуществляется посредством пластинчатого синхронизатора, установленного на выходном валу. Передачи внутри диапазонов переключаются под нагрузкой с помощью четырех масляных многодисковых фрикционных муфт, попарно расположенных на первичном и промежуточном валах.
Гидротрансформатор соединяется с коробкой передач посредством переходного картера, прикрепленного к крышке корпуса.
Применение в гидромеханических трансмиссиях в качестве механизмов переключения передач фрикционных муфт позволяет значительно сократить длительность процесса переключения и свести к минимуму необходимое при этом усилие водителя. В гидромеханических передачах используются фрикционные муфты с вращающимся корпусом.
Рис. 2.22. Узлы и механизмы самоходного скрепера ДЗ-11:
1 — одноосный тягач; 2 — седельно-сцепное устройство; 3 — рама скрепера; 4 — гидроцилиндры подъема и опускания ковша; 5 — заслонка ковша; 6 — ковш; 7 — задняя стенка ковша; 8 — гидроцилиндры подъема заслонки; 9 — задние колеса; 10 — гидроцилиндры задней стенки ковша
Рис. 2.23. Ведущий мост;
1 — хвостовик; 2 — фланец; 3, 6, 13, 22 — конические подшипники; 4 — прокладка; 5 — ограничительный болт; 7 — гайка; 8 — чаша; 9 — коническая шестерня; 10, 12 — шестерни; 11 — крестовина; 14 — полуось; 15 — шпилька; 16 — чулок; 17 — коронная шестерня; 18 — ведущая солнечная шестерня; 19 — водило; 20 — ступица; 21, 26 — роликоподшипники; 23 — балка; 24 — сателлих; 25 — . картер; 27 — стакан
Электрическая трансмиссия постоянного тока включает генератор, два (или более) мотор-колеса и вспомогательное оборудование: возбудитель или вспомогательный генератор, системы управления и регулирования электрической трансмиссии и вентиляционные установки для охлаждения мотор-колес.
Основным узлом трансмиссии дизель-электрических машин является мотор-колесо.
Конструктивно ведущий мост (рис. 2.23) состоит из следующих основных элементов: главной передачи, дифференциала, полуосей и несущих балок. Наибольшее распространение получили главные передачи с коническими шестернями со спиральным зубом (скрепер ДЗ-ПП, ДЗ-12), обеспечивающие меньшую шум-ность в работе по сравнению с прямозубыми.
Установка в ведущих мостах дифференциалов вызвана необходимостью обеспечения вращения ведущих колес тягача с различными угловыми скоростями. Наиболее простым по конструкции является симметричный дифференциал с цилиндрическими или коническими шестернями (скреперы ДЗ-ПП, ДЗ-13).
Между дифференциалом и ведущими колесами устанавливаются полуоси, служащие для передачи крутящего момента от главной передачи на фланцы полуосей или ведущие шестерни колесных редукторов. Применяются полуоси разгруженного типа, передающие только крутящий момент.
Балки (картеры) мостов служат для соединения всех элементов ведущих мостов и передачи тяговых усилий от ведущих колес на раму машины. В отличие от автомобильных балки мостов подвешиваются к раме безрессорно и отличаются большей жесткостью и повышенной прочностью.
На скреперы устанавливаются, как правило, односкатные большегрузные шины низкого давления, высокой проходимости (скреперы ДЗ-ПП, ДЗ-13).
На тягаче Имеется рулевое управление с гидравлическим приводом, позволяющее поворачивать тягач на 90° в обе стороны относительно продольной оси скрепера. Рулевое управление состоит из рулевого механизма (рис, 2.24), распределителя, золотниковой коробки, левого и правого гидроцилиндров поворота, насоса, запорного клапана, следящего устройства. Золотниковая коробка служит для изменения направления потоков рабочей жидкости, поступающих в рабочие полости цилиндров поворота при прохождении ими положений мертвых точек, и распределения этих потоков по рабочим полостям цилиндров поворота. Для нагнетания рабочей жидкости установлен шестеренный насос.
Следящее устройство рулевого управления служит для согласования поворота рулевого колеса с поворотом тягача относительно продольной оси скрепера путем возвращения золотника распределителя в нейтральное положение при неподвижном рулевом колесе, а также для фиксирования любого заданного угла поворота тягача относительно скрепера и предотвращения самопроизвольных его поворотов.
Рис. 2.24. Рулевой механизм с распределителем скрепера ДЗ-П:
1 — гайка; 2.— крышка; 3 — золотник распределителя; 4 — корпус золотникаг 5 — пружина; в — ползун; 7 значительно сократить длительность процесса переключения и свести к минимуму необходимое при этом усилие водителя. В гидромеханических передачах используются фрикционные муфты с вращающимся корпусом.. шайба; 8 — картер рулевого меканивма; 9 — вал руля; 10 — рулевое колесо; 11 — шарик предохранительного клапана; 12— пружина предохранительного клапана; 13 — рулевая сошка; 14 — сектор рулевого механизма
Рис. 2.25. Схема гидравлической системы самоходного скрепера:
1 — насосы и их привод; 2 — обратный клапан; 3 — предохранительный клапан; 4 — масляный бак; 5 — масляный фильтр- 6 — гид-рораспределитель; 7 — гидравлический замок; 8 — дроссель; 9 — трубопроводы и рукава; 10 — гидроцилиндр
Седельно-сцепное устройство соединяет тягач со скрепером и передает вертикальную нагрузку от скрепера на тягач. Это устройство допускает поворот тягача относительно скрепера и качание тягача и скрепера в вертикальной плоскости, перпендикулярной его продольной оси. Седельно-сцепное устройство представляет собой кронштейн, к которому приварена консоль с опорой цилиндров. На опоре закреплены цилиндры поворотов и золотниковая коробка. Угол качания скрепера относительно тягача ограничивается специальными площадками, которыми кронштейн опирается на верхнюю накладку поперечины при достижении предельного угла качания (20° в каждую сторону от среднего положения).
Конструкции ковша, заслонки и механизмов загрузки и выгрузки самоходного скрепера принципиально не отличаются от прицепных скреперов. Наиболее распространенной является загрузка с использованием тягового усилия, а выгрузка принудительная.
Управление рабочими органами самоходных скреперов осуществляется электрическим и гидравлическим приводом. Гидропривод включает управление подъемом и опусканием заслонки ковша, подъемом и опусканием ковша, выдвижением и обратным ходом задней стенки или опрокидыванием днища ковша.
Гидравлическая система скрепера (рис. 2.25) состоит из насосов и их привода, гидрораспределителя, гидроцилиндров, масляного бака, масляного фильтра, дросселей, обратных клапанов, предохранительного клапана, гидравлического замка, трубопроводов и рукавов. Для питания системы применяют насосы постоянной подачи. Привод насоса осуществляется непосредственно от двигателя тягача. Часто для привода устанавливают параллельно несколько насосов. В этом случае привод насосов производится от редуктора отбора мощности, устанавливаемого на тягаче.
На скреперах применяют трехсекционные гидрораспределители. При установке распределителя в кабине им управляют с помощью рукояток или рычажного механизма. Часто распределитель Устанавливают на тяговой раме. В этом случае для управления распределителем используют различные системы дистанционного привода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Скреперы самоходные"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы