Стальные канаты изготавливают из высокопрочной стальной проволоки по ГОСТ 7372—79 диаметром до 3 мм, временное сопротивление которой при растяжении выше 1764 МПа. Временное сопротивление при растяжении — это растягивающая сила, приходящаяся на единицу площади поперечного сечения, при которой происходит разрушение испытуемого образца. Его измеряют в паскалях (Па), мегапаскалях (МПа), гигопаскалях (ГПа).
Технические условия на стальные канаты сформулированы в ГОСТ 3241—80 «Канаты стальные. Технические условия». В соответствии с ГОСТ канаты классифицируют следующим образом.
1. По форме поперечного сечения — круглые и плоские. Круглые канаты в свою очередь подразделяют по ряду признаков: по конструктивному — на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (спиральные) изготавливают непосредственно из отдельных проволок, свитых в спирали. При двойной свивке сначала свивают отдельные пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Канаты тройной свивки бывают однослойные, двухслойные и трехслойные. Применяют канаты тройной свивки, свиваемые из нескольких стренг. Стренг — канат двойной свивки. Канаты тройной свивки называют кабелями.
Кроме того, различают круглопрядные и фасонопрядные канаты. Круглопрядные имеют форму поперечного сечения прядей круглой, фасонопрядные— трёхгранную, овальную или какую-либо другую форму.
2. По типу прядей — с точечным касанием проволок между слоями (ТК); с линейным касанием проволок между слоями и одинаковым диаметром проволок по слоям пряди (ЛК-О); линейным касанием проволок между слоями и разным диаметром проволок в наружном слое пряди (ЛК-Р); линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения (ЛК-3); линейным касанием проволок между слоями, имеющие в пряди слои с проволоками одинакового диаметра и слои с проволоками разных диаметров (ЛК-О; комбинированным точечно-линейным касанием проволок ТЛК-0 и ТЛК-Р).
3. По материалу сердечника — с органическим сердечником (о. с.) металлическим мягким сердечником из отожженной стальной проволоки (м. с. м.), с сердечниками из канатной стальной проволоки (м. е.), асбестового шнура (а. е.), пластмасс и других искусственных материалов (и. е.).
4. По способу свивки — раскручивающиеся (Р) и нераскручиваю-щиеся (Н). Для предохранения от раскручивания на концы каната накладывают перевя.-жу из 8—10 витков мягкой проволоки. Такую перевязку называют маркой. В раскручивающихся канатах пряди и проволоки в прядях не сохраняют своего положения в канате после снятия марок с концов каната, в нераскручивающихся — сохраняют.
5. По направлению свивки — правое (П) и левое (Л) направления. Направление свивки каната определяют так: для спиральных канатов— направлением свивки проволок наружного слоя, для канатов двойной свивки — направлением свивки прядей наружного слоя в канате, для канатов тройной свивки — направлением свивки стренг в канате.
6. По сочетанию направлений свивки элементов — крестовой свивки, у которых направления свивки прядей в канате, прядей в стренгах и проволок в прядях противоположны и односторонней свивки (О), у которых направления свивки прядей в канате и проволок в прядях наружного слоя одинаковы. Канаты тройной свивки выпускают только крестовой свивки.
7. По степени крутимости — крутящиеся с одинаковым направлением свивки всех прядей и малокрутящиеся — многопрядные с противоположным направлением свивки прядей по слоям каната.
8. По механическим свойствам — высокого качества (В), нормального качества (I, II), канаты бензельные* (Б).
9. По виду покрытия поверхности проволок — из светлой проволоки, из оцинкованной проволоки с тонким цинковым покрытием для легких условий работы — ЛС, со средним цинковым покрытием для средних условий работы — СС, с толстым цинковым покрытием для жестких условий работы — ЖС (например, при работе в химических активных средах), с покрытием полимерными материалами самого каната или прядей — П.
10. По назначению: ГЛ — грузолюдские (для транспортирования людей применяют только канаты марки В), Г — грузовые (для транспортирования грузов и других целей), Б — бензельные, используемые для перевязок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стальные канаты грузозахватных устройств"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы