В мостовых электрических кранах применяют гибкий подвес грузозахватного устройства на стальных проволочных канатах. Концы каната крепят на грузовом барабане. При работе механизма подъема груза канат наматывается на барабан и огибает обводные блоки полиспаста. При этом в канате возникают напряжения растяжения от веса поднимаемого груза, а при огибании блоков и намотке на барабан в канате дополнительно возникают напряжения изгиба. Поэтому канаты должны обладать высокой прочностью и достаточной гибкостью. Прочность канатов подвеса груза во многом определяет безопасность работы крана, поэтому Правилами установлены определенные коэффициенты запаса прочности канатов в виде отношения минимальной разрушающей нагрузки к максимальной рабочей нагрузке на канат. Коэффициенты запаса прочности задаются в зависимости от назначения каната и режима работы механизма.
В мостовых электрических кранах применяют канаты двойной свивки. В этих канатах сначала проволоки свивают в пряди вокруг центральной проволоки, а затем пряди свивают в канат вокруг сердечника. Для изготовления канатов используют проволоки одного или разных диаметров. При изготовлении пряди из проволоки одного диаметра вокруг центральной проволоки можно свить плотно только шесть проволок такого же диаметра. Следующий ряд образуют только 12 проволок того же диаметра, шесть из которых прилегают к шести проволокам нижнего ряда, а шесть других располагаются в промежутках между проволоками.
Вокруг центрального сердечника укладывают шесть прядей и при скручивании получают семипрядный канат. Центральная прядь в расчетах каната на прочность не учитывается, поэтому канат с центральным сердечником и шестью наружными прядями называют шестипрядным. В мостовых электрических кранах применяют шестипрядные канаты с органическим сердечником, а для кранов, работающих в горячих цехах, с асбестовым.
Рис. 64. Прядь стального проволочного каната:
а — из семи проволок; б — из 19 проволок; в — из 37 проволок
Стальные проволочные канаты подразделяют по следующим признакам (ГОСТ 3241—80): по назначению — грузолюдские ГЛ и грузовые Г; по механическим свойствам пр‘оволски— высшей марки В, первой и второй марки 1 и II (канаты марки II поставляют с согласия заказчика); по виду покрытия поверхности проволоки — из проволоки без покрытия или оцинкованной проволоки: для особо жестких условий работы ОЖ, для жестких условий работы Ж и для средних условий работы С; по направлению свивки — правой и левой Л; по сочетанию направлений свивки элементов каната: крестовой, односторонней О и комбинированной К; по способу свивки— нераскручивающиеся Н и раскручивающиеся Р.
Пример обозначения: канат 32-Г-1-С-Н-1372 (140) (ГОСТ 2688—80)—стальной проволочный канат диаметром 32 мм грузового назначения, марки 1, из оцинкованной проволоки по группе С, правой крестовой свивки, нераскручивающийся, маркировочной группы 1372 МПа (140 кгс/ммг) типа ЛКР 6X19 |‘1+6+6/61 + + 1 о. с.
Стальные канаты и металлические сердечники изготовляют из проволок, соответствующих 1ребованиям ГОСТ 7372—79. Органические сердечники можно выполнить из пенькового волокна (ГОСТ, 5269—77) повышенной и обыкновенной групп; из сизали или ма« нилы; из полиэтилена, полипропилена, капрона и вискозы; из хлопчатобумажной пряжи однониточной и крученой (ГОСТ 15958—70) для канатов диаметром менее 9 мм и прядей диаметром меаее 4 мм.
Сердечники выполняют трехпрядными. В канатах диаметром до 15 мм и в прядях диаметром менее 4 мм допускается применение однопрядных витых сердечников, а в канатах диаметром до 8 мм применение отдельных нитей. Сердечники из пенькового волокна, сизали и хлопчатобумажной пряжи должны быть пропитаны составом по ГОСТ 5269—77. По требованию заказчика в качестве сердечника может быть использован асбестовый шнур (ГОСТ 1779-72).
Канат должен иметь по всей длине равномерный шаг свивки всех элементов. Шаг свивки наружного слоя проволок в прядях должен составлять в канатах с линейным касанием проволок не более девяти расчетных диаметров пряди и не более одиннадцати расчетных диаметров пряди в канатах с точечным касанием проволок, в трехгранных прядях и однопрядных металлических сердечниках. Шаг свивки проволок в канатах одинарной свивки, а также в канатах и прядях конструкции 1+6 должен быть не более 11 расчетных диаметров пряди.
Диаметр круглого каната проверяют иа расстоянии не менее 5 м от конца каната в ненагруженном состоянии (рис. 65, а). Шаг свивки каната проверяют линейкой с ценой деления 1 мм на расстоянии 5 м и более от конца каната (рис. 65,6). За длину шага свивки принимают среднее арифметическое значение не менее чем трех измерений.
Длина каната может указываться заказчиком. Отклонение по длине каната не может превышать 10 м для канатов длиной менее 1000 м и 1% для канатов длиной 1000 м и более. Если потребитель не устанавливает длину каната, то канат изготовляют длиной 200 м и более.
Концы канатов у места отрезки прочно обвязываются мягкой проволокой. Число перевязок концов нераскручивающихся канатов должно быть не менее двух.
Механические свойства проволок, используемых дли изготовления каната, должны соответствовать требованиям ГОСТ 7372—79.
Рис. 65. Схема измерения параметров стальною проволочного каната: о — диаметра; б — шага свивки
Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате и разрывное усилие каната в целом должно быть не менее значений, указанных в стандартах на сортамент канатов при заданной маркировочной группе.
Преимущественное распространение в мостовых электрических кранах получили шестипрядные канаты с числом проволок в пряди 19 —ЛК-Р 6X19 (ГОСТ 2688—80) и 37 —ТЛК-0 6X37 (ГОСТ 3079—80).
Основные причины интенсивного изнашивания и повреждения канатов следующие: неправильный выбор конструкции каната, типа и направления свивки, неправильная навивка каната на барабан, неправильный выбор соотношения диаметра каната и диаметра барабана или блока, нерегулярное смазывание каната, наличие абразивных частиц на поверхности трения каната и коррозия отдельных проволочек, а также повышенные нагрузки на канат при подъеме груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность крана, при резком подъеме груза и раскачивании его в процессе подъема и транспортирования. Необходимость замены каната возникает при определенном износе проволок прядей или при обрыве одной из прядей. Число обрывов проволок, при котором канат подлежит замене, определяется на расстоянии шага свивки каната и задается Правилами.
Стальные проволочные канаты необходимо заменять, если оборвана одна из прядей или число оборванных проволок на длине одного шага свивки превышает значения, указанные в табл. 52. Допускаемое число оборванных проволок зависит от диаметра каната. Для определения диаметра каната применяют штангенциркули (см. рис. 65, а). Для определения шага свивки на поверхности каната наносят метку и отсчитывают вдоль центральной оси каната число прядей, имеющихся в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующую после окончания отсчета прядь наносят вторую метку. Расстояние между метками равно шагу свивки каната.
Выбор каната с определенным направлением свивки производят в зависимости от направления укладки его витков на барабане. Если оба конца каната закреплены на грузовом барабане, то направление свивки каната может быть любым.
Резкие перегибы и петли способствуют разрушению каната, поэтому при его размотке нельзя допускать петлеобразных перегибов. При размотке канат надо укладывать в бухты или наматывать на катушки, диаметр которых должен быть не менее 20—25 диаметров каната. С завода-изготовителя канат поступает в кусках длиной 250, 500 и 1000 м. Для получения каната требуемой длины его перевязывают стальной проволокой диаметром 1—2 мм, а затем перерезают. Длина каждой перевязки каната проволокой должна быть не менее 1,5—2,0 диаметра каната, а расстояние между перевязками три-четыре диаметра каната.
Результаты испытаний на растяжение, скручивание и перегиб проволок каната будут удовлетворять требованиям ГОСТ 3241—80, если суммарная площадь поперечного сечения проволок, не соответствующая требованиям стандарта, составляет не более 5% номинальной площади сечения всех проволок в канате при испытании 100% проволок, не более 2% номинальной площади сечения каната при испытании 25% и 10% проволок в канате. Допускается повторное испытание всех проволок каната, если обнаружено несоответствие требованиям ГОСТ 3241—30.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стальные проволочные канаты мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы