Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей

Публикация:
   Стартеры

Читать далее:




Стартеры

Стартер СТ230 с принудительным электромагнитным включением, принудительным выключением шестерни привода, роликовой муфтой свободного хода и дистанционным управлением питается от аккумуляторных батарей напряжением 12 В. Стартеры СТ230-А, С230-Б, СТ230-К имеют незначительные конструктивные особенности привода и крышки со стороны привода.

К корпусу винтами крепятся четыре полюсных сердечника, на которые установлены катушки обмотки возбуждения. Обмотка возбуждения разделена на две параллельные ветви, а в каждую ветвь включены по две последовательно соединенных катушки. Катушки обмотки возбуждения электродвигателей всех стартеров наматываются прямоугольным медным проводом большого сечения. Витки катушек изолированы друг от друга кабельной бумагой. Катушки оплетены хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком.

Якорь электродвигателя состоит из вала, сердечника, набранного из листов электротехнической стали, обмотки и коллектора.

Обмотка якоря волновая, выполненная прямоугольным проводом. В каждый полузакрытый паз сердечника якоря уложено два провода. В каждой секции обмотки по одному витку. Концы секций укладываются в прорези медных пластин коллектора и припаиваются к пластинам припоем ПОС-11. Витки обмотки изолированы друг от друга и от сердечника якоря электротехническим картоном. Вал якоря вращается в трех втулках из графитизированной бронзы, запрессованных в крышках и промежуточной опорной шайбе. Осевой люфт (величиной до 1 мм) вала якоря ограничивается регулировочными шайбами.

Рис. 1. Стартер СТ230: а — общий вид; б — щеточно-коллектор-ный узел стартера с торцовым коллектором; в — принципиальная электрическая схема 1 — регулировочные шайбы; 2 — упорное кольцо; 3 — шестерня; 4 — муфта свободного хода; 5 — буферная пружина; 6 — поводковая муфта; 7 — предбуферная пружина; 8 — якорь; 9 — корпус; 10 — обмотка возбуждения; 11 — резиновый уплотнитель; 12 — защитный кожух; 13, 30 — крышки; 14 — коллектор; 15 — щетка; 16 — зажимы; 17 — вывод обмоток тягового реле; 18 — пружина; 19 — крышка реле; 20 — контактный диск; 21 — втягивающая обмотка; 22 — удерживающая обмотка; 23 — якорек; 24 — возвратная пружина приводного механизма; 25 —палец поводка; 26 — рычаг привода; 27 — крышка тягового реле; 28 — эксцентриковая ось; 29 — промежуточная опора; 31 — кронштейн подвески пружины; 32 — пружина; 33 — обмотка реле; 34 — якорек; 35 — ограничитель подъема якорька; 36 — контакты; 37 — стойки контактов; 38 — выключатель зажигания и стартера; 39 — крышка; 40 — щетка; 41 — пружина щетки; 42 — коллектор; 43 — щеткодержатель; 44 — электродвигатель и механизм привода; 15 — реле включения; 46 — тяговое реле; 47 — выключатель зажигания и стартера; С, Б, КЗ, К — зажимы реле включения; AM, КЗ, Ст, Пр — зажимы выключателя зажигания и стартера

Крышки стягиваются между собой двумя болтами. На крышке смонтированы четыре коробчатых щеткодержателя. Два щеткодержателя изолированы от крышки. В щеткодержателях расположены щетки (МГСО), изготовленные из меди, свинца, олова и графита. Добавка свинца и олова способствует снижению искрообразования, уменьшению падения напряжения под щетками и меньшему износу коллектора. Для хорошего контакта щетки прижимаются к коллектору пружинами с усилием 800—1500 гс.

Герметизация внутренней полости корпуса обеспечивается установкой защитного кожуха с резиновым уплотнителем.

По винтовым шлицам якоря перемещается механизм привода стартера, состоящий из шлицованной втулки шестерни, роликовой муфты свободного хода, поводковой муфты, двух пружин.

Модернизированный стартер типа СТ230 имеет плоский торцовый коллектор, что значительно уменьшает расход меди, износ и загрязнение щеточно-коллекторного узла. В результате повышается надежность и долговечность стартера.

Четыре трапециевидные щетки установлены в пластмассовом щеткодержателе и прижимаются к коллектору цилиндрическими пружинами. В остальном конструкция электродвигателя, тягового реле и привода имеет незначительные отличия.

Муфта свободного хода обеспечивает передачу вращающего момента только с вала якоря на венец маховика и предупреждает вращение якоря от маховика после пуска двигателя, предохраняя якорь от разноса при повышенной частоте вращения.

В бесплунжерной муфте ведущая обойма выполнена заодно со шлицованной втулкой и имеет четыре клиновидных паза, в которые устанавливаются четыре ролика. Ролики поджимаются в узкую часть паза пружинами через Г-образные толкатели 9. Пружины упираются в кронштейны держателя. Держатель фиксируется в вырезах ведущей обоймы. Шестерня выполнена заодно с ведомой обоймой.

Рис. 2. Муфта свободного хода: а — бесплунжерная: 1 — кожух; 2 — войлочный уплотнитель; 3 —шайба; 4 — шестерня с ведомой обоймой; 5 —бронзовые втулки; 6 — держатель пружин; 7 — ролик; 8 — пружина; 9 — толкатель; 10 — ведущая обойма со шлицованной втулкой; 11 — втулка; 12, 17 — опорные шайбы; 13 — буферная пружина; 14 — поводковая муфта; 15, 18 — стопорные кольца; 16 — предбуферная пружина; б — плунжерная: 1 — втулка; 2 — кожух; 3 — ролик; 4 — ведущая обойма; 5, 6 — шайбы; 7 — шестерня с ведомой обоймой; 8 — бронзовые втулки; 9 — плунжер; 10 — пружина; 11 — упор пружины

Упорная шайба ограничивает осевое смещение роликов и шестерни. Войлочный уплотнитель предотвращает загрязнение муфты. Кожух после сборки муфты завальцо-вывается на ведущей обойме. На ступице ведущей обоймы установлена поводковая муфта, состоящая из двух полумуфт. Одна полумуфта (на рисунке левая) при включении стартера воздействует на буферную пружину, а другая (на рисунке правая) при выключении — на предбуферную пружину.

Стопорное кольцо фиксирует обе полумуфты в исходном положении.

В плунжерной муфте на шлицевой втулке жестко укреплена ведущая обойма. В ней выполнены четыре клиновидных паза, в которые установлены ролики, отжимаемые в сторону узкой части паза усилием пружин плунжеров. Пружины надеты на упоры плунжеров. Шестерня выполнена вместе с ведомой обоймой.

Упорные шайбы ограничивают осевое перемещение роликов. Обойма защищена кожухом.

При включении стартера вращающий момент от ведущей обоймы передается на шестерню ведомой обоймы роликами, так как усилием пружин через толкатели ролики заклиниваются в узкой части паза между ведущей обоймой и шестерней ведомой обоймы.

После пуска двигателя маховик будет вращать шестерню привода быстрее, чем ее вращает якорь стартера. В этот период произойдет расклинивание роликов, так как в данный момент ведущей становится шестерня ведомой обоймы, которая, вращаясь с большей скоростью по сравнению с ведущей обоймой, увлекает ролики в широкую часть паза, и вращение от коленчатого вала не будет передаваться валу якоря. Плунжерная муфта работает так же, как и бесплунжерная.

К крышке со стороны привода крепится электромагнитное тяговое реле, которое служит для принудительного ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика и подключения электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее.

В электрическую цепь между обмотками тягового реле и аккумуляторной батареей введено вспомогательное реле включения, которое служит для включения электрической цепи обмоток тягового реле при пуске двигателя, разгружает контакты выключателя зажигания и предотвращает недопустимый разряд аккумуляторной батареи через стар-тер.

Тяговое реле. В тяговом реле РС230 на латунной втулке намотаны две обмотки: втягивающая (последовательная) и удерживающая (параллельная).

Начала обмоток соединены с выводом, расположенном в пластмассовой крышке. Конец втягивающей обмотки соединен с контактным зажимом, а конец удерживающей обмотки с корпусом. В обеих обмотках ток проходит в одном направлении, что обеспечивает сильное намагничивание якорька. Якорек свободно перемещается в латунной втулке и отжимается возвратной пружиной в исходное положение. Контактный диск свободно установлен на штоке между изоляционными шайбами и втулкой, что позволяет ему проворачиваться и перекашиваться, а за счет сжатия пружин — перемещаться вдоль оси штока.

Такое крепление контактного диска обеспечивает большую площадь контакта его с зажимами тягового реле, установленными в крышке.

Контактный диск отжимается от зажимов реле пружиной, что обеспечивает быстрое отключение электродвигателя от аккумуляторной батареи. Крышка тягового реле защищает привод от загрязнения. В палец поводка тягового реле упирается рычаг привода, имеющий эксцентриковую ось 28. Второй конец рычага входит в поводковую муфту привода.

Реле включения. У реле включения РС507-Б две пары серебряных контактов. Стойки контактов соединены с зажимами С и Б. Якорек, ярмо и сердечник являются маг-нитопроводом. Сердечник соединен с зажимом КЗ. Обмотка реле соединена с двумя зажимами К. Контакты реле замыкаются при напряжении на зажимах обмотки 6—9 В и размыкаются при напряжении 2—4 В.

Работа стартера и вспомогательных реле. При установке ключа выключателя зажигания и стартера во второе правое положение ток из аккумуляторной батареи проходит по цепи обмотки реле включения. Цепь тока: плюсовой вывод батареи — зажим тягового реле — амперметр — выключатель зажигания — зажим К реле включения — обмотка — второй зажим К реле включения — корпус — минусовой вывод батареи.

Ток, проходящий по обмотке реле, намагничивает сердечник и контакты реле замыкаются. Вначале замыкаются контакты, соединенные с зажимом, и ток от аккумуляторной батареи будет проходить в цепи первичной обмотки катушки зажигания, минуя дополнительный резистор. Затем замыкаются контакты, соединенные с зажимом С, и ток будет проходить в цепи обмоток тягового реле стартера.

Цепь тока обмоток тягового реле: плюсовой вывод батареи — зажим Б реле включения — контакты — зажим С реле — зажим обмоток тягового реле, а затем разветвляется на две параллельные ветви:
— удерживающая обмотка — корпус—минусовой вывод батареи; втягивающая обмотка — обмотка возбуждения электродвигателя стартера — изолированные щетки — коллектор — обмотка якоря — коллектор — щетки, соединенные с корпусом, — корпус — минусовой вывод батареи.

При втягивании якорька через рычаг шестерня привода перемещается по ленточной нарезке вала и входит в зацепление с венцом маховика.

При полном втягивании якорька тягового реле шестерня привода не доходит до упорного кольца 2 на 4—5 мм, а затем благодаря ленточной нарезке вала якоря втулка привода будет перемещаться дополнительно на 3—5 мм.

Якорек реле при втягивании перемещает шток, а вместе с ним медный контактный диск, замыкающий два зажима, к которым крепятся провода от электродвигателя стартера и батареи, в результате чего в цепи электродвигателя стартера будет проходить рабочий ток. В момент прижатия контактного диска к зажимам реле произойдет шунтирование диском цепи втягивающей обмотки, поэтому тока в ней не будет, а якорек во втянутом положении будет удерживаться одной удерживающей обмоткой (шунтирование втягивающей обмотки уменьшает нагрузку на аккумуляторную батарею).

В этот период работы возвратная пружина будет сжата.

После пуска двигателя снимают усилие с ключа и он сам устанавливается в первое рабочее положение, выключая цепь обмотки реле включения. Усилием пружины якорька произойдет размыкание контактов, которые выключат цепь обмоток тягового реле. Намагничивание якорька прекратится и возвратная пружина выведет якорек из латунной втулки, контактный диск отойдет от зажимов тягового реле и электродвигатель стартера отключится от батареи. Одновременно якорек переместит рычаг, который своим нижним плечом, воздействуя на поводковую муфту, выведет шестерню привода стартера из зацепления с венцом маховика.

Если при включении стартера торцы зубьев его шестерни упираются в торцы зубьев маховика, то буферная пружина привода сожмется вследствие втягивания якорька внутрь тягового реле. Когда контактный диск подключит электрическую цепь стартера к аккумуляторной батарее, якорь стартера начнет вращаться, а сжатая пружина привода быстро введет шестерню стартера в зацепление с венцом маховика.

В случае заклинивания шестерни привода в венце маховика в момент выключения стартера возвратная пружина перемещает через рычаг левую половину поводковой муфты, сжимая предбуферную пружину, что позволяет контактному диску отойти от зажимов тягового реле, тем самым предотвращается разряд батареи через электродвигатель стартера.

Стартер СТ221 — с принудительным электромагнитным включением, принудительным выключением шестерни привода, роликовой муфтой свободного хода и дистанционным управлением.

Электродвигатель стартера смешанного включения катушек обмотки возбуждения питается от аккумуляторной батареи 12В.

Для ограничения частоты вращения якоря на холостом ходу обмотка возбуждения имеет параллельную обмотку, состоящую из двух катушек, выполненных из большого числа витков тонкого изолированного провода.

Для уменьшения коррозии полюсные сердечники и корпус анодированы. Крышка выполнена из алюминиевого сплава, что улучшает отвод тепла от щеткодержателей.

Вал якоря вращается в двух металлокерамических скользящих подшипниках с большой площадью трения. Осевой люфт вала якоря регулируется изменением толщины шайб.

Обмотка якоря укладывается в полузакрытые пазы сердечника, что предотвращает выброс проводников обмотки из пазов.

Чтобы быстрей прекратить вращение якоря после выключения стартера на вал якоря напрессовывают стальной конус, а в крышку устанавливают пластмассовый тормозной диск. В момент вывода шестерни привода из зацепления с венцом маховика происходит осевое смещение вала якоря и тормозной конус, соприкасаясь с рабочей поверхностью тормозного диска, ускоряет остановку якоря. Тяговое реле стартера имеет одну обмотку, один конец которой припаян на корпус, а другой — к штекерному выводу. Реле крепится к крышке стартера тремя шпильками. Контактная пластина — медная, прямоугольной формы, нагружена слабой пружиной. Зажимы подключения проводов от стартера и аккумуляторной батареи и штекерный вывод обмотки реле смонтированы в пластмассовой крышке. Цепь тока обмотки тягового реле включается непосредственно выключателем зажигания.

Якорек реле соединен заклепкой с поводком. Палец поводка усилием возвратной пружины поджимается к пластмассовому рычагу. Уплотнительная резиновая заглушка герметизирует тяговое реле.

Нижний конец пластмассового рычага шарнирно соединяется с двумя шипами стального поводкового кольца. При работе реле рычаг через поводковое кольцо передает усилие на пластмассовую поводковую муфту, которая через буферную пружину перемещает шлицевую втулку и вместе с ней муфту свободного хода и шестерню по червячной нарезке вала якоря.

Поводковая муфта вместе с поводковым кольцом и пластмассовым упорным фланцем крепятся на шлицевой втулке запорным кольцом.

Ход шестерни при зацеплении с венцом маховика ограничивается упорным кольцом. Это кольцо фиксируется на валу замочным кольцом. При выводе шестерни из венца маховика коническая поверхность упорного фланца ударяется о коническую поверхность пластмассового фланца, поэтому якорь смещается по оси немного назад и вследствие трения конуса о пластмассовый тормозной диск 34 быстро останавливается.

Муфта свободного хода имеет три ролика, расположенные относительно друг друга под углом 120°.

Стартер СТ142 —с принудительным электромагнитным включением, принудительным выключением шестерни привода, с храповым механизмом и дистанционным управлением питается от аккумуляторных батарей напряжением 24 В. Для запуска дизельных двигателей требуется большая мощность электродвигателя стартера, поэтому в 12-вольтной системе сила тока в цепи электродвигателя стартера была бы слишком большой, что потребовало бы увеличения емкости аккумуляторных батарей и увеличения габаритов стартера. Повышение напряжения позволяет получить большую мощность электродвигателя стартера при меньших размерах.

Вследствие большого вращающего момента на валу якоря роликовая муфта свободного хода не обеспечивает надежную работу привода, поэтому в данном стартере применен привод с храповой муфтой. Для уменьшения сопротивления обмотка и обмотка возбуждения выполнены прямоугольным проводом большого сечения, а в каждый щеткодержатель установлено по две щетки. Щеткодержатели прикреплены к траверзе, которая крепится к крышке четырьмя болтами. Две щетки изолированы от траверзы. Каждая щетка прижимается пружиной к коллектору с силой 1800—2000 гс.

Рис. 2. Стартер СТ142: а — общий вид; б — муфта привода; в — схема сил, действующих на детали центробежного механизма привода после пуска дизеля: 1 — резиновый уплотнитель; 2 — средний подшипник; 3 — бандаж; 4 — якорь; 5 — корпус; 6, 27 — крышки; 7 — коллектор; 8 — болт крепления траверзы щеткодержателей; 9, 28 — подшипники; 10 — фильц; 11 — траверза щеткодержателей: 12 — щетки; 13 — обмотка возбуждения; 14 — соединительные шины; 15 — основные зажимы; 16 — зажим обмоток реле; 17 — контактный диск; 18 — втягивающая обмотка; 19 — удерживающая обмотка; 20 — возвратная пружина; 21 — якорек; 22 — резиновый кожух: 23 — рычаг привода; 24 — эксцентриковая ось; 25 — привод; 26 — шестерня; 29 — упорная шайба; 30 — замочные кольца; 31 — шлицевая втулка; 32 — прямые шлицы; 33 — корпус; 34, 46 — опорные шайбы; 35 — винтовые шлицы; 36 — пружина; 37 — ведущая полумуфта с зубцами; 38 — зубцы полумуфт; 40 — штифт; 41 — ведомая полумуфта с зубцами; 42 — шестерня; 43 — бронзовые втулки; 44 — текстолитовый сухарь; 45 — конусное кольцо; 47 — резиновое кольцо; г — принципиальная электрическая схема: 1 — выключатель аккумуляторной батареи; 2 — электродвигатель и механизм привода; 3 — тяговое реле; 4 — дублирующий выключатель; 5 — реле включения; 6 — амперметр; 7 — выключатель приборов и стартера; 8 — контактор; 9 — кнопка выключателя аккумуляторной батареи

Обмотка возбуждения имеет две параллельные ветви. Якорь вращается в трех скользящих подшипниках, смазывающихся турбинным маслом «22», которым пропитаны фильцы, заложенные в карманы крышек и среднего подшипника.

Стартер герметизирован. Под крышками стартера и тягового реле, а также под гайками выводов обмоток стартера и реле установлены резиновые прокладки, что предотвращает попадание воды внутрь стартера при преодолении автомобилем глубокого брода. Гофрированный резиновый кожух герметизирует внутреннюю полость тягового реле.

Подключение и отключение аккумуляторной батареи осуществляется электромагнитным выключателем, в цепь обмотки которого включены нормально замкнутые контакты контактора и кнопочный выключатель.

Во включенном положении выключатель батареи фиксируется замочным устройством.

После включения выключателя приборов и стартера нормально замкнутые контакты контактора размыкаются и отключают цепь питания обмотки выключателя батареи. Отключение цепи обмотки выключателя батареи необходимо для предотвращения импульсных перенапряжений, возникающих в цепи генератор — батарея, опасных для полупроводниковых приборов.

Тяговое реле привода и реле включения устроены и работают аналогично таким же реле стартера СТ230.

Включение и выключение стартера осуществляется выключателем. При повороте ключа во второе правое положение включается цепь обмотки реле включения.

При срабатывании реле включения происходит замыкание его контактов, что обеспечивает включение цепи втягивающей и удерживающей обмоток тягового реле.

В период прохождения тока по обмоткам тягового реле происходит втягивание якорька и контактный диск замыкает зажимы, соединяя напрямую стартер с аккумуляторной батареей. При втягивании якорька тягового реле происходит сжатие возвратной пружины и перемещение рычага, который вводит в зацепление шестерню привода в венец маховика. Стартер начнет работать в режиме пуска двигателя.

Как только двигатель начнет работать, нужно сразу же отпустить ключ, что необходимо для выключения цепи обмотки реле включения и, следовательно, цепи обмоток тягового реле.

После выключения электрической цепи обмоток тягового реле возвратная пружина в якорьке реле обеспечит вывод шестерни привода из венца маховика и отвод контактного диска от зажимов реле.

При поднятой кабине стартер можно включить дублирующим выключателем, установленным в моторном отсеке.

Привод стартера устанавливается на прямые шлицы вала якоря. Привод имеет храповую муфту свободного хода, которая состоит из корпуса, ведущей и ведомой полумуфт с зубцами, шлицевой втулки, трех текстолитовых сухарей со штифтами, конусного кольца, пружины, резинового кольца и замочных колец. Сухари расположены во внутренней полости ведомой полумуфты под углом 120°. Сухари свободно перемещаются вдоль оси штифтов.

Ведущая полумуфта перемещается по винтовым шлицам втулки. Усилием пружины обеспечивается зацепление зубцов обеих полумуфт.

Принцип работы привода. В период работы стартера вращающий момент с зубцов ведущей полумуфты передается на зубцы ведомой полумуфты, а затем на шестерню привода, а следовательно, и на венец маховйка.

При передаче вращения через винтовые шлицы возникает осевое усилие, обеспечивающее сильный прижим ведущей полумуфты к ведомой.

Как только двигатель начнет работать, то до момента выключения цепи стартера некоторое время венец маховика будет вращать шестерню привода с ведомой полумуфтой и сухарями быстрее ведущей полумуфты, получающей вращение от вала якоря. Зубцы ведомой полумуфты будут скользить нерабочей выпуклой поверхностью по выпуклой нерабочей поверхности зубцов ведущей полумуфты. В результате скольжения зубцов происходит отбрасывание ведущей полумуфты и сжатие пружины, что обеспечивает разъединение полумуфт.

При вращении сухарей возникает центробежная сила F1, под действием которой сухари, перемещаясь по штифтам в радиальном направлении, прижимаются своими коническими поверхностями к конической поверхности конусного кольца. В результате трения конических поверхностей сухарей и кольца возникает осевая сила F2, которая и обеспечивает удержание храпового механизма в расцепленном состоянии, а поэтому предотвращается износ зубьев.

Если в период включения стартера зуб шестерни привода попадет в торец зуба венца маховика, то шестерня, сжимая пружину, перемещает ведущую полумуфту по винтовым шлицам направляющей втулки, в результате чего произойдет поворот полумуфты, а следовательно, и шестерни на 28—30°, что обеспечит ввод шестерни в зацепление с венцом маховика.

Стартер СТ103 — с принудительным электромагнитным включением, автоматическим выключением шестерни привода из зацепления с венцом маховика после пуска двигателя и дистанционным управлением. Стартер питается от аккумуляторной батареи напряжением 24В. Устройство и работа электродвигателя и тягового реле аналогично устройству и работе стартера СТ142.

Привод стартера. На валу якоря установлен стакан, в боковой стенке которого выполнен винтовой паз. Ступица стакана свободно перемещается по поверхности нарезки вала посредством рычага привода. На ступице стакана установлена шайба, отжимаемая буферной пружиной к буртику ступицы. На нарезке вала выполнены углубления, которые фиксируют ведущую гайку при выключенном положении шестерни, что предотвращает произвольное перемещение шестерни на валу якоря. Ведущая гайка перемещается по нарезке вала якоря. Выступы ведущей гайки входят в прорези тела шестерни. Между гайкой и внутренним торцом шестерни установлена пружина. Упорное кольцо на валу якоря закреплено сухарем.

Принцип действия привода. Окружной зазор в нарезке вала и шестерне допускает поворот шестерни относительно вала якоря на один зуб в случае упора торцов шестерни привода стартера и венца маховика и тем самым облегчает введение их в зацепление.

При прохождении тока по обмоткам тягового реле якорек реле, втягиваясь внутрь сердечника, через регулировочный винт, тягу и рычаг перемещает пальцем рычага стакан по валу якоря стартера. Стакан торцом ступицы перемещает ведущую гайку по резьбе вала. Гайка через пружину перемещает шестерню, которая одновременно вращается, двигаясь по резьбе вала до упорного кольца. При этом происходит зацепление шестерни стартера б венцом маховика.

Рис. 3. Стартер СИ 03: а — общий вид; б — привод стартера: 1 — зажим траверсы; 2 — проводник; 3 — щетки; 4 — зажимы тягового реле; 5 — контактный диск; б — обмотки реле; 7 — якорек; 8 — винт; S —тяга; 10 — рычаг; 11 — возвратная пружина; 12 — шестерня привода; 13 — масленка; 14 — сухарь; 15 — упорное кольцо; 16 — вал; 17, 20 — пружины; 18 — ведущая гайка; 19 — шайба; 21 — стакан; 22 — палец рычага; 23 — ступица стакана; 24 — опорная шайба; 25 — обмотка якоря; 26 — обмотка возбуждения; 27 — якорь; 28 — бандаж; 29 — пружина щеткодержателя; 30 — коллектор; в — принципиальная электрическая схема; 1 — выключатель аккумуляторной батареи; 2 — электродвигатель и привод стартера; 3 — выключатель стартера; 4 — тяговое реле

В конце хода шестерни контактный диск тягового реле замыкает рабочую цепь стартера и якорь начинает вращаться.

При вращении вала вследствие трения ступицы стакана о ленточную нарезку вала якоря происходит перемещение стакана винтовым пазом по пальцу рычага в первоначальное положение, освобождая место для отхода шестерни и ведущей гайки. При этом шестерня остается в рабочем положении, т. е. прижата к упорному кольцу.

После пуска двигателя венец маховика будет вращать шестерню стартера, при этом частота вращения шестерни стартера становится больше частоты вращения вала якоря и шестерня стартера, перемещаясь по резьбе вала, отбрасывается в первоначальное положение. Удар при выходе шестерни из зацепления смягчает буферная пружина стакана.

При выключении стартера возвратная пружина, установленная на пальце рычага, обеспечивает установку в исходное положение контактного диска тягового реле и стакана механизма привода.

Стартеры, устанавливаемые на автомобильных двигателях, служат для вращения коленчатых валов при пуске. Мощность стартера зависит от типа и размеров двигателя и колеблется в пределах 0,4—20 л. с. (0,29—14,6 кет). На карбюраторные двигатели ставят стартеры мощностью 0,4—2,8 л. с. (0,29—2,0 кет), а на дизели — в 3—4 раза больше. Стартеры рассчитаны на работу с 6-, 12- и 24-вольтовыми аккумуляторными батареями. Сила тока, потребляемая стартером, достигает 400-1100 а.

По способу управления стартеры могут быть с дистанционным и непосредственным управлением.

На подавляющем большинстве отечественных автомобилей включение шестерни стартера осуществляется принудительным механическим способом, а управление применяется как непосредственное, так и дистанционное.

Когда шофер, нажимая ногой на педаль стартера, вводит при помощи рычага в зацепление шестерню стартера с венцом маховика и одновременно тем >ке рычагом включает в цепь ток, то такое управление стартером называется непосредственным.

Если шофер, нажимая на кнопку, включает только реле привода, а уже оно вводит в зацепление с венцом маховика шестерню стартера, то такое управление называется дистанционным. В этом случае ток предварительно поступает в реле, а затем в обмотки стартера. При расположении стартера, аккумуляторной батареи и реле привода стартера на значительном расстоянии друг от друга дистанционное управление позволяет сократить длину проводов, по которым проходит электрический ток большой силы. Кроме того, при дистанционном управлении стартер можно включать лишь после включения зажигания.

При пуске двигателя стартер потребляет электрический ток от аккумуляторной батареи. Общее устройство стартера такое же, как и генератора.

Для увеличения мощности и крутящего момента стартера его электромагнит делают четырехполюсным, а обмотку возбуждения включают последовательно обмотке якоря. Благодаря этому весь ток, подводимый от аккумуляторной батареи к обмотке якоря, проходит через обмотку возбуждения. Создаются сильные магнитные поля, позволяющие увеличить мощность стартера.

В качестве примера рассмотрим устройство и работу стартера СТ-8, устанавливаемого на автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-бЗА, ГАЗ-9ЭА, ПАЗ-652, РАФ-251 и др.

Электрический ток через стартер проходит по следующей цепи: аккумуляторная батарея — верхний контакт включателя — пластина — нижний контакт — изолированная клемма — обмотка возбуждения — щетки, соединенные между собой проводом, — коллектор — обмотка якоря — щетки — масса. По массе ток возвращается в аккумуляторную батарею.

Стартер крепится двумя болтами к картеру сцепления. Вал якоря опирается на три бронзо-графитовые втулки, установленные в крышках корпуса стартера и в среднем опорном диске. В пазы сердечника якоря заложена обмотка, состоящая из секций толстой медной ленты. Концы ее соединены с пластинками коллектора. К задней крышке крепятся щетки, прижатые к коллектору пружинами: две из них соединены с массой, а две изолированы от нее.

Изолированная обмотка возбуждения из толстой медной ленты установлена на четырех железных магнитных полюсах (башмаках) и соединена одним концом со щетками, а другим — с изолированной клеммой на корпусе стартера.

На переднем шлицованном конце вала якоря может перемещаться направляющая втулка с муфтой свободного хода и шестерней стартера. На втулку надеты пружина и муфта, удерживаемая от смещения влево стопорным кольцом. Пружина одним концом упирается в муфту рычага включения, а другим — в крышку обоймы.

Для пуска двигателя нажимают ногой на педаль стартера и поворачивают рычаг при этом спиральная пружина закручивается. Нижний конец рычага, соединенный с муфтой, перемещает ее и через пружину передвигает вправо втулку вместе с шестерней, которая входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Необходимый пусковой момент на коленчатом валу двигателя обеспечивается вследствие большого передаточного числа (15 —18) передачи: шестерня стартера — зубчатый венец маховика.

Рычаг служит также для включения стартера в цепь аккумуляторной батареи. Регулировочный болт, действуя на направляющий стержень, сжимает пружину и перемещает пластину. Контактная пластина замыкает контакты, и якорь стартера начинает вращаться. Одновременно пластина замыкает контакты и закорачивает дополнительное Сопротивление в катушке зажигания, благодаря чему повышается напряжение в ее вторичной цепи.

Если зубья шестерни упрутся в зубья венца маховика, то они не смогут войти в зацепление. В этом случае наличие пружины позволяет рычагу повернуться, в результате чего контактная пластина замыкает цепь стартера. Электрический ток, поступивший в обмотки стартера, вызовет вращение якоря, и шестерня войдет в зацепление с зубчатым венцом маховика. Винт служит для регулировки зацепления шестерни с венцом маховика.

Рис. 4. Стартер:
а — электрическая схема стартера; б — конструкция стартера; 1, 3, 17 и 18 — щетки; г — коллектор; 4 — корпус; 5 — магнитные полюса, или башмаки; 6 и 13 — контакты; 7 — регулировочный болт; 8 – направляющий стержень; 9 — контактная пластина вариатора; 10 и 30 — пружины; 11 — контактная пластина стартера; 12 — корпус включателя; 14 — изолированная клемма; 15 — соединительный провод; 16 — обмотка возбуждения; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — педаль-21 — рычаг; 22 — спиральная пружина; 23 регулировочный винт; 24 и 37 — крышки корпуса; 25 — картер сцепления; 26, 33 и 36 — бронзо-графитовые втулки; 27 — зубчатый венец, маховика; 28 — шестерня; 29 — муфта свободного хода; 31 — муфта; 32 — стопорное кольцо; 34 — сердечник якоря; 35 — вал якоря; 3S — средний опорный диск; 39 — втулка

Когда шофер уберет ногу с педали стартера, пружина вернет в исходное положение механизм включения.

Большинство стартеров имеют муфту свободного хода, которая передает вращение только в одном направлении — от стартера к маховику, предохраняя якорь от чрезмерного числа оборотов в случае обратной передачи вращения от маховика к стартеру.

На валу якоря стартера установлена направляющая втулка, а на ней крестовина. На шестерне жестко закреплена внешняя обойма.

Рис. 145. Муфта свободного хода:
а — устройство муфты; б — схема работы муфты; 1 — внешняя обойма; г — крестовина; 3 — ролик; 4 — плунжер; 5 — кольцо; 6 — крышка; 7 — направляющая втулка; 8 — шестерня; 9 — пружина; 10 — зубчатый венец маховика

Внутренняя цилиндрическая поверхность внешней обоймы и поверхность крестовины образуют клиновидные канавки, в которых находятся ролики. Пружины и плунжеры отжимают ролики в узкую часть канавок. Крышка с кольцом плотно закрывает муфту свободного хода -и не позволяет крестовине выйти из внешней обоймы. Рычаг управления стартером вилкой соединен с муфтой, с одной стороны которой находится пружина, а с другой — стопорное кольцо, удерживающее муфту от перемещения по втулке.

При вращении якоря стартера ведущей частью в муфте свободного хода является крестовина. Ролики благодаря действию пружин и плунжеров входят в узкую часть клиновидных канавок, заклинивают крестовину и внешнюю обойму с шестерней, заставляя их вращаться как одно целое. Крутящий момент с якоря передается на маховик. Когда начнет работать двигатель, зубчатый венец маховика будет вращать шестерню и обойму с большой скоростью в ту же сторону. В этом случае ведущей частью является зубчатый венец маховика, а ведомой — шестерня стартера. Шестерня и внешняя обойма, вращаясь, обгоняют крестовину, вследствие чего ролики выходят в широкую часть канавок и крестовина с обоймой теряют жесткую связь. Крутящий момент от венца маховика не передается на якорь стартера.

Рассмотрим схему работы стартера СТ20-Б с дистанционным управлением. Большинство стартеров имеет почти одинаковое устройство электрической части и отличается лишь схемой соединения обмоток возбуждения, устройством привода и т. п.

Стартер с дистанционным управлением имеет два реле: дополнительное и тяговое. Дополнительное реле включает в работу тяговое реле, а оно вводит в зацепление с венцом маховика шестерню 4 стартера.

Рис. 6. Стартер с дистанционным управлением:
а — устройство стартера; б — электрическая схема стартера, 1 — дополнительное реле; 2 и 10 — тяговые реле; 3 — рычаг включения; 4 — шестерня стартера; 5 — якорь стартера; в — обмотка возбуждения; 7 — контакты включателя; 8 — дополнительное реле, 9 — контакты; 11 — якорь реле; 12 — удерживающая обмотка; 13 — втягивающая обмотка; 14 — контактный диск; 15 — аккумуляторная батарея; 16 — генератор

Стартер включается при повороте ключа замка зажигания по часовой стрелке до упора. В этом случае ток от аккумуляторной батареи сначала поступает в обмотку дополнительного реле. При прохождении тока

но обмотке дополнительного реле его сердечник намагничивается и притягивает якорек, замыкая контакты. После этого включаются в цепь обмотки тягового реле — втягивающая и удерживающая. Электрический ток, идущий по этим обмоткам, создает магнитное поле, под действием которого якорь реле втягивается внутрь катушки и через рычаг включения вводит шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика. В конце хода якорь нажимает на контактный диск, замыкая контакты включателя и закорачивая втягивающую обмотку реле. Таким образом, якорь тягового реле удерживается внутри катушки лишь за счет магнитного поля удерживающей обмотки. Якорь стартера начинает вращаться.

Когда двигатель начнет работать, на обмотку дополнительного реле действует разность напряжений генератора и аккумуляторной батареи. Направление тока, возникающего в генераторе, противоположно току батареи; поэтому ток в обмотке дополнительного реле уменьшается, магнитное поле его сердечника ослабевает и контакты размыкаются. Вследствие этого ток в обмотке прекратится, и она не будет удерживать якорь. Рычаг под действием возвратной пружины вернется в исходное положение, и стартер будет выключен даже в том случае, если шофер удерживает ключ замка зажигания. После пуска двигателя необходимо стартер выключать поворотом ключа в положение включенного зажигания. Следовательно, дополнительное реле автоматически выключает стартер после пуска двигателя и предохраняет якорь от чрезмерно больших оборотов. Случайное включение стартера при работающем двигателе невозможно, так как обмотка дополнительного реле находится под воздействием разности напряжений генератора и аккумуляторной батареи. Она соединяется с батареей и клеммой генератора. Сердечник не намагничивается, якорек не притягивается и замыкания контактов не происходит.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Стартеры"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства