На складах самых различных отраслей промышленности широко распространены стеллажные краны-штабелеры для поштучного отбора грузов. В кабинах этих кранов можно комплектовать заказы, состоящие из грузов нескольких наименований, хранящихся в стеллажах, обслуживаемых кранами-штабелерами.
Такие краны-штабелеры применяют на складе, в котором хранят различные мелкие изделия и материалы, выдаваемые поштучно. Например, детали радиоаппаратуры, метизы, инструмент выдают обычно в количестве, которое меньше, чем количество таких деталей, одновременно хранимых в одном контейнере (поддоне), даже в контейнере небольшой грузоподъемности. В этих случаях целесообразнее брать из контейнера требуемое количество деталей, не вывозя контейнер в экспедицию.
Поштучный отбор грузов заключается в том, что из ячейки стеллажа, в которой на поддоне или в ящичной таре (иногда на полке стеллажа) хранится определенное количество изделий одного наименования, оператор берет одно или несколько изделий и укладывает в кабине крана-штабелера на специальный стол или в тару. По мере движения ‘Крана-штабелера вдоль стеллажа оператор останавливает его против следующей ячейки, откуда извлекает несколько изделий другого наименования и так далее, пока не наберет необходимое количество изделий Для комплектования заказа или пока не использует грузоподъемность крана-штабелера.
В соответствии со своим назначением стеллажные краны-штабелеры для поштучного отбора грузов называются стеллажными комплектовочными кранами-штабе-лерами (ГОСТ 16553-82).
Обычно склады, на которых используют стеллажные комплектовочные краны-штабелеры, имеют сравнительно небольшой грузооборот и относительно небольшую высоту (до 8—12 м). Не исключено применение этих кранов и на крупных складах для переработки части продукции, которую нецелесообразно вывозить из стеллажей крупными пакетами.
Из общей группы стеллажных комплектовочных кранов-штабелеров можно выделить две разновидности: краны-штабелеры, грузоподъемники которых оснащены приемными столами и грузы перекладывают от стола в стеллаж и обратно вручную, и краны-штабелеры, грузоподъемники которых оснащены телескопическими захватами и грузы перерабатывают как вручную, так и с помощью телескопических захватов (пакетами).
Стеллажные краны-штабелеры для ручной переработки грузов обычно имеют: грузоподъемность 0,15— 0,32 т, но не более 0,5 т; высота подъема до 12 м; небольшие скорости механизмов (передвижения—до 60—80 м/мин; подъема — 8—12 м/мин).
Стеллажные комплектовочные краны-штабелеры с ручной переработкой груза всегда выполняют одноколонными, грузоподъемник консольным, кабину оператора — полуоткрытой и располагают между колонной и приемным столом.
Кабина оператора имеет пол, крышу, боковые стенки и не имеет передней стенки. В кабину входят с передней стороны при полностью опущенном грузоподъемнике. Оператор работает стоя или сидя, в кабине имеется откидное сиденье. В средней части консольного грузоподъемника находится окно, в котором размещают полуоткрытую кабину оператора. Она может перемещаться относительно грузоподъемника. На консоли установлен приемный стол, на который оператор ставит взятые им из стеллажа легкие контейнеры. Боковые и заднее окна ограждены сеткой.
При работе на стеллажных комплектовочных кранах-штабелерах оператору необходимо выдвигаться из пространства кабины, огороженного стенками, для укладки грузов в стеллажи и взятии грузов из стеллажей. Чтобы 68 исключить возможность движения крана-штабелера (или грузоподъемника) в те моменты, когда оператор укладывает или вынимает грузы, кабину оснащают необходимыми приборами безопасности и блокировками. Наиболее часто для этого используют рукоятки управления, оборудованные дополнительными кнопками «занятости рук» оператора. Две рукоятки управления (передвижения и подъема) устанавливают на обеих боковых стенках кабины. Движение крана-штабелера или грузоподъемника возможно только в тех случаях, когда нажаты обе кнопки «занятости рук» оператора. При этом естественное положение оператора возможно только в огороженном пространстве кабины, при котором исключаются несчастные случаи. Вместо кнопок «занятости рук» применяют другие блокировки, например, в сиденье (если кабина оборудована сиденьем) или в полу кабины.
На стеллажных комплектовочных кранах-штабелерах, предназначенных для ручной переработки грузов, в качестве грузозахватного органа используют приемные столы. Приемные столы в зависимости от назначения крана-штабелера выполняют гладкими, роликовыми или шариковыми. Гладкие приемные столы используют для подборки легких грузов, которые оператор достает из стеллажных ячеек и укладывает в поддон, установленный на приемном столе. При движении крана-штабелера вдоль стеллажей оператор складывает в поддон необходимое количество материалов. Роликовые или шариковые столы применяют при комплектовании более тяжелых грузов. Оператор вручную извлекает из стеллажа контейнеры с деталями и перемещает их по шариковому столу. разворачивая контейнеры в требуемом положении.
Стеллажные комплектовочные краны-штабелеры изготовляют несколько типов. Среди них можно отметить стеллажный комплектовочный кран-штабелер СК-0,16, грузоподъемностью 0,16 т (рис. 2.6). Компоновка этого крана и его конструкция во многом отвечают общепринятой схеме. Особенностью его конструкции является нижняя часть рамы, выполненная, в отличие от общепринятых ходовых, балок, в виде плоской прямоугольной рамы. Тогда нижняя часть кабины оператора входит внутрь этой рамы и грузоподъемник можно опустить ниже. Благодаря такой конструкции нижний уровень приемного стола (от головки рельса) составляет 385 мм, что значительно меньше, чем на других известных кранах-штабелерах.
Рис. 1. Стеллажный комплектовочный кран-штабелер СК-0,16 грузоподъемностью 0,16 т
Кран-штабелер СК-0,16 имеет скорости: передвижения — 80 м/мин; подъема — 12 м/мин. В привод передвижения входит тиристорный преобразователь с двигателем постоянного тока. Привод подъема имеет двух-скоростной асинхронный электродвигатель. Кран-штабелер применяют на складах высотой до 8,4 м, высота укладки грузов составляет 7,5 м.
Стеллажные комплектовочные краны-штабелеры для ручной переработки грузов используют на самых различных складах промышленных предприятий: метизов, инструмента, штампов, оснастки, изделий радиоэлектроники и т. п. Не менее часто их применяют в легкой и пищевой промышленности, фармацевтической промышленности, в архивах и т. п Например, стеллажный комплектовочный кран-штабелер, используемый на складе швейных изделий, оборудован устройством для навески одежды на вешалках, и дополнительной площадкой, на которую входит оператор, чтобы снять изделие (пальто, костюм) с вешалки и повесить на вешалки в стеллаж.
Стеллажные комплектовочные краны-штабелеры с ручной переработкой грузов обладают простой и надежной конструкцией, а также низкой стоимостью и позволяют более эффективно использовать вместимость складов, чем краны-штабелеры любых других типов. Это делает их незаменимым средством механизации небольших складов во всех без исключения отраслях народного хозяйства.
Другой разновидностью стеллажных комплектовочных кранов-штабелеров являются комплектовочные краны-штабелеры, оборудованные телескопическими захватами. Эти краны-штабелеры применяют на складах, на которых хранят мелкие изделия в контейнерах грузоподъемностью до 1,0 т и которые нецелесообразно вывозить в экспедицию целиком. Из контейнера при этом отбирают несколько изделий. Грузоподъемность подобных кранов-штабелеров достигает 2,0 т. Например, стеллажный кран-штабелер СК-0,5, изготовляемый Стахановским машиностроительным заводом, предназначен как для установки в стеллажи и выемки из стеллажей пакетированных грузов, так и для комплектования заказов мелких изделий.
Кран-штабелер применяют на складах высотой до 12,6 м для переработки грузов в таре размером 600X X 800 мм в плане и высотой 350 мм. Кран передвигается по рельсу, уложенному на полу склада, имеет одноколонную металлоконструкцию, по которой перемещается консольный грузоподъемник. На грузоподъемнике установлена полуоткрытая кабина оператора и два телескопических захвата, расположенные один над другим со смещением в продольном направлении примерно на половину ширины тары. Скорость передвижения (60 м/мин) обеспечивается электроприводом постоянного тока со ступенчатым регулированием скорости в отношении 1 : 10. При передвижении на короткое расстояние оператор включает малую скорость передвижения, при передвижении на большие расстояния — максимальную. Привод подъема груза — двухскоростной, соотношение скоростей — 1:4. Рабочая скорость подъема груза — 12,5 м/мин.
Особенностью конструкции крана-штабелера является подвеска кабины на грузоподъемнике, который выполнен так, что обеспечивает наибольшее удобство оператору при комплектовании грузов и в то же время позволяет полностью использовать высоту помещения склада.
Чтобы загружать верхние ячейки стеллажей, кабина оператора стеллажных кранов-штабелеров обычно имеет свободный ход относительно грузоподъемника. При подъеме грузоподъемника на величину свободного хода кабины тара, установленная на нем, оказывается на расстоянии 1 —1,2 м от уровня пола кабины. При установке на кране-штабелере двух телескопических захватов, располагаемых один над другим, описанное конструктивное решение уже нецелесообразно, так как верхний контейнер располагается слишком высоко, закрывая оператору обзор, и перекладка грузов из одного контейнера в другой затруднена.
В описываемом кране-штабелере грузоподъемник и кабина выполнены так, что они поднимаются совместно при таком взаимном расположении, которое наиболее удобно для перекладки грузов из одного контейнера в другой, Наверху кабина останавливается, и грузоподъемник поднимается еще на 800 мм для обслуживания верхних рядов стеллажей.
Конструктивно это. обеспечивается следующим образом. На консольном грузоподъемнике установлены один над другим два телескопических захвата и кабина оператора. Последняя может перемещаться относительно грузоподъемника по каткам. В верхней части кабины имеется шарнир с рычагом. На нижнем конце рычага размещены ролики.
Рис. 2. Положения I рудоподъемника и кабины стеллажного комплектовочного крана-штабелера грузоподъемностью 2X0,25 т:
а — рабочее; б — при обслуживании верхних ячеек стеллажей
Ролик упирается в стенку грузоподъемника. Другой ролик катится по колонне. Грузоподъемник подвешен на грузовом канате с помощью блока. При подъеме грузоподъемника его стенка упирается в ролик рычага, который не может повернуться, так как его второй ролик катится по колонне. Таким образом, кабина, поддерживаемая рычагом, поднимается вместе с грузоподъемником.
В верхней части колонны расположен карман, в который входит (под действием горизонтальной составляющей реакции опоры ролика) рычаг. При этом ролик выходит из зацепления со стенкой грузоподъемника, которая при дальнейшем подъеме грузоподъемника катится по ролику 9 рычага, запирая его в кармане. Грузоподъемник может подниматься, в то время как кабина оператора остается неподвижной, будучи подвешенной на рычаге. При опускании работа грузоподъемника происходит в обратной последовательности.
Краны-штабелеры СК-0.5 выпускают в двух исполнениях: с одним или двумя телескопическими захватами. Если требуется пакетная переработка грузов, то применяют краны-штабелеры с одним телескопическим захватом. Если необходимо комплектовать заказы на самом кране-штабелере, то используют два телескопических захвата.
Комплектование заказа производят следующим образом. Оператор устанавливает пустой (комплектовочный) контейнер на нижнем телескопическом захвате. Согласно имеющемуся приказу на отбор грузов, оператор подъезжает к требуемой ячейке, откуда с помощью верхнего телескопического захвата извлекает поддон с грузом. Затем он вручную перекладывает детали с этого поддона в комплектовочный и возвращает первый поддон обратно в стеллаж. По мере перемещения вдоль стеллажа комплектуют заказ.
На складах различных отраслей промышленности применяют стеллажные комплектовочные краны-штабелеры грузоподъемностью до 2 т, предназначенные для одновременного перемещения двух пакетов массой до 1 т. Эти краны-штабелеры, как правило, выполняют двухколонными. На грузоподъемнике устанавливают два телескопических захвата грузоподъемностью каждый по 1 т.
Рис. 3. Стеллажный комплектовочный кран штабелер СК-0,5 с одним «хватам грузоподъемностью 0,5 г
Между телескопическими захватами расположена кабина оператора, имеющая выходы к обоим телескопическим захватам. На верхней балке грузоподъемника имеется монорельс с ручной или электрической талью грузоподъемностью 0,1—0,15 т, предназначенной для снятия грузов с поддонов и перекладки на другой поддон. Комплектование заказов аналогично вышеописанному. Оператор с помощью телескопического захвата извлекает из стеллажа пакет с грузом. Вручную или с помощью тали грузы перекладывают на другой поддон, а первый возвращается в стеллаж. Кран-штабелер может укладывать грузы в пакетах в стеллажи, при этом его производительность увеличивается, так как можно перевозить одновременно два пакета. Недостатком подобных кранов-штабелеров является увеличенная металлоемкость, а также длина его.
Рис. 4. Стеллажный комплектовочный кран-штабелер с двумя захватами грузоподъемностью по 0,25 т
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стеллажные краны-штабелеры для поштучного отбора грузов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы