При строповке грузов стропальщик должен пользоваться следующими основными положениями:
1. Всегда стараться зацепить груз за специальные захватные устройства, имеющиеся на грузе: рамы, крючки, проушины и т. д.
2. Если оборудование смонтировано на общей раме, то подъем нужно производить за раму.
3. Увязку груза нужно производить таким образом, чтобы застропленный груз находился в устойчивом равновесии (тело находится в устойчивом равновесии тогда, когда для выведения тела из этого состояния нужно поднять центр тяжести этого тела).
4. В тех случаях, когда застропленный груз находится в неустойчивом равновесии (центр тяжести находится выше точки захвата груза стропом), необходимо груз крепить дополнительными стропами.
5. При строповке пользоваться только исправными, проверенными стропами, снабженными биркой; на бирке должен быть указан вес груза, на который рассчитан данный строп.
6. При строповке грузов в ящиках внимательно относиться к надписям, сделанным на ящике: «Верх», «Низ», обозначению центра тяжести, указанию точек строповки; весу груза с тарой (брутто), весу груза без тары (нетто).
7. Стараться использовать в работе предназначенные для строповки коромысла, штыри и другие приспособления.
8. Канаты и цепи следует подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. Увеличение этого угла может быть допущено лишь в исключительных случаях по разрешению администрации, когда высота подъема захватного органа не позволяет применять более длинные чалки и когда при этом исключается возможность перемещения чалок по грузу.
9. Место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть во время работы хорошо освещено. При недостаточном освещении или сильном снегопаде, когда крановщик не видит подаваемых стропальщиком сигналов, работа на кране должна быть прекращена.
10. Стропальщик должен следить за тем, чтобы на месте производства работ по подъему груза не находились люди, не имеющие прямого отношения к работе крана.
11. При обвязке груза чалочные канаты и цепи следует накладывать на основной массив его, или груз следует подвешивать за специально для этого предназначенные устройства (рымы, петли). Обвязку груза следует производить так, чтобы исключалась возможность выпадания груза или части его (доски, бревна, прутки) и обеспечивалось устойчивое положение груза при его перемещении-Чалочные канаты и цепи надо накладывать без узлов и петель; под острые ребра груза следует подкладывать подкладки, предохраняющие канаты от повреждений. Строповку железобетонных и бетонных изделий следует производить за все имеющиеся на грузе петли. Это требование надо также выполнять при подъеме других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами.
12. При подвешивании груза на двурогие крюки чалочные канаты и цепи следует накладывать так, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.
13. Тару надо заполнять не свыше нормы, установленной руководством цеха или предприятия. Мелкоштучные грузы необходимо перевозить в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.
14. Перед подъемом машин, станков, металлоконструкций и других грузов, установленных на фундаменте, стропальщик обязан убедиться, что все гайки крепления груза отвернуты и поднимаемый груз ничем не удерживается; подъем производится короткими движениями, при этом необходимо следить, чтобы не было перекосов и заеданий, а также не допускать горизонтального перемещения груза до полного снятия его с фундамента болтов.
15. При подъеме груза двумя кранами стропальщик может производить обвязку и подвешивание груза лишь в присутствии и под непосредственным руководством назначенного администрацией лица из числа инженерно-технических работников, при этом грузовые канаты должны сохранять вертикальное положение, а нагрузка, приходящаяся на каждый .кран, не должна превышать его грузоподъемности.
16. Стропальщик должен следить за тем, чтобы перед подъ-мом груза грузовые канаты крана находились в вертикальном положении, и не допускать подтаскивания крю-ком груза при косом натяжении канатов.
17. Перед каждой операцией по подъему или перемещению груза стропальщик должен лично подавать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику.
18. Перед подъемом груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка и другого оборудования, стропальщик (зацепщик) должен убедиться. в отсутствии людей в зоне поднимаемого груза и указанных частей здания или оборудования и выйти из этой зоны сам. Настоящее требование следует выполнять также и при опускании груза.
19. Перед перемещением груза его следует предварительно поднять на высоту 200—300 мм и проверить равномерность натяжения стропов, а также убедиться, что груз надежно обвязан и не может выпасть или рассыпаться во время транспортирования. При необходимости исправления застроповки груз должен быть опущен.
20. Перед горизонтальным перемещением груза стропальщик должен убедиться, что груз поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. При перемещении груза стропальщик должен сопровождать его и следить за тем, чтобы груз не перемещался над людьми, не мог за что-либо зацепиться.
21. Стропальщик может не сопровождать груз, если груз и путь, по которому он перемещается, видны с одного места или когда сопровождение груза невозможно (при обслуживании башенных, кабельных и других кранов). В последнем случае за грузом должен следить крановщик, а при нахождении груза в зоне, не обозреваемой из кабины крановщика, — стропальщик или сигнальщик со своего рабочего места.
22. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения стропальщик должен применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.
23. Перед опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.
24. На месте разгрузки должны быть предварительно уложены прочные подкладки, чтобы чалочные канаты или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Исключение допускается при погрузке лесоматериалов, при этом чалочные приспособления не должны иметь деталей крепления, препятствующих вытаскиванию чалок.
25. Укладку и разборку груза стропальщику следует производить равномерно без нарушения установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов. Укладка груза на платформы, вагонетки, а также снятие его должны производиться без нарушения их равновесия.
26. Снятие стропов с груза или крюка допускается лишь после того, как груз будет надежно установлен.
27. Строповать груз следует с максимальным вниманием. По окончании работы надо тщательно осмотреть застропленный груз.
28. Во время работы стропальщику запрещается:
а) пользоваться изношенными, неисправными, не имеющими клейм или бирок чалочными и захватными приспособлениями и тарой;
б) поднимать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана (кроме того, если стропальщик не знает веса поднимаемого груза, он не должен производить его подъема);
в) поднимать груз, засыпанный землей, примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый бетоном, а также металл или шлак, застывшие в печи или приварившиеся после слива;
г) поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, подвешенный за один рог двурого крана, а также находящийся в таре, заполненной выше ее бортов и выше установленной нормы заполнения;
д) поправлять ударами молотка, лома и т. п. чалочные канаты и цепи, которыми обвязан поднимаемый груз;
е) удерживать или поправлять соскальзывающие с груза при его подъеме или перемещении чалочные канаты или цепи; при обнаружении соскальзывания стропальщик должен немедленно дать сигнал об опускании груза и лишь после этого исправлять его обвязку;
ж) находиться на поднимаемом или перемещаемом грузе или допускать нахождение на нем других лиц;
з) находиться под поднятым или перемещаемым грузом или допускать нахождение под ним других лиц;
и) оттягивать груз во время его подъема, перемещения
или опускания;
к) находиться самому, а также допускать нахождение людей на железнодорожной платформе, в полувагоне, гондоле и т. п. при загрузке или разгрузке их грейферными или магнитными кранами.
—
Связующим звеном между крюковой подвеской подъемно-транспортной машины и перемещаемым грузом служат грузозахватные приспособления. Изготавливают и применяют грузозахватные приспособления в виде крюков, скоб, захватов, стропов и треверс. Каждое съемное грузозахватное устройство снабжают табличкой с указанием индивидуального номера, грузоподъемности, даты испытания. Выбирают грузозахватные устройства в зависимости от рода, массы и размеров штучного груза, типа средств пакетирования и контейнеров.
Рис. 1. Грузовые крюки с предохранительной планкой (а), предохранительной скобой (б), поворотным козырьком (в), упругой пластиной (г).
Крюки грузозахватных устройств аналогичны по конструкции крюкам автомобильных кранов и автопогрузчиков, снабжены предохранительными замками, которые исключают возможность выпадения стропов при подъеме или опускании груза. Скобы применяют в основном для захвата грузов массой до 2,5 т; они просты в изготовлении и эксплуатации, снабжены перемещаемым предохранительным кольцом.
Захваты бывают клещевые, фрикционные и замковые. Тип захвата выбирают в зависимости от вида груза (подкрановые балки, рельсы, колонны и т.д.). Клещевые и фрикционные захваты замыкаются под действием массы груза. Замковые захваты соединяются с грузом через монтажное отверстие, куда входит подвижный валик. В зависимости от способа перемещения валика замковые захваты бывают ручного действия и полуавтоматические. В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляют вручную, в полуавтоматических — валик в отверстие перемещается автоматически под действием специальной пружины, а выдвигают его вручную принудительным сжатием этой пружины тросом с уровня стоянки крана. Преимущества захватов рассмотренных типов по сравнению с крюками и скобами в простоте их обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.
Рис. 2. Стропы для подъема грузов: а — универсальный кольцевой; б — облегченный одноветвевой; в — многоветвевой.
Стропы, изготовленные из стальных канатов, применяют для работы с массовыми грузами. Стропы бывают универсальными кольцевыми, облегченными одноветвевыми, многовет-вевыми. Универсальные кольцевые и одноветвевой стропы применяют в основном для подвешивания длинномерных материалов (например, досок, плинтусов, бревен, труб, арматуры в пусках, угловой и тавровой стали). Многоветвевые стропы используют для перемещения деталей и конструкций с большой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей), а также материалов, уложенных в тару (ящики, контейнеры, бункера, поддоны). Нагрузка на ветви многоветвевого стропа должна распределяться равномерно. Неравномерное распределение нагрузки приводит к преждевременному износу стропа. В четырехвет-вевых стропах, предназначенных для перемещения плит, блоков, контейнеров, средств пакетирования, ветвь стропов должны быть равны по длине между собой. В стропах для монтажа лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей зависит от угла наклона опорной поверхности к основанию.
Более совершенными стропующими устройствами являются траверсы, с помощью которых перемещают крапногабаритные грузы и длинномерные материалы, монтируют крупноразмерные и сложные по конфигурации конструкции, устанавливают конструкции в проектном положении с высокой точностью. Благодаря наличию несущих продольных балок или ферм, за которые закрепляют стропующие устройства, удается избежать большого наклона ветвей, чем значительно уменьшается высота строповки груза.
Строповкой называется совокупность приемов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения краном. Строповку выполняют с помощью съемных грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк крана. Способы строповки грузов зависят от рода и массы материалов, изделий и конструкций, методов их укладки в дело. Наибольшее распространение получили способы строповки грузов за петли и в обхват. Легкие грузы (прогоны, связи, ограждения и косоуры) стропуют по несколько штук вместе (пакетом), тяжелые – каждый в отдельности (поштучно). Стропуют конструкции не менее чем за два конца во избежание остаточного прогиба их средней части и консольных выступов. При строповке и расстроповке груз должен находиться в устойчивом положении, места строповки — вне центра тяжести груза. Назначают места строповки, исходя из допустимых углов наклона нитки грузозахватного устройства к горизонту. Чем меньше этот угол в многоветвевых стропах, тем большее усилие появляется на стропе. С увеличением угла снижаются усилия в стропах, но одновременно увеличивается высота строповки груза, из-за чего теряется полезная высота подъема крюка крана.
Рис. 3. Траверсы с облегченным (а) и двухветвевыми (б) стропами
Рис. 4. Строповка за петли:
а – фундаментного элемента; б – блока теплофикационной камеры; в — цокольной панели; г – лестничной площадки; д — блока железобетонного колодца; е — элемента канала; ж — станка колонны
Оптимальным является угол наклона ветви стропа к горизонту 45°. В зависимости от массы и габаритов груза, грузоподъемности грузозахватного устройства допускается увеличить или уменьшить этот угол на 15°. Под углом менее 30° располагать стропы нельзя, так как излишнее усилие в ветвях стропа создает дополнительную сжимающую нагрузку на поднимаемый груз.
Рис. 5. Строповка в обхват:
а — швеллера; б — изолированной трубы; в — пакета арматурных сеток; г – пиломатериалов.
Рис. 6. Схема для определения натяжения в ветви стропа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Строповка грузов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы