Сцепление передает усилие от коленчатого вала к коробке передач. Оно служит для временного разобщения двигателя и силовой передачи при переключении передач, притормаживании и остановке мотоцикла, а также для плавного соединения работающего двигателя с трансмиссией, что дает возможность осуществить плавное трогание с места.
Действие сцепления основано на использовании сил трения, возникающих между поверхностями дисков. Диски сцепления разделяются на ведущие и ведомые. В зависимости от количества дисков различают многодисковые и двухдисковые сцепления.
Общий вид многодискового сцепления мотоцикла показан на рис. 1. Ведущие диски входят своими наружными выступами в пазы ведущего барабана, соединенного цепью со звездочкой на левой цапфе коленчатого вала.
Ведомые диски внутренними выступами постоянно связаны с ведомым барабаном сцепления, который неподвижно соединен с первичным валом коробки передач.
Ведущие и ведомые диски могут перемещаться в осевом направлении по пазам, но в рабочем положении они плотно, со значительным усилием прижаты друг к другу пятью цилиндрическими пружинами, которые (у мотоциклов «Восход») одним концом закреплены за основание ведомого барабана, а другим — за последний, нажимной диск.
Плавность включения сцепления достигается проскальзыванием дисков, когда ослабевает сжимающее их усилие.
Многодисковые сцепления, работающие в масляной ванне, установлены на мотоциклах «Иж», «Восход-2», М-106 и др.
Ведущие диски такого сцепления изготовлены либо из специальной пластмассы, либо из металла с вкладышами из фрикционного материала.
Ведомые диски — стальные.
Управление сцеплением осуществляется при помощи механизма привода сцепления.
При нажатии на рычаг управления сцеплением, расположенный на руле, усилие через трос передается на плечо рычага который жестко соединен с червяком. При повороте червяк по нарезке перемещается внутрь картера и через шарик передает усилие на шток выключателя сцепления, находящийся внутри первичного вала коробки передач. Шток, в свою очередь, оказывает давление на грибок 5, головка которого упирается в нажимной диск перемещает его влево, растягивая пружины вследствие чего ведущие и ведомые диски разъединяются и сцепление выключается. На мотоцикле «Иж-Ю» механизм выключения сцепления сблокирован с механизмом переключения передач, что позволяет производить выключение и включение сцепления автоматически при переключении передач.
Рис. 1. Многодисковое сцепление (схема) и его привод:
1 — ведущие диски; 2 — ведомые диски; 3 — нажимной диск; 4 — пружина; 5—грибок; 6 — ведомый барабан; 7— ведущий барабан; 8 — звездочка ведущего барабана; 9 — рычаг управлении сцеплением; 10 —трос; 11—шарик выжимного троса; 12 — червяк; 13 — рычаг червяка; 14 — шток выключения сцепления; 15 — шестерня пускового механизма
На мотоциклах с четырехтактными двигателями (К-750, «Урал», «Днепр») установлено двухдисковое сухог сцепление.
Весь механизм сцепления смонтирован в маховике двигателя В маховике запрессовано шесть пальцев, на которые устанавливаются два стальных ведущих диска сцепления: нажимной и промежуточный.
Наружный опорный (третий) диск наглухо привертывается винтами к торцам пальцев сцепления. Для предохранения от отворачивания эти винты закерниваются.
Рис. 2. Двухдисковое сцепление:
1 — маховик; 2 — коленчатый вал; 3 — замочная шайба; 4 — пружины; 5 — нажимной диск; 6—пальцы; 7— стальные ведущие диски; 8 — упорный диск; 9 — ведомые диски; 10— фрикционные вкладыши; 11 — первичный вал; 12 — рычаг включения; 13 — ползун; 14 — упорный подшипник; 15 — наконечник штока; 16 — шток; 17 — трос; 18 — регулировочный винт
Между стальными ведущими дисками устанавливаются ведомые диски, изготовленные из тонкой пружинной стали, с обеих сторон к ним прикреплены фрикционные накладки.
Ведомые диски приклепываются к шлицевым ступицам, с помощью которых они устанавливаются на хвостовике первичного вала коробки передач.
Диски сжимаются между собой шестью пружинами, поставленными между маховиком и нажимным диском.
Механизм выключения сцепления состоит из штока, наконечника штока, нажимного подшипника, ползуна и рычага выключения. Шток сцепления проходит через первичный вал коробки передач и упирается в нажимной диск. Квадратным концом шток входит в соответствующее отверстие в диске. На другом конце штока сделана центрирующая выточка, входящая в отверстие наконечника штока. На этом же конце штока устанавливается войлочный сальник. На противоположном конце наконечника имеется фланец и хвостовик с упорным шариковым подшипником.
Подшипник упирается во фланец наконечника и в торец ползуна, который может перемещаться в корпусе заднего подшипника первичного вала коробки передач.
При нажатии на рычаг выключения сцепления усилие через трос, рычаг выключения, ползун, упорный подшипник и наконечник передается штоку. Последний, упираясь в нажимной диск сцепления. сжимает пружины и отодвигает диск. Сцепление выключается.
При отпускании рычага выключения сцепления пружины вновь прижимают диски друг к другу и сцепление включается.
Сцепление мотоцикла К-750 регулируется одним регулировочным винтом, ввернутым в рычаг выключения, а сцепление мотоциклов «Урал» и «Днепр» двумя винтами: регулировочным в рычаге выключения и винтом упора оболочки троса, ввернутым в кронштейн, который укреплен на картере коробки передач.
У мотоциклов «Иж-Ю», «Иж-Ю2», «Днепр-МТЮ» привод выключения сцепления двойной: ручной от рычага на руле и ножной — сблокированный с механизмом переключения передач.
Неисправности сцепления бывают двух видов: пробуксовывание дисков или неполное выключение.
Пробуксовывание дисков может быть вызвано отсутствием свободного хода рычага сцепления на руле, заеданием троса в оболочке, попаданием масла или воды на диски, недостаточным давлением пружин, износом фрикционного материала дисков.
Неполное выключение сцепления может быть от неисправности механизма выключения или от повреждений в самой муфте сцепления .
Уход за сцеплением заключается в проверке через каждые 1000 км и смазке червяка солидолом, а троса автомобильным маслом.
Сцепление может работать нормально только при наличии свободного хода рычага. При отсутствии свободного хода сцепление пробуксовывает и, наоборот, если он большой, сцепление выключается неполностью.
Регулировка механизма выключения сцепления производится регулировочными винтами с таким расчетом, чтобы величина свободного хода, измеренная по концу рычага, была в пределах 5— 8 мм.
Коробка передач
Коробка передач служит для изменения тяговой силы на ведущем колесе мотоцикла в зависимости от сопротивления движению. Кроме того, она отсоединяет ведущее колесо от двигателя, обеспечивая тем самым пуск двигателя и его длительную работу на холостом ходу.
Коробка передач представляет собой механизм, состоящий шестерен, которые могут вводиться в зацепление в различных ccf четаниях.
При зацеплении шестерен различного диаметра (различного чис ла зубьев) величина крутящего момента изменяется во столько же раз, во сколько число зубьев одной шестерни больше числа зубьев другой. Число передач (ступеней) коробки зависит от количества пар шестерен, вводимых в зацепление в определенных сочетаниях На мотоциклах устанавливаются коробки, которые могут иметь постоянное зацепление некоторых шестерен. В коробке передач с постоянным зацеплением шестерен передача усилий от первичного вала на вторичный или промежуточный происходит путем блокирования шестерен с валами посредством муфт включения или шестерен-кареток.
На мотоциклах ижевского, минского и ковровского заводов устанагливают четырехступенчатую коробку передач.
Включая ту или иную пару шестерен, получают различные передаточные отношения, а значит, и различные тяговые усилия на ведущем колесе.
На тяжелых мотоциклах с четырехтактными двигателями устанавливают двухвальную четырехступенчатую коробку с передачей заднего хода.
Переключение передач производится как педалью, так и рычагом. На мотоцикле «Днепр» устанавливают на вторичном валу скользящую шестерню заднего хода.
На мотоциклах «Иж», «Восход», М-105 включение передач обеспечивают шестерни-каретки с вилками, а на мотоциклах
Пнепр», «Урал» муфты включения, передвигающиеся по шлицам ала На муфте имеется кольцевой паз, в который входит вилка, передвигающая муфту по шлицам вала при включении той или иной передачи.
Работу коробки передач рассмотрим на примере коробки мотоцикла «Иж-Планета».
Она состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, шестерен и механизма переключения. Первичный вал из готовлен заодно с шестерней первой передачи и установлен на двух опорах: слева — в шарикоподшипнике, а справа — во втулках вторичного вала. На первичном валу сидят свободная шестерня второй передачи и имеющая возможность скользить по шлицам шестерня четвертой передачи. Шестерня от осевого перемещения предохраняется стопорным кольцом. Между шестерней 6 и вторичным валом установлена опорная шайба.
Рис. 3. Коробка передач мотоцикла «Восход-2»:
1 — вал первичный; 2 — вал промежуточный; 3 —шестерня промежуточного вала; 4 — шестерня 2-й передачи; 5 — шестерня подвижная 3-й передачи; 6 — пробка маслоспускная; 7 — шестерня 1-й передачи; 8 — пробка крышки сцепления; 9 — стержень контроля уровня масла; 10 — шестерня 3-й передачи; 11 — шестерня подвижная 2-й передачи; 12 — зал вторичный
Рис. 4. Коробка передач и схема переключения передач мотоцикла Иж-П:
а — разрез; б — схема силовых замыканий в коробке передач; 1 — шарикоподшипник; 2 — вал промежуточный; 3 — вал первичный; 4 — шестерня 1-й передачи; 5 — шестерня 2-й передачи; 0 — шестерня 2-й и 4-й передач (скользящая); 7 — опорная шайба вторичного вала; 8 — основная шестерня вторичного вала; 9 — кольцо подшипника; 10 — ведущая звездочка; 11 — вторичный вал; 12 — основная шестерня промежуточного вала; 13 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 14 — шестерня второй передачи (скользящая*; 15 — шестерня первой передачи
Шестерня второй передачи может скользить по валу на шлицах. Шестерня третьей передачи скользить не может и зафиксирована стопорным кольцом, но может свободно вращаться. Основная шестерня промежуточного вала сидит на шлицах и перемещаться не может.
Механизм переключения. Механизм переключения передач у мотоцикла Иж-II состоит из рычага переключения, вала, сектора, собачек с пружинами, копирного вала, двух вилок, сидящих на осях, и фиксатора. При нажатии на рычаг вал переключения поворачивается на определенный угол, одна из двух собачек входит в зацепление с зубом сектора и поворачивает его. Сектор находится в зацеплении с копирным валом и, в свою очередь, заставляет последний поворачиваться.
Рис. 5. Схема механизма ножного переключения передач с селектором:
1 — зубчатый сектор; 2 — собачки; 3 — державка; 4— педаль
На копирном валу имеются две фигурные прорези, в которые входят выступы вилок переключения. Когда вал поворачивается, вилки передвигаются по стержням и передвигают шестерни, которыми управляют.
Первая передача. При включении первой передачи (вниз до упора) нижняя вилка передвигает шестерню влево и вводит ее в зацепление с шестерней, которая постоянно сцеплена с шестерней первой передачи первичного вала. Таким образом, вращение передается от первичного вала через шестерню шестерне, через ее окна — боковым кулачкам шестерни, сидящей на шлицах промежуточного вала, затем шестерне и от нее — шестерне 8 вторичного вала. Остальные шестерни вращаются вхолостую.
Вторая передача. При включении второй передачи (рычаг вверх до упора) шестерня выходит из зацепления с шестерней. Но в это же время верхняя вилка механизма переключения введет шестерню в зацепление с шестерней, которая всегда сцеплена с шестерней. Теперь «силовое замыкание» пойдет от первичною вала через шлицы к шестерне, затем через боковые кулачки к шестерне, от нее к шестерне и промежуточному валу и, наконец, через шестерню ко вторичному валу.
Третья передача (рычаг вверх). Шестерня отодвигается впоаво выходя из зацепления с шестерней. Одновременно шестерня также отодвигается вправо и сцепляется с шестерней. НетрудНо проследить, как идет передача крутящего момента: первичный вал — шестерня — шестерня — боковые кулачки — шестерня — промежуточный вал — шестерня — вторичный вал.
Четвертая передача (рычаг вверх). Ее иногда называют прямой. В самом деле: шестерня расцепляется с шестерней, а шестерня, подвигаясь еще дальше вправо, входит кулачками в зацепление с шестерней вторичного вала и потому передача вращения идет «прямо» от первичного вала ко вторичному. Шестерня передаточного отношения не изменяет, она является просто своего рода «замком». Поэтому передаточное отношение прямой передачи равняется единице.
Нейтральное положение. Между первой и второй передачей существует так называемая «фиксированная нейтраль». Суть ее в том, что шестерня 6 первичного вала и шестерня 14 промежуточного выходят своими кулачками из зацепления с соседними шестернями и занимают промежуточные положения («нейтраль»).
Со временем, когда у мотоциклиста появляется опыт и своего рода чутье, он обычно может на ходу включить такую «нейтраль» между любыми передачами — достаточно научиться чувствовать педаль переключения.
Основные неисправности коробки передач: произвольный выход шестерен из зацепления, затрудненное включение передач, шум шестерен при работе, подтекание масла из сапуна или картера, поломки и выкрашивание зубьев.
Произвольный выход шестерен из зацепления может быть следствием естественного износа муфт, шестерен и валов. Кулачки и шлицы с сильно закругленными краями действуют под нагрузкой как клинья и отталкивают одну от другой сцепленные муфты. Это может быть также следствием недостаточной упругости или поломки пружин фиксатора, а также увеличения лунки на секторе переключения.
Затрудненное включение передач, включение передач со стуком или шумом может быть из-за нарушения регулировки механизма ножного переключения передач, деформации сектора, вилки переключения, поломки пружины переключателя, а также из-за неисправности сцепления.
Шум шестерен является чаще всего следствием сильного износа шестерен или отсутствия масла в картере коробки (при этом коробка нагревается). Подтекание масла свидетельствует о неисправности сальников и прокладок, а также может быть вызвана избытком масла в коробке.
Для запуска двигателя мотоциклы оснащены пусковым механизмом, состоящим из рычага с зубчатым сектором и храповой шестерни (двухтактные двигатели) или рычага с собачкой и шестерни с торцевым внутренним зацеплением (четырехтактные двигатели). При нажатии на рычаг зубчатый сектор или собачка зацепляют шестерни и передают усилие через них на первичный вал коробки передач, который, в свою очередь, через сцеплен не и моторную передачу приводит в движение вал двигателя. При отпускании рычага под действием возвратной пружины он возвращается в первоначальное положение.
Если рычаг пускового механизма не возвращается в исходное положение, то в этом виноваты либо поломанная возвратная пружина, либо застывшее масло в коробке передач. Если рычаг проворачивает пусковой механизм, а вал двигателя не вращается, то может быть поломана пружина храповика, изношены или выкрошены зубья шестерни, смяты грани храповика, возможен также обрыв моторной цепи.
Рис. 6. Пусковой механизм с собачкой и храповой шестерней внутреннего зацепления:
1 — пусковая шестерня; 2 — пусковая педаль; 3 — толкатель; 4, 6 — выключатель собачки; 5 — ось собачки; 7 — пружинный упор
Техническое обслуживание коробки передач состоит в своевременной доливке и смене масла, в проверке и регулировке механизма переключения передач (если он регулируется).
Масло целесообразно менять сразу после поездки, пока оно теплое после слива масла в картер заливают чистое маловязкое масло WK-8, «веретенное») до половины уровня. Подняв на подставку заднее колесо мотоцикла и включая передачи, дают поработать двигателю 3—5 минут. Затем промывочное масло сливают и заливают свежее моторное масло до нормы.
Рис. 7. Задняя цепная передача с устройством для регулировки цепи:
1 — ведущая звёздочка; 2 — ведомая звездочка; 3 — цепь; 4 — гайка и контргайка крепления оси заднего колеса; 5 — винт натяжения (растяжки); 6 — гайка и контргайка; 7 — корпус кожуха; 8 — пластина; 9 — цапфы с пластиной; 10 — предохранительная пружина; 11 — замочное звено цепи
Передача усилия от коробки передач производится через карданную или цепную передачу.
Цепная задняя передача установлена на всех отечественных мотоциклах с двухтактными двигателями. Она состоит из ведущей звездочки на вторичном валу коробки передач, роликовой цепи с соединительным звеном (замком) и ведомой звездочки на заднем колесе. У заднего колеса мотоцикла имеется приспособление для натяжения цепи. Для защиты от грязи задняя цепная передача у большинства мотоциклов закрывается кожухом и резиновыми чехлами.
Натянутая цепь иод нагрузкой должна иметь прогиб 10—12 мм (у мотоциклов Иж-17 — 25 мм). Если цепь сильно вытянута и не поддается регулировке, ее можно укоротить за счет удаления пары звеньев. Однако эту меру надо считать временной и крайней и при первой возможности заменить цепь, так как удаление пар звеньев ведет к ускоренному износу обеих звездочек.
При техническом обслуживании необходимо проверять натяжение цепи и производить регулировку. Цепь через 3000 км пробега («Иж» — через 5000 км) необходимо снять, очистить, промыть в керосине и «проварить» в графитовой смазке (графитовая смазка разогревается в водяной бане).
Карданная передача позволяет передавать вращение (крутящий момент) от коробки передач к главной передаче под переменным углом, что достигается за счет применения шарниров. Ее выгодно применять в том случае, если валы коробки расположены не поперек, а вдоль мотоцикла. Именно поэтому она устанавливается на мотоциклах с четырехтактными двигателями — К-750, «Урал», «Днепр». Карданная передача состоит из трех основных элементов: упругой муфты, карданного вала и карданного шарнира (кардана). Карданный шарнир соединяется с главной передачей при помощи шлицевого соединения и клиновидного болта.
Кардан состоит из двух вилок и крестовины с подшипниками. В отверстия обеих вилок вставлены на игольчатых подшипниках пальцы крестовины. Наружные обоймы подшипников закреплены замковыми кольцами. Для смазки подшипников в крестовину кардана ввернута масленка. В пальцах крестовины имеются отверстия и торцевые канавки, обеспечивающие проход смазки. Для предохранения от грязи шарнир закрыт колпачком и сферическим уплотняющим резиновым кольцом.
Уход за карданной передачей сводится к смазке подшипников карданного вала, а также наружному осмотру (отсутствие трещин, погнутости).
Главная передача выполнена в виде пары конических шестерен со спиральными зубьями. Шестерни размещены в картере, который одновременно служит диском для заднего тормоза, резервуаром для масла и опорой для правого конца оси заднего колеса.
Внизу картер имеет отверстие для слива масла, закрытое пробкой. В верхней части расположено заливное отверстие, в которое ввернут щуп с сапуном.
Уровень масла в картере периодически следует проверять. Через 4000 км пробега мотоцикла после промывки картера масло в главной передаче следует заменить.
Рис. 8. Карданная и главная передачи:
1 — резиновая муфта; 2— ведомый диск упругого шарнира; 3 — стопорное кольцо) 4 —карданный вал; 5 — крестовина кардана; 6 — шлицевая вилка карданного шарнира; 7 —сальник кардана; 8 — ведущая шестерня; 9 — ведомая шестерня; 10 — крышка картера; 11 — подшипник ведомой шестерни; 12 — ступица ведомой шестерни; 13 — бронзовый подшипник; 14 — воротниковый сальник; 15— крышка сальника; 16 — распорная втулка; 17 — ось колеса; 18 — маслоотводящий канал; 19 — задний подшипник ведущей шестерни; 20 — передний подшипник; 21 — игольчатый подшипник кардана
Неисправности карданной и главной передач:
— износ резиновой соединительной шайбы упругой муфты, который характеризуется стуком в переднем сочленении кардана при трогании мотоцикла с места. При сильном износе шайбу следует заменить;
— биение карданного вала вследствие износа или выпадания замкового кольца, удерживающего корпус игольчатого подшипника. Шум в редукторе главной передачи может быть вызван недостатком масла в картере, износом подшипника, увеличением зазора между зубьями шестерен редуктора. Регулировка зазора достигается за счет уменьшения или увеличения числа регулировочных шайб, но это работа для опытного мотоциклиста.
Во время эксплуатации периодически надо проверять затяжку гаек крепления крышки главной передачи к маятнику.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сцепление мотоцикла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы