На современных карбюраторных двигателях применяются неразборные свечи зажигания. Отличаются они размерами, формой, материалом изолятора, способом крепления изолятора в корпусе свечи, конструкцией и материалом электродов.
Основные характеристики свечей содержатся в маркировке. Последующая цифра означает калильное число. Следующий знак (буква) в маркировке означает длину резьбовой части корпуса: “Н” — 11 мм, “Д” — 19 мм. Если буква отсутствует, длина резьбовой части 12 мм. Может стоять также буква “В”, но только в том случае, если конус изолятора выступает за торец корпуса. После буквы “В” или сразу после обозначения калильного числа может стоять буква “Т”. Она означает, что герметизация изолятора в корпусе свечи сделана термоцементом. Остальные характеристики и особенности конструктивного исполнения в маркировке не обозначаются.
Калильное число в маркировке свечи означает ее тепловую характеристику, выраженную в условных единицах. Численно оно равно среднему индикаторному давлению в цилиндре при возникновении калильного зажигания, т. е. При воспламенении рабочей смеси от нагретых элементов свечи.
Цифровой ряд калильных чисел: 5 (наиболее “горячая” свеча), 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26 (наиболее “холодная” свеча). В некоторых зарубежных странах (фирмах) свой ряд калильных чисел: 45, 95, 145, 175, …, 500.
На каждый двигатель должны устанавливаться свечи со строго определенным калильным числом.
Для обеспечения их долговечности нижняя часть изолятора свечи при работе двигателя должна нагреваться до температуры 500 … 600 °С. При этой температуре попадающее на изолятор масло сразу сгорает, не образуя нага-* ра, — это так называемая температура самоочищения свечи. При более низкой температуре не полностью сгоревшее масло образует на изоляторе, корпусе и электродах плотную корку нагара, свеча начинает работать с перебоями. Если температура изолятора слишком высока и доходит до 800 … 900 °С, то возникает калильное зажигание. Это сопровождается потерей мощности, двигатель перегревается, появляется стук, сильная хаотическая неравномерность, что может привести к разрушению двигателя.
По внешнему виду свечи, вывернутой из головки блока цилиндров, можно определить, в каких условиях она работала, правильно ли подобрана свеча к данному двигателю. Можно узнать и некоторые характерные “болезни” двигателя или самой свечи.
Например:
— тепловой конус изолятора имеет цвет от светло-серого до светло-коричневого — цилиндр двигателя работает нормально, свеча соответствует двигателю, состояние деталей ци-линдропоршневой группы хорошее;
— тепловой конус изолятора й электроды имеют следы явного перегрева и оплавления — свеча “горяча” для данного двигателя (низкое калильное число), угол опережения зажигания велик, применяется низкооктановое топливо. Менее вероятные причины — горючая смесь слишком бедная, охлаждение двигателя плохое. Работа двигателя с такой свечой сопровождается возникновением калильного зажигания и сильной детонацией;
— тепловой конус изолятора имеет следы перегрева, электроды оплавлены, центральный электрод выгорел до торца изолятора — ущп опережения зажигания установлен неправильно;
— тепловой конус изолятора и электроды покрыты черным сухим нагаром — горючая смесь слишком богатая, длительная работа на холостом ходу, позднее зажигание, свеча “холодная” для данного двигателя, засорен воздушный фильтр;
— тепловой конус изолятора и электроды покрыты черным влажным нагаром (замасливание) — износ поршня, колец, цилиндра или пригорание колец на поршне, либо износ маслозащитных резиновых колпачков на клапанах, либо свеча “холодная” для данного двигателя.
Работа двигателя зависит от исправности свечей, но нельзя забывать, что работа свечей зависит от состояния двигателя, его кривошип-но-шатунного ‘ и газораспределительного механизмов, систем зажигания, питания, охлаждения и смазки.
Опыт показывает, что отказы свечей из-за замыкания их электродов продуктами сгорания или перегрева — это сигнал о необходимости регулировки двигателя, а может быть, и ремонта. Конечно, перед этим необходимо убедиться в правильности применения свечей для данного двигателя.
Перед установкой новой свечи очистите ее от консервационной смазки, установите зазор между электродами в соответствии с рекомендациями Руководства по эксплуатации данного автомобиля. Затягивайте свечу с резьбой Ml4×1,25. Момент затяжки не более 40 Н-м.
Через 10 тыс. км пробега автомобиля выверните свечи из головки блока цилиндров, очистите и отрегулируйте искровой промежуток. Средний ресурс свечей 25—35 тыс. км.
При установке свечей строго выполняйте рекомендации Руководства по эксплуатации, касающиеся установки искрового промежутка для данного типа двигателя, так как в процессе работы электроды под действием искрового разряда изнашиваются и искровой промежуток увеличивается. Опыт показывает, что увеличение искрового промежутка более чем в 2 раза (для ВАЗ — более 1,2—1,4 мм) вызывает неполадки в работе двигателя (плохой пуск, неустойчивая работа на переходных режимах), особенно в зимних условиях эксплуатации. Это объясняется тем, что даже при атмосферном давлении на пробой искрового промежутка 0,60—0,75 мм необходимо напряжение 2—3 кВ, при давлении в цилиндрах в момент сжатия необходимое пробивное напряжение возрастает до 10—12 кВ, а для обеспечения устойчивого искрообразования система зажигания должна развивать напряжение примерно в 1,5 раза больше. При увеличении зазора до 1,2—1,4 мм этого напряжения становится недостаточно, и наступает неустойчивая работа двигателя.
—-
Свечи зажигания, служащие для воспламенения сжатой рабочей смеси, бывают двух типов: разборные и неразборные. На автомобильных двигателях применяются главным образом неразборные свечи.
Свеча имеет стержень с центральным электродом, изолированный от массы изолятором, и боковой электрод, соединенный с массой. Ток высокого напряжения, подводимый к стержню, создает между электродами искру, воспламеняющую рабочую смесь в цилиндре.
Для установки свечи в головку цилиндров на нижней части корпуса имеется резьба. Плотность соединения обеспечивается установкой под свечу медно-асбестовой уплотнительной шайбы. Изолятор свечи изготовляется из керамической массы, а электроды — из специального хромоникелевого сплава, способного выдерживать высокие температуры и не окисляться. Между корпусом свечи и изолятором поставлена медная шайба, которая предохраняет изолятор свечи от повреждения при сборке, способствует хорошему отводу тепла и предотвращает возможность пропуска газов. Пространство между буртом корпуса и изолятором свечи заполнено специальным уплотняющим порошком, что обеспечивает хорошую герметичность.
Конец провода высокого напряжения, присоединяемый к свече зажигания, снабжен специальным наконечником — корпусом, в котором установлено подавительное сопротивление для устранения радиопомех, вызываемых работой системы зажигания. Между подавительным сопротивлением и клеммой расположена контактная пружина. Контакт и стопорная пружина позволяют надежно укрепить корпус на стержне центрального электрода. Иногда корпус подавительного сопротивления имеет клемму с отверстием и гайкой привертывается к стержню свечи.
Длина ввертываемой части свечи и высота отверстия в головке цилиндров под свечу должны быть согласованы. При короткой ввертываемой части в отверстии под свечой будет накапливаться нагар, что ведет к нарушению рабочего процесса двигателя. При слишком длинной ввертываемой части, выступающей из-под головки, свеча будет перегреваться и может выйти из строя или явиться причиной преждевременного воспламенения смеси.
Свечи, выпускаемые отечественными заводами, маркируются по ГОСТу в зависимости от диаметра резьбы ввертываемой части, длины юбки изолятора и его материала. Все свечи имеют метрическую резьбу. Диаметр резьбы ввертываемой части свечи обозначается буквами М, А и Т. Буква М указывает, что диаметр резьбы равен 18 мм, а шаг 1,5 мм; буква А — диаметр резьбы 14 мм, шаг 1,25 мм; буква Т — диаметр резьбы 10 мм и шаг 1 мм. Стоящие после первой буквы числа означают длину юбки изолятора в миллиметрах. Последняя буква показывает материал изолятора: У — уралит, К — кристаллокорунд. На двигателе ГАЗ-51А применяются свечи зажигания М12У, что означает: диаметр резьбы 18 мм, шаг 1,5 мм, длина юбки изолятора 12 мм, материал изолятора — уралит. На двигателях М-21 и ГАЗ-бЗА применяются свечи А11У.
Рис. 1. Свеча зажигания:
1 — корпус подавительного сопротивления; 2 — клемма; 3 — контактная пружина; 4 — подавительное сопротивление; 5 — контакт; в — стопорная пружина; 7 — стержень центрального электрода; 8 — изолятор; 9 — уплотняющий порошок; 10 — корпус свечи; и — медная шайба; 12 — медно-асбестовая шайба; 13 — боковой электрод; 14 — центральный электрод
Длина ввертываемой части корпуса свечи диаметром 10 мм равна 7 мм, диаметром 14 мм — И мм и диаметром 18 мм — 12 и 20 мм. ГОСТ рекомендует на всех новых двигателях устанавливать свечи с резьбой диаметром 14 мм, как показавшие лучшие результаты при эксплуатации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Свечи зажигания автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы