Общие положения
Пожарные работают в условиях, резко отличных от нормальных: на их работу оказывает влияние непрерывное нервно-психическое напряжение, вызываемое режимом ожидания и выезда. Пожарные систематически работают в условиях резкой смены обстановки, часто при высокой температуре и влажности, в условиях ограниченной видимости, подвергаются большим физическим нагрузкам, их жизнь и здоровье подвергаются опасности. До настоящего времени профессия пожарных является одной из опасных.
Производственной опасностью называют возможность воздействия на пожарных опасных и вредных производственных факторов.
Опасный производственный фактор — это фактор, воздействие которого на пожарных приводит к травме. Воздействие вредного производственного фактора на пожарных приводит к заболеванию.
Под производственной травмой (греческое слово «травма» — рана) понимают травму, полученную пожарным при несении службы и вызванную несоблюдением требований безопасности труда.
К профессиональным относятся заболевания, вызванные воздействием на пожарного вредных условий труда.
Сохранение здоровья и работоспособности личного состава, а также предотвращение травматизма обусловливается мерами техники безопасности. При эксплуатации пожарных автомобилен они определяются следующими основными факторами: – созданием рациональных условий их размещения и содержания в гаражах; – обеспечением необходимых условий при их обслуживании и ремонте; – соответствием машины и пожарно-технического вооружения человеку; – высоким уровнем боевой подготовки личного состава; – знанием личным составом правил техники безопасности.
Безопасность труда в пожарной охране регламентируется «Правилами техники безопасности в пожарной охране МВД СССР».
Ответственность за правильную организацию техники безопасности, соблюдение действующих законодательств, выполнение решений вышестоящих организаций возложено: в пожарных частях — на начальников частей; в дежурных караулах — на начальников караулов; в отделениях — на командиров отделений.
При проведении занятий, учений и соревнований ответственность за технику безопасности возлагается на руководителей занятий, учений или соревнований.
При тушении пожаров ответственность за технику безопасности возлагается на лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.
Охрана здоровья граждан обусловливается: рациональной планировкой гаражей для пожарных автомобилей; технически исправным состоянием пожарного оборудования и пожарно-технического вооружения; квалификацией, дисциплинированностью и знанием правил техники личным составом.
Гаражи строят в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Пожарные автомобили и пожарно-техническое вооружение максимально приспосабливают к возможностям человека.
Техника безопасности на пожарах осуществляется в соответствии с требованиями БУПО. Техника безопасности^нли пожарно-строевая подготовка обусловливается «Наставлением по пожарно-строевой подготовке». В связи со сказанным в дальнейшем будут рассматриваться только вопросы техники безопасности при работе с пожарными автомобилями.
Обучение правилам техники безопасности
Начальствующий состав частей и подразделений пожарной охраны несет ответственность за сохранность здоровья пожарных, поэтому начальники всех степеней должны знать «Правила техники безопасности в пожарной охране МВД СССР» и руководствоваться ими в своей работе.
Для обеспечения безопасных условий работы организовать обучение личного состава знаниям правил техники безопасности и осуществлять непрерывный контроль их выполнения.
Начальствующий и рядовой состав пожарной охраны комплектуется из физически здоровых лиц не моложе 18 лет. Контроль за состоянием здоровья осуществляется ежегодным медицинским осмотром (диспансеризацией).
Лица, поступающие в пожарную охрану, обучаются в объеме программы начальной подготовки и правил техники безопасности и сдают зачеты.
Младший начальствующий и рядовой состав пожарной охраны изучает правила техники безопасности при проведении всех специальных занятий (изучение пожарно-технического вооружения, по пожарно-прикладному спорту и т. д.). Кроме того, возможно изучение правил техники на специально организованных занятиях.
Ежегодно при подведении итогов подготовки от личного состава принимается зачет по правилам техники безопасности. Результаты зачета заносятся в специальный журнал, где указывается, по каким вопросам сдавался зачет, и ставятся подписи сдавшего и принявшего зачет.
Средний и старший начальствующий состав должен не реже одного раза в трн года сдавать экзамены на знание правил техники безопасности. Экзамены сдаются в объеме действующих правил по технике безопасности, БУПО, наставления по газодымозащит-ной службе в пожарной охране и наставления по пожарно-прикладному спорту.
Пожарные части (отряды) могут охранять отдельные объекты народного хозяйства. Личный состав таких частей должен ежегодно проходить инструктаж в объеме, предусмотренном для рабочих и служащих этих объектов. О проведенном инструктаже должна быть запись в журнале зачетов.
При тушении пожаров, ликвидации аварий или на учениях на объектах народного хозяйства начальствующий состав этих объектов обязан предупредить руководителя тушения пожара и личный состав, прибывший по повышенному номеру вызова, о требованиях техники безопасности применительно к данному производству.
Личный состав пожарных частей должен знать правила личной и общественной гигиены, основные принципы оказания медицин-екой помощи и уметь оказывать доврачебную помощь себе и пострадавшему.
В пунктах связи пожарных частей п на пожарных автомобилях должны быть укомплектованные медицинские аптечки.
Правила техники безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей
Для предотвращения травматизма необходимо обеспечить правильное содержание пожарных автомобилей, соблюдать необходимые требования при выезде и следовании на пожар, обслуживании пожарных автомобилей и их использовании при тушении пожаров. Несоблюдение правил техники безопасности не только приводит к травматизму, но и замедляет тушение пожаров, что приводит к дополнительному ущербу.
К эксплуатации пожарных автомобилей допускаются водители 1-го и 2-го классов, получившие право работы на пожарных автомобилях. Это право им предоставляется после обучения по пр >-грамме начальной подготовки. Водители несут ответственность за технику безопасности при работе на закрепленном за ними автомобиле, за исправное состояние его механизмов, агрегатов и ходовой части. О всех выявленных недостатках они докладывают начальнику караула и принимают меры к устранению недостатков. При обнаружении неисправностей пожарный автомобиль снимается с боевого расчета.
Содержание пожарных автомобилей должно быть организовано так, чтобы не загромождать проходы между ними, доступ к дверям и отсекам был свободным, в кабине и салонах не должно быть каких-либо посторонних вещей. Ящики и стеллажи для спецодежды должны устанавливаться так, чтобы к ним был свободный доступ, дверцы их должны фиксироваться в открытом положении.
Двери смежных помещений должны открываться в сторону гаража. Для безопасной установки автомобилей габариты их стоянок отмечаются белыми линиями по полу.
Номера боевого расчета должны четко знать свои обязанности и последовательность действий по сигналу тревоги.
Зарядка аккумуляторов, установленных на пожарных автомобилях, разрешается только под наблюдением водителей. Перед началом смены караула она прекращается, а зарядные устройства выключаются.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей часто сопровождается травмами боевого расчета. В настоящее время четко определены причины травм при обслуживании автомобилей. В народном хозяйстве до 40 % всех травм на автомобильном транспорте личный состав получает при обслуживании автомобилей. Наибольшее количество травм при контрольно-осмотровых работах рабочие или пожарные получают в результате падения с крыла или буфера автомобиля во время осмотра двигателя, часто ушибы и ранения рук наблюдаются при проверке замков дверей кабины и салона, отсеков и т. д. При осмотре автомобиля снизу рабочие могут получать травмы в результате удара головой о передний или задний мосты.
При обслуживании удельный вес крепежных работ достигает 18—20% от общей трудоемкости обслуживания, а .количество травм, получаемых при этом, достигает 50 %.
Большое количество несчастных случаев происходит при таких тяжелых и трудоемких операциях, как отвертывание гаек колес и стремянок рессор. Их усилия затяжки достигают 25— 40 кг*см, а иногда и больше. Такие работы необходимо механизировать.
При техническом обслуживании и ремонте необходимо пользоваться исправным инструментом. При работе гаечными ключами запрещается применять подкладки, наращивать ключ вторым ключом или трубой, отвертывать гайки с помощью зубила и т. д.
При работах на вывешенных автомобилях необходимо устанавливать упоры для предотвращения самопроизвольных опусканий пожарного автомобиля.
Запрещается выполнять техническое обслуживание и ремонт при работающем двигателе. Работа двигателя должна проверяться при заторможенных колесах автомобиля и нейтральном положении рычага переключения передач.
Шиномонтажные работы, связанные с опасностью ушибов рабочего замочным кольцом, следует производить только в специально предусмотренных местах. Смонтированные шины разрешается накачивать только в специальном ограждении или с применением устройств, предохраняющих от выскакиваний замочного кольца или разрыва покрышки. Подкачивание шин без снятия их возможно, если давление в них снизилось не более, чем на 40 % от номинального, при этом необходимо убедиться, что оно не вызвано нарушением правильности монтажа шин.
При использовании этилированного бензина должны выполняться требования «Санитарных правил по хранению, перевозке и применению этилированного бензина на автотранспорте». Этилированный бензин ядовит, поэтому им нельзя мыть руки, очень опасно засасывать его ртом через шланг для перелива в другую тару и т. п. В помещении гаража запрещена заправка бензином топливных баков.
Переносные электролампы должны заключаться в закрытые светильники с защитной сеткой, напряжение сети для их питания должно быть не выше 36В.
Рабочие места технического обслуживания и ремонта после окончания смены должны тщательно убираться. В помещениях постов технического обслуживания и в аккумуляторных необходимо вывешивать инструкции по технике безопасности.
Пригодность к работе пожарных автомобилей, пожарного оборудования определяется при технических обслуживаниях.
Перед постановкой в боевой расчет пожарное оборудование и снаряжение должны испытываться, а также периодически подвергаться проверке. Порядок и сроки испытаний должны соответствовать требованиям «Правил техники безопасности в пожарной охране МВД».
Техника безопасности при работе на пожарном автомобиле должна рассматриваться при различных боевых действиях:
- при смене караула запуск двигателей может производиться только после осмотра и приемки пожарного оборудования;
- при работе двигателей выхлопные трубы должны быть соединены с газоотводными каналами; после остановки двигателей гараж должен проветриваться;
- по сигналу боевой тревоги личный состав боевого расчета занимает свои места в порядке, установленном начальником пожарной части; посадка закончена, если личный состав занял свои места и закрыты двери кабины и салона боевого расчета (при посадке вне гаража выход личного состава разрешается после выезда пожарного автомобиля);
- при следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля отвечает водитель, для которого обязательно выполнение всех статей «Правил дорожного движения». Если пожарные автомобили оборудованы специальным звуковым сигналом (типа «Сирена» и др.) и при условии обеспечения безопасности движения, возможно отступление от предписаний «Правил дорожного движения», введенных в 1980 г. (исключая сигналы регулировщика). При следовании не на оперативное задание пользоваться звуковым сигналом запрещено. Начальствующий состав обязан знать основные требования «Правил дорожного движения» и при следовании на пожарном автомобиле не допускать их нарушения водителями. Во время движения пожарного автомобиля водитель должен непрерывно наблюдать за показаниями контрольных приборов. Появление шума и стука в агрегатах и отклонений в показаниях приборов являются происшествиями, при этом необходимо выяснить причину неисправности и устранить ее. Личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, стоять на подножках. В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения;
на месте пожара пожарный автомобиль устанавливается на ровной площадке, при этом пожарный автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта. Необходимо также предусмотреть возможность отвода пожарного автомобиля при внезапном распространении огня в его сторону.
При развертывании отделений спецслужб необходимо соблюдать меры безопасности, определяемые особенностями применяемой техники. При работе на пожарах водителям запрещается: без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу и переставлять пожарный автомобиль; оставлять без надзора пожарный автомобиль.
Работа пожарных автомобилей с неисправными контрольно-измерительными приборами не допускается, а при выходе их из строя необходимо доложить об этом непосредственному начальнику. До замены пожарного автомобиля контроль за работой агрегата следует осуществлять по сопутствующим работе агрегата признакам.
В темное время суток насосное отделение, щитки приборов должны освещаться.
Для предотвращения загораний пожарных автомобилей запрещается: их эксплуатация с неисправной электропроводкой, утечкой топлива, масла; пользоваться открытым огнем при подогреве двигателя и проверке уровня электролита в аккумуляторах. Возникший пожар на автомобиле следует тушить углекислотным огнетушителем, песком или накрыть очаг пламени плотным материалом.
Принятие мер при несчастных случаях в пожарной охране
Несчастным случаем на производстве называют случай с работающим, связанный с воздействием на него производственного фактора. Действия должностных лиц при возникновении несчастных случаев регламентированы инструкцией, содержащейся в «Правилах техники безопасности в пожарной охране МВД СССР» и включают: организацию помощи пострадавшим; доклад о несчастном случае старшему начальнику и местному комитету профсоюза, если пострадавший работает по вольному найму; организацию и проведение служебного расследования и составление акта; утверждение акта и принятие мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай.
Результаты расследования несчастного случая, вызвавшие потерю трудоспособности не менее одного рабочего дня, оформляются актом. Акты подлежат хранению в течение 45 лет.
Если несчастный случай произошел по причине конструктивных недостатков машин или оборудования, то УПО (ОПО) направляют заводу-изготовителю обоснованную рекламацию. Акт-рекламация высылается в ГУПО МВД и местному комитету профсоюза.
О групповом, смертельном и тяжелом несчастных случаях начальник пожарной части немедленно сообщает начальнику УПО (ОПО) и местному комитету профсоюза. В этих случаях назначается специальное расследование с обязательной медицинской и технической экспертизой, составлением заключения и акта о несчастном случае. Раследование проводится представителем УПО (ОПО). Если несчастный случай повлек за собою гибель человека, то расследование проводит начальник УПО (ОПО) или его заместитель. Акт и заключение о групповом, тяжелом или смертельном несчастных случаях составляется в срок не более 7 дней со дня происшествия. При групповых случаях акт составляется на каждого пострадавшего. Все групповые, тяжелые и смертельные несчастные случаи с работниками пожарной охраны регистрируются в специальном журнале.
Дорожно-транспортные происшествия (дтп) и их предупреждение
Классификация ДТП, мероприятия по их предупреждению.
ДТП — происшествия, возникшие в процессе движения автотракторных транспортных средств и других самоходных машин и повлекшие за собой гибель или ранения людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др. От ДТП в 1969 г. во всем мире погибло 200 тыс. человек и получило ранения 4 млн. человек. В течение 1971—1975 гг. ежегодно по вине водителей автомобилей в пожарной охране совершалось в среднем 160 ДТП. Из них в среднем 100 ДТП совершали водители автоцистерн. В этих ДТП было ранено 100—150 чел. ежегодно. Количество погибших составляло ежегодно около 30% от количества раненых.
ДТП происходят по разным причинам, основными из которых являются нарушение правил дорожного движения вследствие недисциплинированности водителей или несоблюдения правил вождения автомобилей. Одной из причин ДТП может являться несерьезное отношение к своим обязанностям, недисциплинированность. ДТП могут возникать вследствие технических неисправностей автомобилей, особенно тормозных систем, поэтому необходимо содержать автомобили в технически исправном состоянии.
Анализ причин ДТП очень важен, так как его результаты позволяют правильно разрабатывать необходимые мероприятия по их предотвращению. Для правильного и эффективного анализа причин ДТП необходим строгий их учет.
Все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение —• происшествие, при котором движущиеся транспортные средства (пожарные автомобили) столкнулись между собой или подвижным составом железных дорог; опрокидывание — происшествие при котором пожарный автомобиль потерял устойчивость и опрокинулся (к этому виду происшествий не относятся опрокидывания при столкновении транспортных средств или наезде на какие-либо предметы); наезды на препятствия (пешеходов, велосипедистов, животных, транспортное средство, гужевой транспорт) — происшествие, при котором техническое транспортное средство наехало или ударилось на препятствие (опора моста, столб и т. д.); наезды могут быть на пешеходов, животных, велосипедистов или гужевой транспорт или они сами натолкнулись на движущееся транспортное средство.
О количестве ДТП различных видов можно судить по следующим данным: в пожарной охране страны в течение 1978 г. столкновения составили 43 , опрокидывания —30 %, наезды на пешеходов—16, наезды на неподвижные препятствия —6% и прочие происшествия —5 %.
В результате ДТП возможна гибель людей, ранения, повреждения транспортных средств. ДТП с пожарными автомобилями, как правило, сопровождаются увеличением ущерба от пожара из-за несвоевременного прибытия их на пожар. Этот ущерб в течение года может превышать стоимость списанных автомобилей в результате аварий. В течение 1971—1975 гг. ранения водителей пожарных автомобилей составляли 15—20 % от общего количества получивших ранения в ДТП в пожарной охране. Количество водителей пожарных автомобилей, погибших в течение этого периода, составило 35 % от всех получивших ранения. В число погибших в ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение семи суток с момента происшествия. Ранеными считаются люди, получившие телесные пов-вреждения, для лечения которых потребовалась госпитализация или стационарное лечение.
Профилактика ДТП должна направляться на ослабление влияния или полную ликвидацию факторов, приводящих к авариям. Факторы, от которых зависит безопасность движения, связаны с автомобилями, дорогой и водителями автомобилей.
Требования безопасности применительно к автомобилю включают техническое совершенство и техническое состояние автомобиля и его органов управления. Обеспечение безопасности движения обусловливается совершенством тормозов, устойчивостью пожарного автомобиля против опрокидывания, управляемостью. Эти факторы учитываются при разработке автомобилей.
На безопасность движения оказывает большое влияние техническое состояние пожарного автомобиля, органов его управления и тормозов. Содержание пожарного автомобиля в исправном состоянии — одна из гарантий безопасного движения, поэтому начальники караулов должны тщательно контролировать своевременность и качество подготовки пожарных автомобилей к эксплуатации, осмотр их при смене караула, систематически проверять работу водителей.
В разработке профилактических мероприятий по предотвращению и сокращению ДТП человек как участник движения занимает центральное место.
Безаварийная эксплуатация пожарных автомобилей определяется тремя группами факторов: уровнем квалификации водителей; знанием и выполнением водителями правил дорожного движения; дисциплинированностью и высокой ответственностью всего личного состава за порученную технику.
Квалификация водителей в пожарных частях должна непрерывно поддерживаться на высоком уровне. Для этого должны систематически проводиться занятия по изучению устройства пожарных автомобилей, по обслуживанию, определению и устранению неисправностей, управлению пожарным автомобилем. На собраниях и технических конференциях водителей должны обсуждаться передовые методы использования, обслуживания пожарных автомобилей и их безаварийного вождения.
Знание и выполнение водителями правил дорожного движения непрерывно должны поддерживаться на высоком уровне, что обеспечивается обучением и контролем. Прежде всего в каждой пожарной части должен быть так называемый уголок безопасности, в котором необходимо иметь иллюстрации дорожных знаков, схемы, объясняющие правила движения автомобильного транспорта. В нем же целесообразно представлять информацию о дорожно-транспортных происшествиях с пожарными машинами и их анализ.
Водители должны хорошо знать маршруты следования на пожар в районе своего выезда, их особенности, возможность изменения маршрутов при различных погодных условиях, ремонте дорог и т. п. Перед заступлением на дежурство водители и командиры отделений должны инструктироваться начальником караула или части об особенностях вождения пожарных автомобилей в районе выезда в связи с погодными условиями.
Поддержание должной дисциплины водителей и организованности в пожарных частях обеспечивается проведением ряда мероприятий воспитательного характера. В пожарных частях должна проводиться планомерная, систематическая политико-воспитательная работа с водителями, направленная на формирование сознания высокой ответственности за вверенную им технику, безопасность при следовании на пожары и сохранность техники. Популяризация опыта водителей по безаварийному вождению пожарных автомобилей должна проводиться систематически как важный элемент обмена опытом в части и в гарнизоне пожарной охраны. Большое воспитательное значение имеют тщательное расследование причин каждого ДТП, выявление и, если необходимо, наказание виновных. Каждое ДТП с пожарными автомобилями должно тщательно разбираться с водителями.
В пожарной охране установлен порядок, в соответствии с которым водители периодически, при проверках пожарных частей, подвергаются инспекторским проверкам, во время которых проверяются знания водителей по устройству пожарных автомобилей, обслуживанию, правил вождения и безопасность движения. При инспектировании отстраняются от управления пожарными автомобилями недисциплинированные, слабо подготовленные и замеченные в употреблении спиртных напитков водители автомобилей.
Начальники пожарных частей должны поддерживать постоянную связь с органами Государственной автоинспекции (ГАИ) с целью получения сведений о нарушениях правил дорожного движения, допускаемых водителями пожарных автомобилей. Эти сведения должны сообщаться в отдел (отделение) пожарной техники и средств связи УПО (ОПО) и должны приниматься меры по предупреждению нарушений.
За нарушение «Правил дорожного движения Союза СССР» (1980 г.) в зависимости от характера нарушения и тяжести последствий установлена гражданская, административная и уголовная ответственность либо применяются меры общественного воздействия.
Учет ДТП и ответственность за их совершение. Все дорожно-транспортные происшествия с пожарными и транспортными автомобилями тщательно расследуются и учитываются. Это необходимо для того, чтобы организовать работу по предотвращению ДТП.
В пожарной охране установлена единая система учета происшествий в соответствии с Правилами учета ДТП, вводимых в действие приказами МВД СССР. Учет ДТП в пожарной части ведется в формулярах пожарных автомобилей в разделе XIII «Дорожные происшествия, связанные с повреждениями и техническими неисправностями пожарного автомобиля», где записываются даты происшествия, фамилия и инициалы водителя, виновного в происшествии, перечень повреждений и неисправностей автомобиля. В УПО (ОПО) все ДТП учитываются в книге учета происшествий.
Случаи дорожных происшествий являются чрезвычайными происшествиями и о них докладывают в ГУПО МВД СССР после расследования пожарных и транспортных ДТП. ДТП расследуются немедленно, но не позднее трех суток после того, как они произошли или обнаружены. Для расследования создается комиссия в составе представителя УПО (ОПО), начальствующего состава части и представителя ГАИ. Результаты расследования каждого происшествия оформляются актом, один экземпляр которого остается в части, один — в УГЮ (ОПО) и один высылается в ГУПО МВД СССР. Если при ДТП погибли люди, то в ГУПО МВД немедленно представляются внеочередные донесения, не ожидая результатов расследования. Отчеты о ДТП представляются в сроки и по формам, установленным приказами МВД.
Отчет представляется за полгода и за год нарастающим итогом. В отчете все происшествия группируются по видам, по местам возникновения, по типам транспортных средств. В нем также указываются причины происшествий, их последствия, материальный ущерб.
В формулярах, книгах учета и отчетах учитываются не все ДТП. Учету не подлежат ДТП: материальный ущерб от которых меньше 100 руб.; в результате умышленных действий, направленных на причинение ущерба жизни, здоровью людей или материального вреда, а также при попытке пострадавшего покончить жизнь самоубийством; в результате стихийных бедствий на закрытых территориях охраняемых объектов (заводы, воинские части и др.); во время спортивных соревнований, когда по собственной вине пострадали водители-спортсмены или другие участники соревнований.
При проверке пожарных частей обязательно анализируются все ДТП и мероприятия по их предупреждению. Каждое ДТП расследуется, виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности. С них может взыскиваться причиненный материальный ущерб. За особо тяжкие умышленно совершенные ДТП виновные привлекаются к уголовной ответственности. За управление автомобилем в нетрезвом состоянии водители лишаются водительских прав в соответствии с действующим законодательством. Невиновность водителя и других работников пожарной части устанавливается и подтверждается документом судебио-следствен-ных органов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы