Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бурение геологоразведочных скважин

Публикация:
   Технология бурения скважин алмазными коронками

Читать далее:




Технология бурения скважин алмазными коронками

В современных условиях бурения геологоразведочных скважин применяются алмазные коронки следующих четырех размеров по диаметру: 46—59 и 76 мм, реже 36 мм и очень редко коронки 93 мм, главным образом для специальных целей опробования отдельных полезных ископаемых. При этом конечный диаметр скважин при бурении в нормальных разрезах (в неосложненных условиях), как правило, составляет 59 мм- Коронки диаметром 36 и 46 мм применяют преимущественно „в подземном бурении при проводке скважин из горных выработок. Тип и размер алмазных коронок выбираются в зависимости от физико-механических свойств разбуриваемых пород, основными из которых являются твердость, трещиноватость, абразивность.

При бурении алмазными коронками в состав рабочего инструмента входят (снизу вверх): алмазная коронка с кернорвательным устройством, алмазный расширитель, колонковая труба, иногда шламовая труба, переходник с колонковой трубы на шламовую и на бурильные трубы и колонна бурильных труб.

Бурильную колонну следует составлять из прочных труб, например из стали марки 36Г2С, ниппельно-замкового соединения. В случае перехода с большего диаметра бурения на меньший уступы в .местах перехода следует разбурить коническим фрезером.

При сборке инструмента для алмазного бурения нужно обращать особое внимание на герметичность резьбовых соединений, особенно для глубоких скважин, при бурении которых при малых зазорах в кольцевом пространстве возникают высокие давления промывочной яотдкости. Поэтому потеря жидкости через неплотные резьбовые соединения может привести к перегреву буровой коронки и даже к прижогу ее на забое скважины. Герметизация резьбовых соединений достигается установкой прокладок из красной меди, алюминия или подмоток.

Навинчивание и свинчивание коронки и расширителя должно производиться специальными ключами соответствующего размера, для которых в корпусах коронок и расширителей высверлены углубления. Применение шарнирных и цепных ключей часто приводит к смятию коронки и разрушению матрицы коронки и алмазных штабиков расширителей.

Во избежание порчи алмазов в матрице коронки и в штабиках расширителя свинчивание их следует производить в последнюю очередь (перед спуском снаряда в скважину).

Буровой мастер должен знать точную величину замера по окончании рейса бурения, а также мес^а перехода на меньший диаметр, положение верхней части потайной колонны и при подходе к последним снизить скорость спуска снаряда.

Места сужения в скважине следует тщательно и осторояшо прорабатывать коронкой при вращении шпинделя станка на малых оборотах, небольшой нагрузке и с промывкой.

При наличии кусков свободного керна на забое нельзя разбуривать их алмазной коронкой (во избежание разрушения алмазов на внутренней кромке торца коронки), а нужно поднять их после работы твердосплавной коронкой или специальным керноподъем-ником.

Запрещается вращение коронки на забое без нагрузки вследствие возникающего при этом биения коронки, что приводит к разрушению торцовых и подрезных алмазов; запрещается также и расхаживание бурового снаряда, последствием которого могут быть разрушены алмазы и матрица при попадании кусков керна или боковых пород под торец коронки.

Скважину забуривают алмазной коронкой, бывшей в работе, при пониженной нагрузке (30—40% от величины нормального осевого давления на коронку) и на первой скорости вращения шпинделя бурового станка. После 10 мин бурения нагрузка на коронку и число оборотов ее постепенно доводятся до принятой по условиям работ нормы.

Отечественный и зарубеяшый опыт алмазного бурения показывает, что его эффективность повышается с увеличением числа оборотов снаряда. Исключение составляют сильно абразивные, трещиноватые породы и отдельные монолитные породы очень высокой твердости. Увеличение числа оборотов снаряда должно сопровождаться повышением нагрузки на коронку.

В процессе бурения мастер обязан строго следить за работой насоса (за давлением по манометру и выходом промывочной жидкости из скваяшны). Падение давления в начале бурения указывает на уход промывочной яшдкости через неплотные резьбовые соединения в бурильной колонне, а быстрое повышение давления — на закупорку промывочных каналов в коронке при недостаточном, количестве яшдкости, поступающей на забой. В первом случае нужно поднять снаряд из скважины и устранить неплотность резьбовых соединений, во втором — приподнять коронку над забоем, при этом давление жидкости должно упасть до нормального, а при постановке на забой снова повыситься.

Часто при бурении алмазами возникает, особенно в твердых трещиноватых породах, самозаклинка керна в коронке и керноприемной колонковой трубе. Признаки самозаклинки керна: скачкообразные изменения скорости проходки, колебания давления промывочной жидкости, неравномерное вращение снаряда, резкое увеличение нагрузки на двигатель. Заклинка керна чаще имеет место при бурении в трещиноватых или в переслаивающихся твердых и мягких породах.

Причинами самозаклинки керна могут быть: изгиб керноприем-ной трубы под действием осевой нагрузки при большом зазоре между трубой и стенкой скважины; перекос рвательного кольца и его вращение в процессе бурения; высокая нагрузка при разбуривании переслаивающихся мягких и твердых пород; осаждение мелких частиц породы в керноприемной трубе при прекращении циркуляции промывочной жидкости и пр.

Для ликвидации самозаклинки нужно снизить величину осевой нагрузки до 100—150 кГ, проработать при этой нагрузке 10— 15 мин, затем постепенно повысить осевую нагрузку до первоначальной. Если таким способом не удается ликвидировать самозаклинку керна, необходимо поднять снаряд из скважины и очистить колонковую трубу. С целью предупреждения самозаклинок керна, увеличения его выхода и длины рейса рационально использовать двойные колонковые трубы конструкции ВИТРа.

При алмазном бурении на больших оборотах снаряда возникает вибрация бурильной колонны, последствием которой являются разрушение керна в колонковой трубе, резкое снижение выхода керна, ненормальный износ коронок и разрушение матрицы и алмазов; вибрация приводит к повышенному износу бурильных труб, возрастает количество обрывов труб и их соединений.

Причинами вибрации могут быть большие кольцевые зазоры между бурильными трубами и стенками скважины, каверны в скважине; работа в сильно искривленном стволе; отсутствие соосности бурильных труб и колонкового снаряда; пульсация промывочной жидкости; слабые фундаменты под буровой станок; неправильная или неточная установка станка, когда ось шпинделя вращателя не совпадает с осью скважины, а также нарушения технологии бурения; превышение осевой нагрузки и скорости вращения снаряда, слишком большая подача промывочной жидкости (увеличение пульсации жидкости в трубах), бурение при самозаклинках керна и др.

Вибрация существенно снижается при:
а) покрытии бурильных труб антивибрационной смазкой слоем 0,2—0,5 мм, способствующей уменьшению сил, возмущающих колонну в результате возникновения крутильных и поперечных колебаний при работе трубами на высоких оборотах; одновременно происходит и гашение этих колебаний;
б) уменьшении кольцевого зазора между бурильной колонной и стенками скважины, что может быть достигнуто применением бурильных труб с ниппельным соединением;
в) применении центрирующих переходников с бурильных труб на колонковые и ниппелей-центраторов, имеющих увеличенный наружный диаметр (все центрирующие приспособления должны иметь канавки для прохода промывочной жидкости; диаметр центраторов обычно на 1 мм меньше соответствующего диаметра .алмазной коронки, а расстояние между центраторами в бурильной колонне составляет 4,5 м)\
г) установке буровых станков на надежные фундаменты, исключающие вибрацию станка.

Антивибрационная смазка приготовляется из канифоли и нигрола (автола) в соотношении 1:3 (одна часть канифоли и три части нигрола) для бурения с промывкой водой и в соотношении 1:2 — для бурения с промывкой глинистым раствором. Смазка должна быть достаточно упругой (способной гасить вибрации колонны) и стойкой по отношению к промывочной жидкости и к реагентам, применяемым для обработки глинистых растворов, прочно связываться с мокрой поверхностью бурильных труб.

Смазка наносится на бурильные трубы в процессе их спуска путем прохождения колонны через цилиндр с разогретой смазкой (60—70° С), установленной над устьем скважины. Толщина слоя смазки 0,2—0,3 мм обеспечивается при скорости спуска колонны 2 м/сек. Смазка удерживается на трубах 3—6 суток при промывке водой и 1,5—3 суток — глинистым раствором (при спусках колонны приходится делать частичную подмазку труб). Средний расход смазки на 100 м проходки при бурении трубами диаметром 59—76 мм до глубины 500 м составляет порядка 40—50 кг.

Алмазная коронка снимается с работы в следующих случаях.
1. При износе коронки на 0,5 мм и более по наружному и внутреннему диаметру. Допустимый износ матрицы по высоте, мм: для однослойной коронки —0,5, двухслойной — 1,0, трехслойной — 1,5. Разница по диаметру между опускаемой вновь коронкой и поднимаемой должна быть не более 0,1 мм. Коронка также считается изношенной, если алмазы выходят из матрицы более чем на 1/3 своих размеров.
2. При появлении по торцу коронки борозд.
3. При появлении трещин в матрице коронки или выкрашивании алмазсодержащего слоя.
4. При резком снижении механической скорости, не связанном с подклинкой керна или сменой пород.

Если алмазы в коронке зашлифовываются, что указывает на несоответствие конструкции коронки для бурения по данной породе, то коронку следует заточить (обработкой ее торца на пескоструйном аппарате до обнажения алмазов или бурением на абразивном круге при нагрузке 100—200 кГ и на первой скорости вращения шпинделя).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бурение геологоразведочных скважин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Технология бурения скважин алмазными коронками"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства