В последние годы при бурении пород VII—XII категорий все большее применение находит ударно-вращательный способ бурения с применением гидро- и пневмоударных забойных машин. Сочетание воздействия крутящего момента, осевого усилия и высокочастотных силовых импульсов, создаваемых забойной машиной, обеспечивает разбуривание породы. Удаление шлама с забоя скважины при бурении гидроударными машинами производится водой или глинистым раствором, а при бурении пневмоударными машинами — сжатым воздухом.
В настоящее время при бурении колонковых скважин применяются гидроударные забойные машины различных типов: Г-ЗА, Г-5А, ГМД-1, ГМД-2 конструкции СКВ Министерства геологии СССР (авторы JI. Э. Граф, Е. Ф. Кузюков и др.) и Р-ЗАМ — конструкции КазИМС (авторы О. П. Леонтьев и др.). Характеристика наиболее оправдавших себя на практике гидроударных машин приведена ниже (табл. 65).
Гидроударные машины Г-ЗА и Г-5А работают по схеме прямо-действия с клапанной системой распределения жидкости. В этих машинах разгон поршня-ударника осуществляется под действием кинетической энергии потока промывочной жидкости, нагнетаемой по бурильным трубам в скважину. Возврат поршня-ударника в исходное положение осуществляется усилием пружины.
Отличительной особенностью работы забойных гидроударных машин является возможность проводки в сложных геологических условиях вертикальных скважин (без искривления или с незначительным искривлением). Например, скважина глубиной 823 м пробурена практически вертикально без искривления. В то же самое время среднее искривление скважин, пробуренных дробью, на этой глубине составляет 37° 46’ при интенсивности искривления на 100 м – 4°43’.
Существенным недостатком работы гидроударных машин является большой расход промывочной жидкости (300 л/мин в машинах Г-ЗА и 200 л/мин — в машинах ГМД-2 и Р-ЗАМ).
Устройство гидравлической забойной буровой машины ударного действия типа Г-5А показано на рис. 80. Буровая машина Г-5А предназначена для бурения геологоразведочных скважин в твердых породах (от VI категории и выше) с промывкой глинистым раствором.
В корпусе машины размещен узел клапана, состоящий из клапана, регулировочной гайки, упорной втулки, пружины, ограничителя хода клапана, регулировочной шайбы, конического переходника, втулки клапана 9 и сменной насадки.
В цилиндрах корпуса размещены узел цилиндра и узел поршня-ударника. Внутри цилиндра перемещается поршень с утяжелителем и сменной насадкой: Ударный шток имеет возвратную пружину. Надлежащее уплотнение между поршнем и цилиндром обеспечивается установкой прокладки и манжет. В нижней части корпуса размещена наковальня, жестко связанная с колонковой трубой и породоразрушающим инструментом через шток колонкового разъема и переходник. К верхнему переходникуприсое-диняются трубы тяжелого низа, затем колонна бурильных труб.
При спуске снаряда в скважину нижняя часть гидооударника, размыкая разъемы, опускается под действием собственного веса, при этом шток опорного разъема перемещается до упора в стакан. Таким образом, между клапаном и поршнем, служащим одновременно седлом клапана, образуется щель, через которую промывочная жидкость, нагнетаемая насосом через колонну бурильных труб, свободно проходит внутри машины и колонковой трубы на забой скважины. Это обстоятельство позволяет доходить до забоя с промывкой в случаях скопления шлама или подачи в скважину заклиночного материала, а также обеспечивает слив жидкости во время подъема снаряда. При достижении снарядом забоя опорный и колонковый разъемы смыкаются, клапан 1 перекрывает отверстие в поршне и проход жидкости мгновенно прекращается с одновременным возбуждением гидравлического удара. Вследствие резкого повышения давления жидкости клапан вместе с поршнем-ударником с нарастающей скоростью перемещается вниз, сжимая пружины.
В определенном положении, когда упорная втулка дойдет до ограничителя, клапан останавливается и отрывается от поршня, вследствие чего жидкость получает возможность
свободного прохода через машину на забой скважины. В это же время ударник под действием приобретенной кинетической энергии продолжает движение и наносит удар по наковальне.
После нанесения удара под действием сжатых пружин и отскока клапан и ударник с поршнем возвращаются в исходное положение, при этом клапан движется с некоторым опережением. При их встрече поток промывочной жидкости прекращается, возбуждается гидравлический удар и цикл снова повторяется.
Что же касается мер предосторожности при спуске инструмента в скважину, приработки новой коронки и режима бурения в трещиноватых породах, соблюдаемых при обычном колонковом бурении, то они остаются в силе и при бурении забойными гидравлическими машинами. Здесь также следует подходить к забою на длину последней (ведущей) трубы с вращением и промывкой и учитывать возможность встречи зауженной части скважины. При бурении новой коронкой следует первые 10—15 мин бурить с пониженной нагрузкой на коронку (150—200 кГ) и нормальном расходе жидкости (200—250 л/мин). После приработки коронки можно переходить на установленные для данных условий режимы бурения.
Ввиду небольшого опыта бурения в породах различных категорий буримости режимные параметры назначаются на месте работ в зависимости от физико-технических и прочих условий в данном регионе. Для общего случая авторы рекомендуют следующие ориентировочные параметры режима бурения гидроударными машинами.
Опыт бурения гидроударными машинами в различных геолого-технических условиях показал, что успех гидроударного бурения определяется в значительной степени конструкцией и износостойкостью породоразрушающего инструмента. Коронки и долота при ударно-вращательном бурении в породах высоких категорий но буримости работают в весьма сложных условиях. Особенно это относится к породам высокой степени абразивности. При частых ударах инструмента о крепкую породу в процессе бурения быстро затупляются их рабочие лезвия, твердосплавные вставки коронок и долот часто ломаются и выкрашиваются. В результате резко снижается проходка на рейс и общая производительность бурения, несмотря на высокую начальную механическую скорость проходки.
Рис. 1. Коробка (а) и долото (б) с твердосплавными вставками, предназначенными для бурения скважин гидроударными машинами в породах VII-X категорий буримости.
В СКВ Министерства геологии СССР разработаны типы коронок и долот, позволяющих успешно разбуривать породы различной крепости как кольцевым забоем (с получением керна), так и сплошным забоем (без получения керна).
На рис. 1 показана коронка с твердосплавными вставками, предназначенная для бурения скважин гидроударными машинами в породах VII—X категорий. Твердосплавные вставки заточены под углом 90° с отрицательным передним углом 30°.
Существенным обстоятельством, сдерживающим применение гидроударных забойных машин в безводных районах, является высокий расход жидкости, порядка 200—300 л/мин. Поэтому в последние годы ряд организаций Министерства геологии СССР и других ведомств уделяют большое внимание созданию пневмоударных забойных машин как с клапанным, так и с бесклапанным распределением воздуха. Обнадеживающими в этом отношении являются работы ВИТРа и ЦНИГРИ.
В ЦНИГРИ под руководством И. В. Куликова разработаны и успешно испытаны несколько типов пневмоударных машин (РП-133А и РП-133Б с клапанным распределением воздуха; РП-112 и РП-96 — без клапанов). В ВИТРе разработана и успешно испытана в производственных условиях пневмоударная забойная машина типа П-15 с клапанным распределением воздуха (авторы А. С. Калинов, Б. А. Новиков, Н. Н. Бухарев).
Забойные пневмоударные машины работают на принципе использования энергии сжатого воздуха .для осуществления возвратно-поступательного движения поршня-ударника. Удары поршня передаются через промежуточные звенья породоразрушающему инструменту и далее горной породе.
В нормальный состав бурового инструмента входят (снизу вверх): буровая коронка, кернорвательное устройство, колонковая труба, пневмоударная машина, колонна бурильных труб и ведущая труба (штанга) в шпинделе бурового станка. Сжатый воздух подается от компрессора через трубопровод с контрольно-измерительной аппаратурой, вертлюг и колонну бурильных труб к пневмоударной машине, затем отработанный воздух очищает забой скважины от пробуренной породы и выходит на поверхность. Устье скважины соответствующим образом герметизируется. К герметизирующему устройству подключается вытяжной вентилятор.
В комплект пневмоударноп машины входят буровые коронки, долота для бурения сплошным забоем (для забуривания скважины под кондуктор), колонковые трубы, выполненные из ниппельной заготовки, и двойная колонковая труба для бурения в разрушенных породах.
В современных условиях опытное бурение пневмоударными забойными машинами производится до глубины 300 м в сухих скважинах и порядка 100—120 м — в скважинах с притоками воды.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технология бурения скважин с применением гидроударных и пневмоударных забойных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы