Под производительностью машины понимают количество продукции, производимое машиной в единицу времени. Производительность является комплексным показателем рационального применения машин и зависит от тягово-скоростных свойств, использования рабочего оборудования, показателей надежности, технологии рабочего процесса и эргономических свойств.
В зависимости от периодичности выполнения операций строительные машины могут быть цикличного или непрерывного действия. Производительность для них определяется по-разному. У машин цикличного действия рабочее оборудование взаимодействует со средой только часть цикла, остальная часть цикла затрачивается на транспортировку, разгрузку, маневрирование и холостой ход. У машин непрерывного действия рабочее оборудование непрерывно взаимодействует со средой.
При работе землеройно-транспортных машин грунт отделяется и захватывается рабочим оборудованием в процессе поступательного движения всей машины. Это вызывает необходимость рассмотрения в первую очередь тягово-скоростных свойств.
Вследствие значительного числа видов и типов СДМ в дальнейшем при рассмотрении эксплуатационных свойств в качестве машины непрерывного действия примем автогрейдер, а цикличного действия — самоходный скрепер.
Полный цикл автогрейдера состоит из следующих операций: зарезания, условно-установившегося режима копания, выглубления и разворотов. Под условно-установившимся режимом понимается режим с колебанием нагрузки, не превышающим 6% среднего значения. Продолжительность этого режима составляет до 80% общего цикла, а операция зарезания и выглубления — в среднем 3-5%.
При копании грунта скрепером требуемые тяговые усилия повышаются в 2-3 раза по сравнению с транспортным режимом. Это требует применения комплектующей машины-толкача для наполнения ковша грунтом при рациональном использовании двигателя в транспортном режиме. Время копания грунта скрепером не превышает 5% общей продолжительности цикла. Продолжительность транспортировки грунта и холостого хода для наиболее распространенных условий в дорожном строительстве составляет не менее 95% всего цикла.
Различают три вида производительности: конструктивную (расчетную), техническую, эксплуатационную.
Различают следующие виды эксплуатационной производительности: нормативную, которая определяется на основе утвержденных в определенном порядке норм выработки; планово-расчетную, применяемую для плановых расчетов в проектах производства работ и расчетов экономической эффективности при выборе вариантов механизации; фактическую, зависящую от конструкции машины, выбранной технологии и организации выполнения механизированных работ, смежных процессов и строительства в целом.
Нормы часовой эксплуатационной производительности устанавливаются статической обработкой Пч одного типоразмера машин для конкретной категории грунта и служат для расчетов с рабочими за выполнение работы. Но задания должны выполняться с учетом конкретной машины и условий работы, т.е. с учетом перевыполнения норм. Нормы эксплуатационной средне-сменной производительности служат для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Нормы эксплуатационной годовой производительности устанавливаются по основным типам машин для контроля за использованием их в течение года и для выявления потребности в машинах.
Норма часовой эксплуатационной производительности (выработки) машины может определяться на основании Единых норм и расценок (ЕНиР) на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Например, по данным ЕНиР, для разработки 100 м3 грунта навылет гидравлическим экскаватором на гусеничном ходу, оборудованным обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м3, необходимо 2,8 ч, т.е. Пч = 100/2,8 =35,7м3/ч.
Показатель использования машин по времени дает возможность оценить уровень организации, а также проанализировать виды и причины простоев. В настоящее время нет средств механизированного учета времени работы машин, поэтому оно не поддается точной проверке.
Простейшими приборами учета времени работы машины являются приборы учета времени двигателя, где суммируется время его работы, включая и работу на холостом ходу. На отдельных машинах большой мощности устанавливаются приборы учета времени сборочных единиц и в опытном порядке счетчики-работомеры.
В настоящее время первичным документом учета работы СДМ является сменный рапорт машиниста, который дает информацию о наименовании работ, количестве часов полезной работы, продолжительности и видах простоев, объемах выполненных работ и расходе ТСМ.
Основным условием повышения выработки парка машин является ввод в эксплуатацию максимального количества машин из общего состава парка. Решение этой задачи зависит от подготовленности строительных объектов и коэффициента готовности машин в результате своевременного и качественного выполнения технических обслуживании и ремонтов. Важным условием повышения производительности является сокращение всех видов простоев машин.
Основными мероприятиями по сокращению простоев машин являются: устранение организационных неполадок в ходе эксплуатации; применение прогрессивных способов демонтажных и монтажных работ и сокращение сроков перебазирования машин; своевременное и полное обеспечение машин запасными частями и материалами; сокращение длительности простоев в ТО и ремонте за счет внедрения прогрессивной технологии и диагностики; сокращение технологических простоев.
Простои вследствие организационных причин сокращаются благодаря составленному заранее проекту организации работ, обеспечивающему комплексную механизацию. Проект организации работ определяет: правильную расстановку машин; потребность в комплектующих машинах и вспомогательном оборудовании; потребность в рабочей силе; объем и сроки выполнения подготовительных работ; плановую переброску машин с объекта на объект; запасные варианты, исключающие простои комплектующих машин при выходе основной из строя. Конечный документ организации работ — календарный график производства.
Производительность машин в значительной мере зависит от технологии выполняемых работ и выбранного режима работы. При выборе технологии строительного производства предпочтение отдается операциям, сокращающим продолжительность времени работы машины с недогрузкой или перегрузкой двигателя, а также рациональным схемам производства работ. Для снижения доли ручного труда и повышения производительности предусматривается совершенствование конструкций рабочих органов машин.
Производительность и техническое состояние машины определяется квалификацией обслуживающего персонала. Это требует систематической подготовки и переподготовки рабочих-механизаторов для повышения технической грамотности и совершенствования практических навыков, а также автоматизации управления технологическими процессами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Теория производительности СДМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы