Кран-штабелер представляет собой подъемно-транспортную машину циклического действия, передвигающуюся по рельсовым путям и оборудованную вертикальной колонной, по которой перемещается грузовой захват или специальная платформа. Различают мостовые и стеллажные краны-штабелеры. У первых колонна крепится к тележке, перемещающейся по мосту, у вторых колонна смонтирована на тележке и перемещается по крановым путям.
На рис. 1, а показана схема мостового крана-штабелера, включающего в себя крановый мост 3, по которому перемещается тележка с закрепленной на ней вертикальной колонной. Колонну делают чаще всего поворотной и оборудуют направляющими для перемещения грузового захвата 6. Кран-штабелер перемещается по рельсовым путям, смонтированным на стеллажах или на строительных конструкциях здания.
Мостовые краны-штабелеры могут быть опорного и подвесного типов. Рабочий цикл крана-штабелера зависит от планировки склада. Применительно к планировке, рабочий цикл мостового крана-штабелера по загрузке стеллажей состоит в подведении захвата под груз перед фронтом стеллажей, подъеме на небольшую высоту, повороте колонны, перемещении тележки к проходу между стеллажами, перемещении по проходу до нужной секции (которое может быть совмещено с подъемом до выбранного яруса), остановке захвата с грузом напротив выбранной ячейки, несколько выше ее полок, вводе груза в ячейку стеллажа, опускании захвата несколько ниже уровня полок ячейки (при этом груз остается на полках) и выводе захвата в проход. Разгружаются стеллажи в обратной последовательности. На рис. 1, а стрелками показаны направления движений крана-штабелера.
Мостовые краны-штабелеры обслуживают большие площади складов, на которых расположены стеллажи или штабеля с грузом. Мостовые краны-штабелеры используют не только для укладки грузов в хранилища, но и для перемещения грузов из складов в производственные помещения, если те и другие расположены близко один от другого и под одной крышей, а также для выполнения некоторых операций в основном технологическом процессе, например по обслуживанию сборочных конвейеров, травильных отделений и т. д. Мостовые краны-штабелеры — это универсальные погрузочно-разгрузочные машины, они могут обслуживать грузы самых различных видов. Поэтому наряду с вилочными захватами мостовые краны-штабелеры оборудуют специальными захватами, позволяющими переносить и переворачивать грузы, опорожнять тару и производить другие операции.
Рис. 1. Схемы кранов-штабелеров:
а — мостового; б — стеллажного
Большое распространение получили грузоподъемные машины, называемые стеллажными кранами-штабелерами. Стеллажный кран-штабелер представляет собой тележку, передвигающуюся по рельсовым путям в проходе между двумя рядами стеллажей и снабженную вертикальной колонной (рамой), оборудованной направляющими для подъемной платформы, на которой установлены грузовой захват и кабина оператора. Стрелками на рис. 1, б показаны движения стеллажного крана-штабелера.
Стеллажные краны-штабелеры, как правило, обслуживают два стеллажа, между которыми имеется проход для передвижения крана. Мостовые и стеллажные краны-штабелеры управляются крановщиком или дистанционно.
Схематическая классификация кранов-штабелеров показана на рис. 3. Быстрое развитие рассматриваемых кранов объясняется увеличивающейся потребностью в складском оборудовании, а также положительными качествами таких кранов. Краны-штабелеры позволяют улучшить использование складских помещений. Если для напольных погрузчиков и штабелеровтребуются проходы шириной 2,2—2,5 м, то для мостовых кранов-штабелеров проходы могут быть шириной 1,5 м для кранов, управляемых с пола, и 1,8—2,2 для кранов, управляемых из кабины, а для стеллажных кранов-штабелеров всего лишь 1,0—1,3 м.
Мостовые краны-штабелеры позволяют увеличить полезную высоту складов до Юм, стеллажные — до 30 м. Увеличение высоты складов является существенным резервом снижения капитальных затрат. При увеличении высоты уменьшается стоимость 1 м3 здания, а также протяженность транспортных линий и инженерных коммуникаций и количество необходимого оборудования.
Краны-штабелеры отличаются высокой производительностью. С их применением открываются широкие возможности для автоматизации процесса складирования и транспортирования грузов.
Рис. 2. Классификация кранов-штабелеров
Если принять, что при обслуживании напольными электро-штабелерами объем склада используется на 100%, то при стеллажном хранении грузов на складах, обслуживаемых мостовыми кранами-штабелерами, складское помещение используется на 165%, а при обслуживании стеллажными кранами-штабелерами — на 180—200%. С применением кранов-штабелеров уменьшаются расходы на обслуживание складов, а также количество обслуживающего персонала. При этом появляется возможность упорядочить хранение различных материалов, исключается ручной труд и обеспечивается большая безопасность обслуживания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы кранов-штабелеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы