Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей

Публикация:
   Транзисторные реле-регуляторы

Читать далее:




Транзисторные реле-регуляторы

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР362 (модернизированный). работает с генераторами типа Г250, Г266. и др. Реле-регулятор РР362 состоит из регулятора напряжения РН и реле защиты РЗ, смонтированных на панели из изоляционного материала. Панель крепится винтами к корпусу и сверху закрывается крышкой. Крышка имеет перегородку, которая разделяет внутреннюю полость реле-регулятора на два отсека. В одном отсеке расположены регулятор напряжения РН и реле защиты РЗ, а в другом — транзистор Т, закрепленный на теплоотводной пластине, и два диода — запирающий Д3 и гасящий Дг. Наличие перегородки и резинового уплотнителя под крышкой предотвращает попадание на контакты РН и РЗ воды, пыли и т. д.

К нижней части панели закреплены проволочные резисторы RTK, Ry и R6 на каркасах и резистор Rn. На корпусе имеются зажимы ВЗ, 111 и 13, которые предназначены для подсоединения реле-регулятора с выключателем зажигания, зажимом Ш и корпусом генератора.

Регулятор напряжения РН состоит из электромагнитного реле, транзистора Т, запирающего диода Д3 и резисторов Roc, RTK, Ra, Ry и R6. Электромагнитное реле состоит из сердечника, ярма, якорька, пружины подвески якорька, держателя неподвижных контактов, двух пар контактов, держателя верхнего неподвижного контакта и обмотки. Пружина нкорька удерживает нижнюю пару контактов К2 в разомкнутом, а верхнюю пару контактов Ki — в замкнутом состоянии.

Обмотка регулятора напряжения включена последовательно резистору температурной компенсации RTK и ускоряющему резистору Ry. Температурная компенсация регулятора напряжения осуществляется резистором RTK и подвеской якорька на термобиметаллической пластине (ТБП).

Рис. 1. Реле-регулятор РР362 (модернизированный): 1 — корпус; 2 — держатель неподвижных контактов; 3 — контакты; 4 — сердечник регулятора напряжения; 5 — резиновый уплотнитель; 6 — обмотка регулятора напряжения; 7— крышка; 8 — якорек; 9 — держатель верхнего коп-такта; 10 — ограничитель хода якорька; 11 — перегородка; 12 — теплоотводная пластина транзистора; 13 — зажим; 14 — панель; 15 — амортизатор; 16 — каркасы проволочных резисторов; РН — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты; Дг — диод гасящий; Т — транзистор; Да —диод запирающий; Rg — резистор дополнительный; Кб — резисторы базы

Реле защиты РЗ состоит из электромагнитного реле с одной парой контактов, которые пружиной удерживаются в разомкнутом состоянии. Обмотка реле защиты включена в цепь обмотки возбуждения генератора через верхнюю нормально замкнутую пару контактов регулятора на пряжения. Подвеска якорька не имеет термобиметаллической пластины.

При замкнутых контактах выключателя зажигания ВЗ реле-регулятор подключается к аккумуляторной батарее, при этом через переход эмиттер—база транзистора будет проходить ток управления.

Цепь тока управления транзистора: плюсовой вывод аккумуляторной батареи—амперметр—выключатель зажигания ВЗ—зажим ВЗ—запирающий диод Д, — эмиттер— база транзистора—резистор R0 базы транзистора—корпус-минусовой вывод батареи.

Вследствие прохождения тока управления через переход между эмиттером и базой транзистора происходит резкое снижение сопротивления переходов эмиттер—коллектор (Э—К) е нескольких сотен Ом до нескольких долей Ом и транзистор открывается, включая цепь тока возбуждения генератора.

Цепь тока возбуждения генератора при открытом тран-висторе: плюсовой вывод батареи—амперметр—выключатель зажигания ВЗ—зажим ВЗ—запирающий диод Д3 —эмиттер—коллектор транзистора—зажим Ш реле-регулятора— зажим Ш генератора—обмотка возбуждения ОВ генератора—корпус—минусовой вывод батареи.

От аккумуляторной батареи ток будет проходить также и по обмотке регулятора напряжения. Однако при этом не происходит размыкание контактов Сх вследствие малой силы притяжения якорька к сердечнику.

Цепь тока .обмотки регулятора напряжения: плюсовой вывод батареи—амперметр—выключатель зажигания ВЗ— зажим ВЗ—запирающий диод Д — резистор Ry—обмотка регулятора напряжения ОРН— резистор RTK—корпус-минусовой вывод батареи.

С увеличением напряжения генератора возрастает сила тока в обмотке регулятора напряжения, поэтому усиливается намагничивание сердечника, и когда напряжение генератора достигнет заданной величины, произойдет притяжение якорька к сердечнику, а следовательно, и замыкание контактов К2.

Через замкнутые контакты Кг регулятора напряжения РН, а затем по цепи через резистор базы R6 от выпрямителя потечет ток, при этом потенциал базы будет выше потенциала эмиттера транзистора на величину падения напряжения на зажимах запирающего диода Д3, обусловленного протеканием тока через этот диод. Поддействием разности потенциалов в течение тысячных долей секунды от базы к эмиттеру транзистора будет проходить обратный (запирающий) ток, обеспечивающий активное и полное запирание транзистора. В этот период времени в цепь обмотки возбуждения генератора включаются резисторы Ry и Rd, поэтому сила тока возбуждения уменьшится и напряжение генератора понизится.

Рис. 2. Схема контактно-транзисторного реле-регулятора РР362: а — полумонтажная; б — принципиальная РН — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты; Г — транзистор П217; Лг — диод гасящий КД202В; Да — диод запирающий Д242;

Цепь тока возбуждения генератора при закрытом транзисторе: плюсовой зажим выпрямителя—выключатель зажигания—зажим ВЗ— запирающий диод Да — резистор R — зажим Ш реле-регулятора—зажим Ш генератора— обмотка возбуждения ОВ генератора—корпус генератора— минусовой зажим выпрямителя.

При понижении напряжения генератора уменьшится сила тока в обмотке регулятора напряжения, намагничивание сердечника ослабнет и под действием пружины якорька произойдет размыкание контактов С2. В этот момент откроется транзистор, что вызовет увеличение силы тока в обмотке возбуждения, и напряжение генератора снова увеличится. Контакты регулятора напряжения снова замкнутся.

Таким образом, при работе регулятора напряжения контакты Кг замыкаются и размыкаются, а контакты Кх находятся в разомкнутом состоянии.

При возрастании частоты вращения ротора генератора после замыкания контактов Kz регулятора напряжения напряжение генератора спадает медленно, поэтому медленно уменьшается сила тока в обмотке регулятора напряжения, а следовательно, размагничивание его сердечника также замедляется.

В результате этого магнитный поток сердечника большее время удерживает якорек притянутым к сердечнику, а контакты К2 — в замкнутом состоянии.

Следовательно, уменьшается сила тока возбуждения, а вместе с ней и магнитный поток ротора, а поэтому напряжение генератора поддерживается в пределах регулируемой рабочей величины.

Резистор обратной связи RO0, включенный через контакты Кх параллельно диоду Д3, резистору Ry и обмотке регулятора напряжения ОРН, служит для обеспечения быстрого и четкого перехода якорька регулятора напряжения РН из состояния «притянут» в состояние «отпущен».

При прохождении тока через замкнутые контакты Кг и резистор обратной связи Roc сила тока в обмотке регулятора напряжения ОРН уменьшается, поэтому притяжение якорька к сердечнику происходит при повышенном напряжении генератора. В момент размыкания контактов Кл цепь через резистор обратной связи Roc прерывается, а сила тока в обмотке регулятора напряжения ОРН резко увеличивается, за счет чего происходит надежное притяжение якорька к сердечнику.

При уменьшении напряжения генератора в момент замыкания контактов Ki вновь происходит включение резистора Roc параллельно диоду Д3, резистору Ry и обмотке ОРН, что приводит к резкому снижению силы тока в обмотке ОРН, а следовательно, к быстрому отпусканию якорька от сердечника.

Таким образом, благодаря резистору Roc обеспечивается быстрый и четкий переход якорька из состояния «притянут» в состояние «отпущен» и наоборот, что исключает дребезжание контактов в переходном режиме работы регулятора напряжения.

Остальные элементы реле-регулятора РР362, не участвующие в изменении силы тока возбуждения (т. е. в работе РН), предназначены для обеспечения надежной работы транзистора — защиты его от превышения напряжения, силы тока и температуры.

Защита транзистора от перенапряжения, Опасное для транзистора перенапряжение (выше 60 В) возникает в результате индуктирования э. д. о.

самоиндукции в обмотке возбуждения генератора в момент закрытия транзистора. Направление э. д. е. самоиндукции совпадает с направлением тока в обмотке возбуждения.

Для предотвращения пробоя транзистора э. д. с. самоиндукции в цепь возбуждения генератора включен гасящий диод Д., который вместе с обмоткой возбуждения образует контур гашения э. д. с. самоиндукции.

Цепь тока самоиндукции: обмотка возбуждения генератора — корпус— диод Д — зажим Ш реле-регулятора — зажим Ш генератора — обмотка возбуждения.

Защита транзистора от превышения силы тока. Превышение тока коллектора возможно при случайном или преднамеренном замыкании зажимов Ш цепи обмотки возбуждения генератора на корпус.

Для защиты транзистора от большой силы тока реле-регулятор имеет реле защиты, которое работает следующим образом.

При отсутствии замыкания зажимов Ш на корпус и замкнутых контактах K1 регулятора напряжения, т. е. когда напряжение генератора ниже э. д. с. батареи, ток от аккумуляторной батареи поступает в обмотку возбуждения через открытый транзистор и параллельно транзистору через контакты Ki в обмотку реле защиты ОРЗ. Путь тока в цепи обмотки реле защиты при замкнутых контактах К1 регулятора напряжения: зажим ВЗ релерегулятора—ярмо РЗ— ярмо РН—якорек—контакты KL—обмотка РЗ—обмотка возбуждения генератора—минус схемы. При этом сила тока в обмотке реле защиты будет ограничиваться сопротивлением обмотки возбуждения генератора и контакты реле защиты находятся в разомкнутом состоянии.

В случае замыкания зажимов Ш на корпус в течение нескольких долей секунды ток от батареи проходит через транзистор, а также через ярмо реле защиты, перемычку, ярмо регулятора напряжения, якорек, замкнутые контакты Кл регулятора напряжения, в обмотку ОРЗ реле защиты, зажим Ш и на корпус.

Сила тока в обмотке реле защиты и магнитный поток сердечника резко возрастают, якорек притягивается и контакты реле защиты замкнутся. В этот момент база транзистора через замкнутые контакты реле, якорек, ярмо реле защиты и соединительные провода соединяется е плюсовым выводом аккумуляторной батареи и потенциал базы становится выше потенциала эмиттера. Сопротивление переходов эмиттер—коллектор резко возрастает, что вызывает быстрое запирание транзистора и, следовательно, прерывание тока короткого замыкания в цепи транзистора.

Транзистор будет заперт до тех пор, пока не будет устранено замыкание зажима Ш генератора или реле-регулятора на корпус. В дальнейшем регулятор напряжения может работать только после устранения короткого замыкания и последующего включения выключателя зажигания.

Если замыкание зажимов Щьна корпус произойдет при напряжении генератора около 14 В, т. е. при замкнутых контактах Кг регулятора напряжения, то напряжение генератора резко упадет, так как при этом оба конца обмотки возбуждения будут соединены с корпусом и тока в ней не будет. При этом магнитный поток сердечника регулятора напряжения резко уменьшается, контакты С2 регулятора напряжения размыкаются, а контакты Кл замыкаются, подключая обмотку реле защиты к аккумуляторной батарее. Сила тока в обмотке реле защиты и магнитный поток сердечника резко возрастают, якорек притягивается, контакты реле защиты замыкаются и транзистор закрывается.

Таким образом, при замыкании зажимов Ш на корпуо реле защиты обеспечивает быстрое закрытие транзистора, исключая тем самым похождение через него большой силы тока.

Охлаждение транзистора и диодов Де и Д3. Транзистор и диоды при работе реле-регулятора нагреваются проходящим через них током и теплом окружающей среды, а поэтому температура их может превысить величину максимально допустимого значения.

Для исключения перегрева транзистора он установлен на теплоотводной пластине и вместе о диодами Дг и Д3 обдувается потоком воздуха через щели в крышке реле-регулятора.

Бесконтактно-транзисторный регулятор напряжения РР350. Регулятор напряжения РР350 (рис. 3) имеет корпус, внутри которого размещены монтажная панель из фольгированного гетинакса и пластина из алюминиевого сплава (теплоотвол) для крепления транзисторов 77, Т2 и ТЗ.

Регулятор соединяется с генератором при помощи закрытого штепсельного разъема, исключающего возможность замыкания проводов на корпус. Штепсельный разъем имеет фиксирующее устройство, препятствующее самопроизвольному разъединению его во время эксплуатации.

Рис. 3. Общий вид и электрическая схема бесконтактно-транзисторного регулятора напряжения РР350:

Регулятор напряжения состоит из транзисторов 77, Т2 и ТЗ; стабилитрона Д1; запирающих диодов Д2 и ДЗ; гасящего диода Д4 делителя напряжения, состоящего из резисторов Rl, R2, R9, RW, Rll, Rt и активного сопротивления дросселя Др, резистора обратной связи R8 и резисторов R3, R4, R5, R6 и R7.

При включении системы зажигания выключатель зажигания ВЗ подключает электрические цепи регулятора напряжения и обмотку возбуждения генератора к аккумуляторной батарее, что необходимо для возбуждения генератора.

Во время работы двигателя с малой частотой вращения, когда напряжение генератора ниже заданной величины, стабилитрон Д1 не пропускает тока, а следовательно, транзистор Т1 будет закрыт, так как к базе через резистор R3 и эмиттеру транзистора приложен положительный потенциал источников тока. Благодаря этому база транзистора Т2 через резистор R7 находится под отрицательным потенциалом по отношению к эмиттеру, подключенному через Д2 и резистор R4 с плюсом источников тока. При этом транзистор Т2 открывается и под действием тока эмиттер—база и эмиттер—коллектор открытого транзистора Т2 создается падение напряжения на резисторе R4, за счет чего потенциал базы транзистора ТЗ становится значительно меньше потенциала его эмиттера. В цепи эмиттер— база транзистора ТЗ будет проходить ток и транзистор откроется. Цепь тока базы (тока управления) транзистора ТЗ: плюсовой вывод батареи—амперметр — выключатель ВЗ— диод ДЗ—переход эмиттер-база транзистора ТЗ—диод Д2—транзистор Т2—резисторы R6 и R7—минусовой вывод батареи.

При открытом транзисторе ТЗ через него в цепи возбуждения генератора будет проходить ток. Цепь тока возбуждения генератора: плюсовой вывод батареи—амперметр — выключатель зажигания — диод ДЗ — транзистор ТЗ—обмотка возбуждения генератора—корпус—минусовой вывод батареи.

Когда напряжение генератора будет выше э. д. е. батареи, обмотка возбуждения и цепь регулятора будут питаться от генератора. Как только напряжение генератора достигнет регулируемой величины, увеличится сила тока в цепи делителя напряжения и падение напряжения на зажимах резисторов R1 и R2 повысится до 7—8 В (напряжение стабилизации); стабилитрон Д1 «пробивается», сопротивление его резко уменьшается, что вызывает подключение базы транзистора Т1 к минусу генератора и транзистор открывается. Ток стабилизации стабилитрона будет током базы транзистора 77.

Цепь тока через стабилитрон: плюсовой зажим генератора—выключатель ВЗ, а затем по двум ветвям—резистор R3, а также через эмиттер—базу транзистора 77—на стабилитрон Д1—затем через две параллельные ветви R11 + + Rt и R9, R10 + Др на минусовой зажим генератора.

При прохождении тока стабилизации через стабилитрон не происходит его теплового разрушения, так как мощность, рассеиваемая в режиме «пробоя», незначительна.

Так как при открытом транзисторе 77 сопротивление его переходов будет очень мало, то через транзистор, а затем через резистор R7 будет проходить ток, и на базу транзистора Т2 будет подводиться положительный потенциал. Транзистор Т2 закроется.

Закрытие транзистора Т2 сопровождается резким увеличением сопротивления его переходов эмиттер—коллектор, что вызовет уменьшение отрицательного потенциала на базе транзистора ТЗ и он также быстро закроется.

Закрытие транзистора ТЗ сопровождается значительным увеличением сопротивления в цепи его переходов эмиттер—коллектор, включенных последовательно в цепь обмотки возбужения генератора, и тогда ток в обмотку возбуждения будет проходить через дополнительный резистор R5, что снизит силу тока возбуждения, а вместе с этим и уменьшится напряжение генератора.

При понижении напряжения генератора снижается сила тока в цепи делителя напряжения и в цепи стабилитрона Д1, а следовательно снижается и падение напряжения на его зажимах. Когда напряжение на стабилитроне станет меньше напряжения стабилизации, сопротивление стабилитрона резко возрастает, что восстанавливает запирающее действие его, и стабилитрон закрывается, прерывая ток базы транзистора 77.

После закрытия стабилитрона Д1 база транзистора 77 через резистор R3 будет соединена с плюсом генератора, поэтому потенциалы базы и эмиттера транзистора 77 будут почти одинаковыми и транзистор закроется.

После закрытия транзистора 77 открываются транзисторы Т2 и ТЗ, что вызовет увеличение тока возбуждения, и напряжение генератора снова возрастет.

Как только напряжение генератора повысится до регулируемой величины, опять произойдет «пробой» стабилитрона, а вслед за этим открытие транзистора 77 и последующее закрытие транзисторов Т2 и ТЗ. Этот процесс закрытия и открытия транзисторов периодически повторяется с частотой до 300 периодов в секунду, а поэтому перепад напряжения генератора не будет превышать 0,1—0,2 В.

С увеличением частоты вращения ротора генератора замедляется спад напряжения генератора, что вызывает увеличение времени открытого состояния транзистора 77 и закрытого состояния транзистора ТЗ, в результате чего в цепь обмотки возбуждения генератора на больший промежуток времени включается дополнительный резистор R5, снижающий силу тока возбуждения генератора. Вследствие этого уменьшается магнитный поток возбуждения и напряжение генератора поддерживается в пределах заданной величины.

Остальные элементы схемы регулятора напряжения выполняют различные функции.

Дроссель Др, включенный в нижнее (по рисунку) плечо делителя напряжения, служит для уменьшения влияния пульсаций выпрямленного напряжения, подающегося на стабилитрон, что предотвращает нарушение работы регулятора напряжения. Дроссель представляет собой обмотку из медного провода (диаметр 0,21 мм, 2500 витков, сопротивление 43 Ом), намотанную на стальной сердечник.

Пульсация напряжения генератора зависит от частоты вращения ротора. При наличии пульсации напряжения может возникнуть ненужное («ложное») срабатывание стабилитрона Д1 и последующее открытие транзистора Т1 и закрытие транзисторов Т2 и ТЗ, а поэтому снизится напряжение и мощность генератора.

Дроссель, обладая индуктивностью, сглаживает пульсацию напряжения на верхнем плече делителя в цепи резисторов (R1 и R2), т. е. на зажимах стабилитрона, что стабилизирует его работу, и поэтому напряжение генератора, подводимое к стабилитрону, не будет резко пульсировать. Следует помнить, что при резком увеличении напряжения генератора увеличивается сила тока в обмотке дросселя и в ней индуктируется э. д. с. самоиндукции, действующая навстречу э. д. g. генератора.

Терморезистор Rt, включенный параллельно дросселю, компенсирует изменение сопротивления нижнего плеча делителя напряжения при нагреве обмотки дросселя.

Повышение активного сопротивления обмотки дросселя Др при ее нагреве привело бы при отсутствии терморезистора к повышению общего сопротивления нижнего плеча делителя напряжения, а следовательно, к повышению уровня напряжения, при котором происходит «пробой» стабилитрона, и величины регулируемого напряжения. Кроме того, повышению уровня регулируемого напряжения способствует повышение напряжения стабилизации при нагреве корпуса стабилитрона.

Терморезистор Rt является полупроводником, выполненным из смеси окислов меди, марганца и других элементов, обладающим отрицательным температурным коэффициентом. С увеличением температуры терморезистора от О до 100° С его сопротивление уменьцлается в 30—70 раз.

Терморезистор Rt и резистор R11, включенные параллельно дросселю Др и резисторам R9, R10 нижнего плеча делителя напряжения, выбраны таким образом, что результирующее активное сопротивление этого плеча делителя при повышении температуры не только не повышается из-за увеличения активного сопротивления обмотки дросселя, но несколько снижается. Благодаря этому уровень регулируемого напряжения при повышенной температуре уменьшается (примерно на 0,2—0,4 В), что благоприятно влияет на режим заряда аккумуляторной батареи.

Резисторы R1 и R10 являются подстроечными и служат для подрегулировки напряжения, поддерживаемого на зажимах генератора. Для увеличения уровня регулируемого напряжения необходимо уменьшить сопротивление верхнего плеча делителя напряжения или увеличить сопротивление нижнего плеча, а для уменьшения регулируемого напряжения необходимо увеличить сопротивление верхнего плеча или уменьшить сопротивление нижнего плеча.

Резистор R3 обеспечивает понижение потенциала базы (по отношению к потенциалу эмиттера) транзистора 77 при пробое стабилитрона Д1.

Резистор R7 является коллекторной нагрузкой транзистора 77 и сопротивлением базы транзистора Т2, а резистор R6 — коллекторной нагрузкой транзистора Т2 и сопротивлением базы транзистора ТЗ.

Резистор обратной связи RS сокращает время пробоя, а следовательно, и время восстановления сопротивления стабилитрона, что ускоряет процесс перехода транзисторов регулятора напряжения из открытого состояния в закрытое и наоборот, что снижает мощность потерь в них и их нагрев.

При открытом состоянии транзисторов Т2 и ТЗ потенциал зажима «а» резистора R8 выше потенциала зажима «б» этого резистора и ток протекает через резистор R8 от зажима «а» к зажиму «б», а далее через дроссель на «минус» схемы.

В период пробоя стабилитрона Д1 транзисторы Т2 и ТЗ закрываются, при этом потенциал зажима «а» резистора R8 будет меньше потенциала зажима «б», и тогда ток от резистора R9 будет проходить не только в обмотку дросселя, но и через резистор R8, что снизит силу тока в обмотке дросселя. Вследствие этого снижается падение напряжения на дросселе, а значит, повышается падение напряжения на остальной части делителя, а также и на зажимах резисторов R1 и R2, включенных параллельно стабилитрону.

Следовательно, падение напряжения на стабилитроне возрастает, а вместе с этим ускоряется его «пробой» и последующее открытие транзистора. Вслед за этим ускоряется закрывание транзисторов Т2 и ТЗ.

При восстановлении сопротивления стабилитрона, что происходит в период его запирания, сопротивление цепи транзистора Т1 увеличивается, а сопротивление цепей транзисторов Т2 и ТЗ уменьшается, что приводит к повышению потенциала зажима «я», Поэтому дополнительное падение напряжения на резисторе R2 которое было при пробое стабилитрона за счет тока обратной связи сначала снизится, а затем вообще исчезнет. Ток обратной связи вновь будет протекать от зажима «а» к зажиму «б» через дроссель, что приводит к повышению падения напряжения на дросселе и снижению падения напряжения на резисторе R2, а значит и на стабилитроне Д1.

Запирающие диоды Д2 и ДЗ служат для надежного закрытия транзисторов Т2 и ТЗ. Причем сопротивление резистора R4 подобрано таким образом, что падение напряжения на нем больше, чем на открытом транзисторе 77, и меньше, чем падение напряжения на диоде ДЗ, что необходимо для повышения потенциалов баз транзисторов Т2 и ТЗ по отношению своих эмиттеров, так как в этом случае обеспечивается надежное их закрытие.

Гасящий диод Д4 служит для устранения перенапряжения на зажимах транзистора ТЗ под действием э. д. с. самоиндукции обмотки возбуждения генератора, которая наводится в ней при закрытии транзистора ТЗ. Э. д. с. самоиндукции создает ток самоиндукции, замыкающийся через гасящий диод Д4.

Бесконтактно-транзисторный регулятор напряжения РР356. Регулятор напряжения РР356 предназначен для работы с генератором Г272, номинальное напряжение которого 28 В.

Регулятор напряжения (рис. 4) состоит из транзисторов, стабилитронов; диодов; гасящего диода делителя напряжения, состоящего из резисторов R1, R6, R7 и активного сопротивления дросселя Др, резистора обратной связи R2 и резисторов R3, R4 и R5.

Корпус, монтажная панель и теплоотвод для крепления транзисторов устроены так же, как и в РР350.

Особенностью регулятора напряжения РР356 является то, что в нем применены кремниевые транзисторы, которые имеют более высокую стойкость к перегреву, и стабилитроны, имеющие отрицательный температурный коэффициент напряжения стабилизации. Генератор Г272 отличается от других тем, что оба конца обмотки возбуждения изолированы от корпуса. Один конец обмотки возбуждения соединяется с плюсом источников тока, а другой через транзистор регулятора и корпуc — минусом источников тока.

Регулятор напряжения РР356 работает следующим образом. Когда напряжение генератора ниже заданной величины, стабилитроны Д1 и Д2 не пропускают тока, так как напряжение на них меньше напряжения стабилизации. При этом транзистор 77 закрыт, так как потенциалы базы и эмиттера равны.

По цепи, которую составляют резистор R3, диоды ДЗ и Д4 и резистор R4, от источников тока идет ток; при этом база транзистора Т2 оказывается под положительным потенциалом, транзистор открывается, соединяя цепь обмотки возбуждения генератора с минусом источников тока.

Цепь тока обмотки возбуждения: плюс источников тока — выключатель ВК1 — зажим обмотки возбуждения генератора — обмотка возбуждения — переход коллектор — эмиттер транзистора Т2—минус источников тока.

Когда напряжение генератора достигает заданного значения, происходит «пробой» (резкое снижение сопротивления) стабилитронов Д1 и Д2, и через резистор R5 и переход база—эмиттер транзистора 77 начинает проходить ток; транзистор 77 открывается. Так как транзистор 77 включен параллельно цепочке, состоящей из двух диодов ДЗ и Д4 и резистора R4, то при очень малом сопротивлении перехода коллектор — эмиттер открытого транзистора 77 сила тока в цепи диодов ДЗ и Д4 и резистора R4 резко падает, а поэтому потенциалы базы и эмиттера транзистора Т2 оказываются равными, и транзистор Т2 закрывается. При закрытом транзисторе Т2 цепь обмотки возбуждения прерывается, что приводит к резкому уменьшению магнитного потока генератора, а следовательно, снижению напряжения генератора. Напряжение генератора будет уменьшаться до тех пор, пока напряжение на зажимах стабилитронов Д1 и Д2 будет ниже напряжения стабилизации. При этом сопротивление стабилитронов резко возрастает, транзистор закроется, а транзистор Т2 откроется, и далее описанные процессы будут периодически повторяться.

Рис. 5. Схема бесконтактно-транзисторного регулятора напряжения РР356:

Термокомпенсация регулятора напряжения РР356 осуществляется стабилитронами Д1 и Д2, обладающими отрицательным коэффициентом напряжения стабилизации; напряжение стабилизации этих стабилитронов при нагреве несколько снижается, при этом напряжение генератора не только не повышается при увеличении активного сопротивления дросселя Др, а даже несколько снижается, что достигается соответствующим выбором параметров дросселя и стабилитронов. Небольшое снижение напряжения генератора необходимо для предотвращения перезаряда аккумуляторной батареи при повышении температуры электролита.

Функции дросселя Др, включенного в верхнее плечо делителя напряжения, и резистора обратной связи R2 подробно изложены при рассмотрении регулятора напряжения РР350.

Диоды ДЗ и Д4 обеспечивают надежное закрытие транзистора Т2. Диод Д5, включенный параллельно обмотке возбуждения генератора, является гасящим, подобно аналогичным диодам в РР362 и РР350.

Резистор R3 является коллекторной нагрузкой для транзистора и сопротивлением базы транзистора Т2.

Резисторы R4 и R5, включенные параллельно переходам база—эмиттер транзисторов 77 и Т2, поддерживают базовую силу тока транзисторов такой величины, при которой обеспечивается их быстрое открытие и закрытие.

Резистор R7 является подстроечным и служит, для подрегулировки напряжения, поддерживаемого на зажимах генератора. Для уменьшения уровня регулируемого напряжения необходимо уменьшить сопротивление нижнего плеча (по рисунку)делителя,а для увеличения уровня регулируемого напряжения необходимо увеличить сопротивление нижнего плеча делителя напряжения.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Транзисторные реле-регуляторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства