Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Мелиоративные машины

Публикация:
   Цепные экскаваторы

Читать далее:




Цепные экскаваторы

Цепные экскаваторы изготовляют двух видов: с продольным копанием — траншейные, и с поперечным копанием — для работы в карьерах.

Траншейный экскаватор продольного копа ЭТЦ-252А обеспечивает рытье траншей глубиной 2,5…3,5 м.

Экскаватор состоит из базовой машины — трелевс ного трактора, рабочего цепного органа, поперечного конвейера и механизмов, обеспечивающих привод цеи рабочего органа (его подъем и опускание) и привод перечного конвейера.

Рис. 1. Цепной экскаватор ЭТЦ-25

Подъем рабочего органа в транспортное положение осуществляется перемещением (влево) штока гидроцилиндра. Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора ЭТЦ-252Л показаны на рис. 1.

Экскаватор имеет ходовую тележку, движущуюся при работе по рельсовому пути вдоль забоя. Ковшовая рама с ковшами, срезающими тонкую стружку грунта, может занимать как нижнее, так и верхнее положение. Поднимаемый ковшами грунт при опрокидывании ковшей вокруг приводных цепных колес выгружается в бункер. Из бункера грунт перегружается на ленточный отвальный конвейер или в транспортные средства. С помощью лебедок и канатов можно изменять положение ковшовой рамы. Устойчивость экскаватора обеспечивается противовесом.

Экскаваторы работают при непрерывном поступательном движении машины вдоль забоя. Одновременно ковши движутся в поперечном направлении, срезая грунт. При каждом изменении направления движения экскаватора ковшовая рама опускается и ковши заглубляются на такую величину, чтобы при движении по откосу происходило нормальное заполнение их.

Экскаваторы малой мощности выпускают с ковшами объемом 20, 30, 50 и 100 л глубиной копания до 7 м, вскрышные экскаваторы большой мощности могут иметь «овши объемом 650… 1500 л, глубина забоя, разрабаты-аемого такими экскаваторами, достигает 60 м. Производительность цепных экскаваторов поперечного копания составляет 30…2100м3/ч.

Цепной траншейный экскаватор представляет собой самоходную землеройную машину непрерывного действия на гусеничном или пневмоколесном ходу. Эти экскаваторы относятся к неповоротным машинам продольного копания. Как правило, при работе их передвижение осуществляется вдоль оси отрываемой выемки, при этом рабочее оборудование находится сзади кабины.

К достоинствам траншейных цепных экскаваторов относятся возможность отрытия траншей сравнительно большой (3 м и более) глубины; небольшие габаритные размеры и масса рабочего оборудования и машины в целом.

Их серьезным недостатком является низкий КПД цепного рабочего органа, не превышающий при работе в абразивной среде значения 0,6.

Основными частями траншейного цепного экскаватора являются бесконечная цепь с ковшами или скребками, огибающая ковшовую стрелу, на которой крепятся ведущая и натяжная звездочки и опорные ролики; опорная рама, на которой размещены двигатель, трансмиссия, кабина и система управления; ходовое оборудование; отвальное устройство — метатель, ленточный или скребковый конвейер.

В настоящее время промышленностью выпускаются экскаваторы ЭТЦ-161, ЭТЦ-165, ЭТЦ-252 и ЭТУ-354А.

Экскаватор ЭТЦ-161 на базе пневмоколесного трактора МТЗ-50 предназначен для отрытия в минеральных грунтах I и II категорий без каменистых включений траншеи прямоугольного профиля под электрические кабели и кабели связи, а также под трубопроводы “ небольшого диаметра.

Конструкцией экскаватора предусмотрена возможность установки оборудования для разработки мерзлых грунтов.

Экскаватор состоит из следующих основных частей: трактора, оборудованного бульдозерным отвалом, рабочего органа, трансмиссии, механизма подъема и опускания, зачистного башмака, гидросистемы и системы управления. Бульдозерный отвал предусмотрен для выполнения планировочных работ и засыпки траншей. Он прикреплен к переднему брусу и лонжеронам рамы трактора. В транспортном положении при переездах с объекта на объект отвал фиксируется специальной планкой.

Рабочий орган предназначен для разработки траншеи, выноса грунта на поверхность и смещения его в обе стороны от траншеи. Он состоит из рамы, рабочей цепи, шнекового конвейера, натяжного устройства и опорных роликов.

Рама является несущей металлоконструкцией для всех остальных частей рабочего органа и для зачистного башмака. Посредством рамы рабочий орган шарнирно крепится к корпусу редуктора привода.

Рис. 2. Экскаватор ЭТЦ-161: 1 — трактор; 2 — трансмиссия; 3 — бульдозерный отвал; 4 — гидросистема; 5 — система управления; 6 — механизм подъема и опускания; 7 — зачистной башмак; 8 — рабочий орган

Рабочая цепь предназначена для непрерывной передачи от приводной звездочки усилия копания, возникающего во время работы на зубьях и скребках, установленных на цепи. Кроме того, от рабочей цепи осуществляется привод шнекового конвейера.

Путем перестановки зубьев и скребков можно отрывать траншею шириной 200 или 400 мм.

Определенное натяжение цепи осуществляется натяжным устройством.

В трансмиссии предусмотрена возможность получения двух рабочих скоростей и реверса цепи.

Шнековый конвейер предназначен для смещения грунта, поднятого скребками на поверхность в обе стороны от траншеи, и формирования таким образом отвалов. Он устанавливается на раме в положение, соответствующее глубине копания, и состоит из двух секций, имеющих противоположно направленные витки.

Привод шнекового конвейера осуществляется от рабочей цепи через звездочку.

Натяжное устройство служит для создания определенного натяжения рабочей цепи и предохранения ее от перегрузок. Оно состоит из натяжной звездочки и пружинного или резинового амортизатора.

Трансмиссия экскаватора включает в себя трансмиссию базового трактора и дополнительную трансмиссию привода рабочего органа и привода рабочего хода экскаватора.

Дополнительную трансмиссию составляют редуктор привода рабочего органа и редуктор ходоуменьшителя.

Редуктор привода рабочего органа коническо-цилиндрический, трехступенчатый. Предназначен для изменения направления привода; передачи крутящего момента от вала отбора мощности валу привода рабочего органа; изменения скорости и направления движения рабочей цепи: предохранения элементов рабочего органа от поломок при встрече с непреодолимыми препятствиями.

В состав редуктора входят следующие основные части: корпус, вал отбора мощности, конические шестерни, вал, цилиндрические шестерни, ось, приводной вал рабочего органа, приводная звездочка и предохранительная муфта.

Рис.3. Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-161: 1 — рама; 2 — рабочая цепь; 3 — натяжное устройство; 4 — опорный ролик; 5 — шнековый конвейер

Рис. 4. Редуктор привода рабочего органа: 1 — корпус; 2 — предохранительная муфта; 3 — вал; 4 — приводной вал рабочего органа; 5 — приводная звездочка; 6, 7, 9, 10, 11 — цилиндрические шестерни; 8 — ось; 12, 15 — конические шестерни; 14 — вал отбора мощности

Корпус редуктора является одновременно опорой рабочего органа. Крепится он к привалочной плоскости заднего моста трактора.

Конической парой шестерен изменяется направление привода и увеличивается крутящий момент.

С помощью блока цилиндрических шестерен изменяются скорость и направление движения рабочей цепи.

Фрикционная дисковая предохранительная муфта предусмотрена для предохранения рабочего органа от поломок при встрече с непреодолимыми препятствиями. Она регулируется с помощью гайки, передающей усилие через пружину на фрикционные диски, и рассчитана на тяговое усилие в рабочей цепи 35—1,5 кН при первой и 19,5—1,0 кН при второй скорости.

Четырехступенчатый цилиндрический редуктор-ходоуменьшитель крепится своим корпусом к корпусу коробки перемены передач (КПП) трактора и через промежуточную шестерню передает вращение от гидромотора вторичному валу КПП.

Механизм подъема и опускания служит для подъема рабочего органа в транспортное и опускания в рабочее положение, а также для принудительного заглубления. В состав его входят рычаги и гидроцилиндр.

Зачистной башмак служит для зачистки просыпавшегося на дно траншеи грунта. Он консольно закреплен на раме рабочего органа. Ширина башмака соответствует ширине разрабатываемой траншеи.

Гидросистема экскаватора предназначена для обеспечения бесступенчатого регулирования скорости рабочего передвижения в пределах 10 — 400 м/ч; подъема и опускания рабочего органа; подъема и опускания бульдозерного отвала.

Гидросистема включает в себя гидросистему базового трактора и дополнительную гидросистему.

В состав гидросистемы трактора входят масляный бак, трехсекционный распределитель, шестеренные насосы.

В состав дополнительной гидросистемы входят дополнительный гидробак, гидро мотор, гидроцилиндр подъема и опускания рабочего органа, гидроцилиндр подъема и опускания бульдозерного отвала, дроссель.

Распределитель подключен таким образом, что одна секция управляет гидроуменьшителем; другая — гидроцилиндром рабочего органа; третья — гидроцилиндром бульдозерного отвала.

От шестеренных насосов питаются гидроцилиндры и гидромотор.

Гидромотор предназначен для привода рабочего хода экскаватора. Он установлен на редукторе ходоуменьшителя. Вал его соединен с входным валом редуктора.

Дроссель предназначен для бесступенчатого изменения скорости рабочего хода передвижения экскаватора.

Система управления экскаватора включает в себя систему управления базового трактора и дополнительно введенную.

В состав тракторной системы управления входят рычаги КПП для изменения скорости транспортного передвижения экскаватора.

В состав вновь введенной системы управления входят рычаги управления распределителем, ходоуменьшителем, редуктором привода рабочего органа и лимб управления дросселем.

Рычаг управления рабочим органом установлен на редукторе, вне кабины машиниста. Остальные элементы управления размещены в кабине.

Экскаватор ЭТЦ-165 на базе пневмоколес-ного трактора МТЗ-82 предназначен для отрытия в минеральных грунтах I —II категорий без каменистых включений траншей прямоугольного профиля под укладку электрических кабелей, кабелей связи и трубопроводов различного назначения. С помощью бульдозерного отвала выполняются мелкие планировочные работы и засыпка траншеи. Конструкцией экскаватора предусмотрена возможность установки специального оборудования для разработки мерзлого грунта.

Экскаватором ЭТЦ-165 может быть отрыта траншея глубиной до 1,6 м, шириной — 0,27 или 0,4 м. Конструкция ЭТЦ-165 в основном аналогична экскаватору ЭТЦ-161. Имеющиеся отличительные признаки связаны главным образом с особенностями нового трактора. За счет увеличения мощности двигателя трактора повисилась производительность экскаватора. Кабина машиниста имеет хороший обзор и оборудована вентиляционноотопительной установкой. Рабочий орган в транспортном положении фиксируется специальным пальцем. Бульдозерный отвал поворачивается в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Рис. 5. Гидравлическая схема экскаватора ЭТЦ-161: 1, 4 — масляный и дополнительный баки; 2 — гидроцилиндр рабочего органа; 3 — распределитель; 5 — дроссель; 6 — гидромотор; 7 — гидроцилиндр отвала; 8, 9 — насосы

Для восприятия нагрузок от бульдозера и их равномерного распределения на остов базового трактора к переднему брусу и лонжеронам прикреплено дышло, а к лонжеронам и корпусу сцепления прикреплена рама экскаватора. В транспортном положении отвал бульдозера фиксируется упором. Экскаватор имеет автоматический блокирующий дифференциал и ведущий передний мост, что создает ему достаточно высокую проходимость. Рабочая цепь имеет четыре рабочих скорости и реверс.

Рис. 6. Экскаватор ЭТЦ-165: 1 — дополнительная рама рабочего органа; 2 — рабочий орган; 3 — редуктор привода рабочего органа; 4 — приводной вал; 5 — гидромеханический ходоуменьшитель; 6 — трактор; 7 — гидросистема; 8 — бульдозерный отвал

Значительное отличие экскаватора ЭТЦ-165 от ЭТЦ-161 имеется в гидросистеме.

В гидросистему экскаватора входят насос, распределитель, гидроцилиндры перекоса и поворота отвала бульдозера, гидроцилиндр подъема отвала бульдозера, гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ), гидроаккумулятор, позиционный регулятор; масляный бак и масляный фильтр.

К агрегатам дополнительного гидрооборудования относятся распределитель, дроссельная установка, гидроцилиндр подъема рабочего органа, фильтр, гидромотор, насос, дополнительный гидробак, механизм переключения скоростей рабочей цепи.

Экскаватор ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4 предназначен для отрытая в грунтах до III категории с содержанием каменистых включений размером не более 200 мм траншей прямоугольного и трапецеидального профиля для укладки трубопроводов и коммуникаций различного назначения.

Рис. 7. Гидросистема экскаватора ЭТЦ-165: 1, 16 — насосы; 2, 12 — распределители; 3, 4 — гидроцилиндры перекоса и поворота отвала бульдозера; 5 — гидроцилиндр подъема отвала бульдозера; 6 — гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ); 7 — гидроаккумулятор; 8 — позиционный регулятор; 9 – масляный бак; 10 – масляный фильтр; 77 – гидроцилиндр подъема рабочего органа; 13 — гидромотор; 14 — дроссельная установка; 15 — фильтр; 17 — дополнительный гидробак; 18 – механизм переключения скоростей рабочей цепи

Экскаватор ЭТЦ-252 состоит из следующих основных частей: трактора, рабочего органа, трансмиссии, механизма подъема и опускания рабочего органа, конвейера, гидропривода, лотка и системы управления.

Рабочий орган предназначен для разработки грунта, транспортирования его на поверхность и придания траншее заданного профиля. Он состоит из рамы, рабочей цепи со скребками и зубьями, приводного вала, удлинителя, натяжного устройства, откосообразователей, ограничителей, поддерживающих роликов.

Рис. 8. Экскаватор ЭТЦ-252: 1 — трактор; 2 — система управления; 3 — механизм подъема и опускания рабочего органа; 4 — трансмиссия; 5 — гидропривод; 6 — конвейер; 7 — лоток; 8 — рабочий орган

Рис. 9. Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-252: 1 — рама; 2 — скребок; 3 — зуб; 4 — приводной вал; ватель; 8 — ограничитель; 9 — поддерживающий ролик

Рама является несущей металлоконструкцией, на которой крепятся все элементы рабочего органа.

Рабочая цепь предназначена для перемещения по забою зубьев и скребков и непрерывной передачи от приводной звездочки усилия, возникающего при копании на зубьях, скребках и откосообразователях. С помощью зубьев грунт разрыхляется, а скребками захватывается и транспортируется на поверхность.

Удлинитель предназначен для увеличения глубины отрываемой траншеи до 3,5 м. Он состоит из рамы-вставки, двух пар поддерживающих роликов и двух уширителей.

Натяжное устройство предназначено для натяжения с определенным усилием рабочей цепи и предохранения рабочего органа от поломок при кратковременных перегрузках. Оно состоит из натяжной звездочки, двух винтов с гайками и двух пружин сжатия. Звездочки служат для привода цепей откосообразователей.

Откосообразователи предназначены для срезания грунта с откосов под определенным углом и придания траншее трапециевидного профиля. Они состоят из цепей с закрепленными на них зубцами, интенсифицирующими процесс резания и связанными общим симметричным балансиром. Привод цепей осуществляется через кривошип от натяжной звездочки. Цепи при этом совершают возвратно-поступательное движение.

Ограничители предназначены для придания траншее в нижней части строго заданного профиля, стабилизирующего положение рабочего органа.

Поддерживающие ролики предназначены для уменьшения провисания холостой ветви рабочей цепи и направления цепи во время копания. Ролики с помощью шарикоподшипников установлены на осях в кронштейнах, которые крепятся к раме рабочего органа.

Трансмиссия экскаватора ЭТЦ-252 предназначена для передачи мощности от двигателя к приводам: рабочего и транспортного передвижения экскаватора; движения цепи рабочего органа, цепей откосообразователей, ленты конвейера. В состав трансмиссии входят распределительная коробка, карданный вал, коробка перемены передач, задний мост, бортовой редуктор, реверс-редуктор, угловой редуктор, карданный вал и верхний редуктор.

Рис. 10. Кинематическая схема экскаватора ЭТЦ-252: 1 — распределительная коробка; 2 — карданный вал; 3 — коробка перемены передач; 4 – задний мост; 5 — бортовой редуктор; 6 — реверс-редуктор; 7, 9 — угловой и верхний редукторы; 8 — карданный вал

Рис. 11. Механизм подъема и опускания рабочего органа: 1, 2 — передняя и задняя опоры; 3 — гидроцилиндр

Распределительная коробка предназначена для передачи привода на ходовую часть трактора, рабочий орган и насосы. Она установлена на раме трактора сзади кабины.

Конический реверс-редуктор предназначен для изменения направления привода, для передачи привода от распределительной коробки угловому редуктору и обеспечения обратного хода цепи рабочего органа в необходимых случаях. Кроме того, посредством этого редуктора увеличивается крутящий момент.

Основные части реверс-редуктора — корпус, ведущий вал-шестерня, две ведомые конические шестерни, шлицевый вал и муфта переключения направления вращения вала.

Конический одноступенчатый угловой редуктор предназначен для изменения направления привода и передачи привода реверс-редуктора верхнему редуктору.

Основные части углового редуктора — корпус, входной вал, две конические шестерни и выходной вал.

Коническо-цилиндрический, двухступенчатый верхний редуктор предназначен для изменения направления привода, передачи привода через карданный вал от углового редуктора приводному валу рабочего органа и увеличения крутящего момента.

Основные части верхнего редуктора — корпус, входной вал-шестерня, коническая шестерня, две цилиндрические шестерни, промежуточный вал и выходной вал.

Механизм подъема и опускания рабочего органа состоит из передней и задней опор и двух гидроцилиндров с диаметром поршня 180 мм.

Передняя опора представляет собой две жестко соединенные друг с другом стойки. Задняя опора состоит из двух штанг, которые шарнирно соединяются одним концом с рамой трактора, другим — с рабочим органом.

Гидроцилиндры шарнирно соединены одним концом с рамой трактора, другим — со стойками передних опор.

Конвейер предназначен для приема транспортируемого рабочим органом из траншеи грунта и выгрузки его в отвал или в транспортные средства.

Основные части конвейера: рама, два приводных барабана, лента, поддерживающие и опорные ролики, лебедка, очиститель ленты, очиститель барабана, ограждение, канат и кронштейн.

Рама состоит из трех секций, соединенных между собой шарнирно, чем обеспечивается возможность с помощью лебедки и системы блоков убирать конвейер в транспортное положение.

Приводной барабан приводится во вращение от гидромотора через встроенный в барабан планетарный редуктор. Приводные барабаны одновременно являются натяжными, так как путем их перемещения с помощью винтов натягивается лента конвейера.

Гидросистема экскаватора ЭТЦ-252 может быть разделена на три независимых друг от друга блока: блок привода и бесступенчатого регулирования скорости рабочего хода экскаватора; блок привода и бесступенчатого регулирования скорости конвейера; блок подъема и опускания рабочего органа.

Гидробак, калорифер, манометр, термометр и фильтр являются общими элементами для всех трех блоков.

Гидробак предназначен для содержания и охлаждения необходимого запаса масла. Он установлен на правом крыле сзади кабины. На гидробаке установлены фильтр, манометр и термометр.

Фильтр служит для очистки масла, манометром контролируется загрязненность фильтра, а термометром — температура масла.

В первый блок, кроме общих элементов, входят гидронасос, гидромотор, регулятор потока и предохранительный клапан. Насос питает гидромотор, регулятор потока бесступенчато изменяет скорость рабочего хода, а предохранительный клапан защищает рабочее оборудование от перегрузок.

Рис. 12. Конвейер: 1 — рама, 2 — барабан; 3 — канат; 4 — лента; 5, 7 — очистители барабана и ленты; 6 — лебедка; 8 — ограждение; 9 — кронштейн; 10, 11 — опорный и поддерживающий ролики

Рис. 13. Гидравлическая схема экскаватора ЭТЦ-252: 1 — гидробак; 2, 4, 13 — гидронасосы; 3 — предохранительный клапан; 5 — регулятор потока; 6 — распределители; 7, 8 — гидромоторы; 9 — гидроцилиндры; 10 — гидрозамок; 12 — калорифер; 14 — термометр; 15 — фильтр; 16 — манометр

Гидронасос и гидромотор установлены на распределительной коробке.

Во второй блок, кроме общих элементов, входят гидронасос, распределитель и два гидромотора. Гидронасос установлен на распределительной коробке. Он нагнетает масло в гидромотор конвейера. Распределитель установлен сзади кабины. С его помощью изменяется направление движения ленты конвейера. Золотник распределителя имеет три положения — два рабочих и нейтральное.

В третий блок, кроме общих элементов, входят шестеренный гидронасос, распределитель, два гидроцилиндра и гидрозамки.

Гидронасос установлен на двигателе трактора. Он питает гидро цилиндры. Распределитель трехпозиционный, не имеет нейтрального положения. Он установлен на задней стенке вне кабины машиниста, а управляется изнутри ее. Гидрозамок одностороннего действия предусмотрен для предотвращения самопроизвольного опускания рабочего органа под действием силы тяжести.

Рис. 14. Схема управления рычагами экскаватора

Лоток предназначен для направления грунта на конвейер.

Система управления включает рычаги и соединительные тяги. Управление экскаватором осуществляется из кабины машиниста.

Схема управления рычагами представлена на рис. 14.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Мелиоративные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Цепные экскаваторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства