При подготовке к бурению гидроударными машинами особое внимание следут уделить монтажу нагнетательной магистрали. Нагнетательная магистраль при гидроударном бурении должна выдерживать повышенное давление, а также иметь приспособление для гашения волны гидроудара. В качестве напорного шланга рекомендуется применять рукав высокого давления с внутренним диаметром 38 мм.
При бурении гидроударными машинами применяются сальники-вертлюги (БИ-159-80, ШВ-50, БУ-50Бр) с большими проходными отверстиями и надежным сальниковым уплотнением.
Смонтированную магистраль опрессовывают на полуторное давление; на насосе устанавливают предохранительный клапан, рассчитанный на рабочее давление плюс 10—15%. В процессе работы напорной магистрали необходимо периодически подтягивать все болтовые соединения.
Перед спуском бурового снаряда в скважину необходимо:
1) гидроударник отрегулировать по указаниям, приведенным в технической характеристике;
2) калибровочным кольцом тщательно проверить диаметр коронки, при бурении соблюдать строгую очередность в отработке коронок до полного износа, пуская в работу сначала коронки с большим диаметром. Диаметр вновь опускаемой коронки не должен превышать диаметра коронки, бывшей в работе, более чем на 0,2 мм в породах до VIII категории и 0,1 мм в породах IX категории по буримости. В породах более высоких категорий диаметр вновь опускаемой коронки должен быть равен диаметру поднятой из скважины коронки, в противном случае зауженный интервал скважины разбуривают (расширяют);
3) тщательно проверить кольцо кернорвателя, обращая внимание на износ и цельность кольца, его наружный и внутренний диаметр, заход в коронку, износ наплавленного металла.
Спускать колонковый набор необходимо осторожно, предупреждая удары твердого сплава об обсадные трубы и уступы в скважине.
До забоя следует доходить медленно с промывкой и вращением. При этом расход промывочной жидкости 120— 150 л/мин, осевая нагрузка на коронку 2000—3000 Н, частота вращения коронки 60—71 об/мин.
После постановки снаряда на забой на пониженном режиме бурят 10—15 см, а затем задают рациональный технологический режим в соответствии с физико-механическими свойствами пород.
Эффективность гидроударного бурения определяется следующими основными параметрами: частотой и энергией ударов гидроударной машины, частотой вращения коронки, нагрузкой на коронку.
При гидроударном бурении изменились функции промывочной жидкости; наряду с выносом шлама, охлаждением резцов, поддержанием устойчивости стенок скважины промывочная жидкость выполняет еще одну, очень важную роль, являясь приводом забойной ударной машины. С увеличением расхода промывочной жидкости резко возрастает энергия единичного удара, в результате чего обеспечивается более интенсивное разрушение породы.
Осевая нагрузка при гидроударном бурении пород относительно слабых и средней твердости выполняет практически те же функции, что и при вращательном способе бурения, обеспечивая наряду с ударными импульсами заглубление резцов в забое и поддерживая непрерывность процесса резания породы в периоды между ударами.
В более твердых и крепких породах, разрушение которых при гидроударном бурении осуществляется преимущественно ударным сколом, осевая нагрузка способствует сохранению в процессе бурения постоянного контакта резца с породой, благодаря чему улучшаются условия передачи ударных импульсов и обеспечивается стабильная работа гидроударной машины.
В относительно слабых и малоабразивных породах увеличение осевой нагрузки дает рост скорости углубки (однако все же меньший, чем при бурении вращательным способом); в твердых абразивных породах с увеличением осевой нагрузки интенсивно растет износ породоразрушающего инструмента и, следовательно, резко снижается углубка за рейс. Практически в твердых породах рекомендуется уменьшать осевую нагрузку до минимальной величины, зависящей от усилий подачи конкретной конструкции гидроударника.
Частота вращения снаряда при гидроударном бурении характеризует, с одной стороны, общий путь трения резцов и, следовательно, их износ, а с другой — путь пробега каждого резца между двумя последовательными ударами забойной машины. Последний фактор зависит от соотношения частоты вращения снаряда и частоты ударов гидроударника; при определении рациональных значений пути пробега резца между ударами важное значение имеет энергия единичного удара, так как с увеличением этого параметра возрастает зона поражаемой каждым резцом площади забоя и облегчаются условия перемещения лезвия после удара. В зависимости от диаметра коронки, энергии единичного удара, частоты ударов, физико-механических свойств пород и числа резцов в коронке рациональные величины пути пробега резца между ударами могут иметь значения от 5—7 мм (крепкие абразивные породы) до 25 мм и более (слабые неабразивные породы).
Рациональный режим гидроударного бурения шарошечно-твердосплавными долотами может быть следующим: частота вращения снаряда в малоабразивных и средней абразивности породах 150—237 об/мин; в породах высокой абразивности 67—150 об/мин; осевая нагрузка в малоабразивных и средней абразивности породах 18—25 кН; в породах высокой абразивности 12—15 кН; количество промывочной жидкости 200 л/мин.
Для перекрепления патронов буровой снаряд необходимо приподнять от забоя лебедкой станка до прекращения работы гидроударника, насос при этом продолжает работать. Величина подъема снаряда от забоя не более 30—40 мм, так как при большом подъеме возможен срыв керна коническим керно-рвателем.
При перекреплении патронов оставлять снаряд на забое нельзя, так как резцы невращающейся коронки под действием гидроударника углубятся на некоторую величину и при возобновлении вращения могут быть сломаны или произойдет обрыв снаряда.
Для срыва керна включают вращение снаряда и поднимают его на 0,5 м от забоя. Керн срывается специальными пружинами кернорвателя, монтируемыми в расточке нижнего конца колонковой трубы. Для проверки взятия керна, не включая насос, опускают снаряд, не доводя его до забоя на 10—20 см. Если снаряд спускается, не задерживаясь, то керн взят. Если обнаружится, что керн не взят, необходимо на пониженном режиме дойти по керну до забоя, углубиться на 10—20 см и повторить срыв керна.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Твердосплавное гидроударное бурение"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы