Уход за электрической частью крана заключается в систематическом наблюдении и обслуживании следующих узлов и деталей: плавких предохранителей, контактных частей контроллеров, контакторов, колец и щеток электродвигателей и токоприемников, сопротивлений, концевых выключателей, тормозного устройства и щита управления.
Плавкие предохранители. Замену расплавленных элементов предохранителей необходимо производить только калиброванными предохранителями, рассчитанными на силу тока, которая указана для данного предохранителя в инструкции по эксплуатации башенного крана. Установка вместо сгоревших вставок временных волосков или проволочек («жучков») категорически запрещается. Такая поставленная без расчета самодельная вставка в случае короткого замыкания или длительной перегрузки может не расплавиться, что приведет к сгоранию обмотки электродвигателя или подводящих проводов.
Контроллеры. Контроллеры следует осматривать ежедневно, при этом крановщик обязан очищать их от пыли и грязи й производить затяжку всех винтов, которыми привернуты сегменты, а также болтов, гаек, контргаек и проверять целость прижимных шайб. Очищать контроллер от грязи следует тряпкой, слегка смоченной в керосине, пыль — продувкой воздухом; изоляционные поверхности протирают только сухой тряпкой. После протирки все сегменты смазывают техническим вазелином или тавотом. Трущиеся части контроллера — подпятники, подшипники, крановый механизм — следует смазывать не реже одного-двух раз в месяц. При этом следует иметь в виду, что обильная смазка вредно действует на изоляцию и загрязняет контроллер.
Во время работы контроллера на сегментах барабана и сухариках пальцев появляется нагар, его удаляют шкуркой с бархатным напильником, а копоть — тряпкой, смоченной в бензине.
Токоведущие части контроллера следует смазывать вазелином или солидолом два раза в неделю. Смазку наносят тонким слоем, так как излишнее ее количество вызывает нагар на сегментах.
При осмотре контроллера необходимо тщательно проверять правильность движения и поворота вала с шайбами и роликов с контактами, силу сжатия кулачков на ролики, которая должна быть в пределах 2,8—3,2 кг, следить за чистотой поверхности контактов и не допускать работу кулачков с предельным износом (2—5 мм).
Необходимо также осматривать крепление вводных проводов и устранять имеющиеся ослабления.
Контакты контроллеров и их шарнирные соединения осматривают не реже одного раза в неделю. Если в процессе работы произошло прилипание контактов, машинист должен перевести контроллер на ноль, выключить аварийный рубильник и после разъединения контактора подпилить контакты бархатным напильником и подшлифовать. Прежде чем вновь начать работать на кране, следует вручную проверить работу контактов и эластичность пружин. Смазка контактных поверхностей не допускается.
Контакторы. На практике при частом срабатывании максимальных реле, возникающем в связи с падением напряжения в сети или возможными неисправностями электрооборудования, машинисты принудительно замыкают (заклинивают) контакты линейного контактора. Подобное мероприятие равносильно отключению или неисправности максимальных реле, так как ах электрические сигналы уже не воздействуют на постоянно включенный линейный контактор. В этом случае кран лишается максимальной защиты, вследствие чего могут возникнуть аварии с электрооборудованием крана и даже пожар.
Неисправности самого контактора определяют и устраняют путем его разборки. При этом следует проверять сохранность короткозамкнутого медного витка, уложенного в сердечник и точность центрирования сердечника относительно катушки.
Одновременно следует проверить, нет ли заедания в шарнире якоря и не соприкасается ли он при своих отклонениях со стенкой камеры. Наличие указанных неисправностей может привести к тому, что при выключении тока в цепи управления контакты могут не разомкнуться.
Электродвигатели. Перед началом работы следует проверить чистоту двигателей. При необходимости следует очистить их от грязи и протереть, в особенности следует следить за чистотой контактных колец, а также проверять положение щеток, достаточность их прилегания к поверхностям контактных колец.
Во время работы следует следить за отсутствием искрения на кольцах и щетках двигателей. По мере износа щетки следует заменять, для чего на кране должен быть комплект запасных щеток и щеткодержателей. Один-два раза в месяц надо проверять сопротивление изоляции обмоток двигателей. В случае пониженного против нормы сопротивления электродвигатель следует просушить.
Во время работы крана электродвигатель должен быть защищен от попадания в него воды, снега, масла и т. п. Для этого крышки смотровых люков и коробки выводов всегда должны быть тщательно закрыты.
Смену смазки (солидол) подшипников электродвигателей в зависимости от условий их эксплуатации следует производить через 6—12 месяцев, а пополнять ее примерно через каждые 3—6 месяцев. При смене смазки подшипники необходимо тщательно промывать бензином.
При осмотре двигателей следует проверять состояние износа щеток и степень их нажатия на кольца. Подшипники двигателя не должны иметь температуру выше 80° с учетом температуры окружающего воздуха.
Во время работы электродвигатель не должен издавать ненормального шума.
При транспортировании башенных кранов не следует допускать значительных резких ударов, вибраций, толчков и механических повреждений электродвигателей.
При перевозке электродвигателей отдельно от крана следует обертывать концы вала бумагой, покрывать антикоррозийной смазкой и для предохранения от механических повреждений — защищать деревянными рейками. Подъем и опускание двигателей надо производить канатом, закрепляемым за подъемное кольцо двигателя.
При установке на кран новых или отремонтированных электродвигателей следует проверять качество изоляции путем измерения ее сопротивления мегомметром. Если сопротивление окажется ниже 0,5, двигатель не допускается к работе и должен быть дополнительно просушен. Особенно тщательно следует следить за точностью совмещения осей валов двигателя и редуктора или механизма.
Токоведущие провода электродвигателя следует укладывать в металлические трубы или гибкие специальные защищенные шланги с металлической оплеткой.
Пуск двигателя разрешается только после тою, как будет установлена правильность соединения обмоток статора и ротора и соответствие схемы включения напряжению сети, легкость вращения вала ротора, надежность соединения щеток с кольцами и т. д.
Сопротивления. Сопротивления следует осматривать не реже одного раза в неделю. При работе следует регулярно с помощью меха очищать сопротивления от пыли, проверять состояние подведенных к сопротивлению проводов, плотность соединения между собой элементов, сохранность отдельных секций, чистоту и плотность контактов сопротивления, к которым присоединяются внешние провода.
Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы через кожух на сопротивления не попали металлические предметы, которые могут вызвать замыкание секций сопротивлений или соединение их с корпусом. Замыкание секций сопротивлений приводит к неправильному управлению двигателем, вызывает подгорание кок* тактов контроллеров, искрение колец ротора двигателя, увеличенный нагрев сопротивлений и контактов и т. д.
В процессе транспортирования, монтажа, демонтажа и экс плуатации ящики сопротивления не должны подвергаться ударам, так как это может привести к поломке чугунных элементов. Лопнувшие элементы необходимо сварить.
Концевые выключатели. Ежедневно перед началом работы крана следует проверять исправность концевых выключателей.
Чтобы предотвратить преждевременный износ концевых выключателей, следует ежедневно очищать их от пыли и грязи, проверять работоспособность пружин, возвращающих валик с контактами в нулевое положение. Все шарнирные соединения выключателей необходимо смазывать техническим вазелином или тавотом. Очищать контакты следует тряпкой, смоченной в бензине, или мелкой шкуркой.
Электропроводка. Электропроводку следует ежедневно очищать от пыли и грязи. В местах подсоединения ее к аппарат там надо проверять плотность присоединения, отсутствие искрения и нагрева контактов. Следует также следить за сохранностью бирок на концах проводов.
При обнаружении крановщиком дефектов в электроаппаратуре следует немедленно об этом сообщить ремонтной бригаде. Дли нормальной эксплуатации электрооборудования кранов необходимо знать основные его неисправности, способы их определения и устранения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за электрооборудованием и электроаппаратурой"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы