Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Гусеничные тракторы

Публикация:
   Управление гусеничными тракторами

Читать далее:




Управление гусеничными тракторами

В начале смены перед пуском трактора в работу необходимо выполнить все операции очередного технического обслуживания и устранить все неисправности, замеченные при этом. Рассмотрим подготовку тракторов к работе и управление ими на примере распространенных моделей тракторов.

Пуск дизеля (при температуре 5 °С и выше). Перед пуском нужно убедиться, что открыт кран топливного бака, рачаги переключения передач, включения ВОМ 9 и управления гидроцилиндрами установлены в нейтральное положение. Проверить заполнение топливной системы топливом. Для этого отвернуть вентиль на корпусе фильтра тонкой очистки и прокачать ручной помпой топливо. Топливо должно течь из сливной трубки без пузырьков воздуха. Установить рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче. При необходимости закрыть шторку. Включить включатель «массы» трактора. Подав рычаг назад, включить шестерню механизма выключения, рычагом открыть краник и прикрыть воздушную заслонку. Включить и затем быстро выключить стартер (его можно держать включенным 10—15 с).

При неисправной аккумуляторной батарее или стартере двигатель ПД-10 У можно пустить вручную (с помощью шнура).

Если двигатель на удалось запустить стартером или вручную с первой попытки, эту операцию повторяют (при пуске стартером через 15—20 с). Если после двух-трех попыток двигатель не начнет работать, необходимо найти неисправность и устранить ее.

После пуска двигателя ПД-10У рычагом открывают воздушную заслонку карбюратора и увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя. В течение 1—2 мин обороты доводят до номинальных, ограничиваемых регулятором. Затем плавно включают муфту сцепления пускового двигателя, поворачивая рычаг 12 вперед. Если при этом обороты двигателя начнут падать, муфту сцепления следует выключить и через небольшой промежуток времени при номинальных оборотах двигателя вновь включить.

Если двигатель ПД-10У, не уменьшая оборотов, прокручивает дизель, который, однако, не заводится, нужно найти неисправность и устранить ее.

На полной мощности пусковой двигатель должен работать не более 15 мин, иначе он перегреется.

Рис. 1. Органы управления трактором Т-70С:
1 — рычажок аварийной остановки; 2 — рычаг управления коробкой передач; 3 — педаль муфты сцепления; 4 — рычаг управления левой муфтой поворота; 5 — рычаг управления правой муфтой поворота; 6 — левая педаль тормоза; 7 — правая педаль тормоза; 8 — защелка; 9 — рычаг включения ВОМ; 10 — рукоятка фиксации подлокотника; 11 — рычаг управления краником бачка и воздушной заслонкой пускового двигателя; 12— рычаг управления муфтой сцепления и шестерней механизма выключения пускового двигателя; 13 — рукоятка управления шторкой радиатора; 14, 15 и 16 — рычаги управления гидроцилиндрами; 17 — рукоятка регулировки сиденья по высоте; 18 — включатель «массы».

Рис. 2. Расположение контрольных приборов и включателей системы электрооборудования на щитке у трактора

Как только дизель начнет работать, нужно выключить муфту сцепления, остановить пусковой двигатель и рычаг вернуть в первоначальное положение. Затем, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала дизеля, прогреть дизель на средних и максимальных оборотах холостого хода в течение 2—3 мин. При этом следить за показаниями измерительных приборов.

В теплое время года дизель можно запускать без длительного прокручивания пусковым двигателем.

При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С для облегчения пуска дизеля следует применить подогреватель и прогреть дизель. Для этого нужно налить бензин в бачок подогревателя и открыть его топливный краник, залить воду в котел через подводящую трубу и закрыть ее пробкой, открыть на одну треть заслонку вентилятора, включить «массу» трактора. Затем включить на 5—10 с вентилятор, выдвинув кнопку переключателя на щитке приборов в среднее положение. Включить свечу накаливания. Нагрев свечи определить по цвету накала контрольного элемента (спирали). Он должен быть светло-красным. Свеча накаливания должна быть включенной не более 30— 45 с. Включить электромагнитный клапан, полностью выдвинув кнопку переключателя. Когда сгорание бензина станет устойчивым, что определяют по ровному характерному шуму горения, выключить свечу накаливания и полностью открыть заслонку вентилятора. После 5—7 мин работы подогревателя систему охлаждения дизеля заполнить водой через горловину радиатора. В зависимости от окружающей температуры прогреть дизель в течение 15—20 мин. При этом необходимо следить, чтобы пламя и черный дым не выходили из выпускного патрубка котла.

Подготовив все к пуску дизеля, выключить подогреватель, прекратив подачу бензина переводом кнопки переключателя в среднее положение. Закрыть топливный краник и через 2—3 мин выключить вентилятор и закрыть его заслонку.

Работа на тракторе. Перед началом движения тракторист должен дать звуковой сигнал, затем перевести дизель на малую частоту вращения каленчатого вала, выключить муфту сцепления, нажав до упора на ее педаль, и через несколько секунд включить рычагом нужную передачу. Для этого рычаг из нейтрального положения, обозначенного буквой «Я», переводят в положение «I» или «II»— включают первую или вторую ступень редуктора. Затем возвращают его в нейтральное положение и переводят в позицию, соответствующую необходимой передаче. Рычаг должен перемещаться легко и без рывков. Если зубья шестерен не входят в зацепление, рычаг следует возвратить в нейтральное положение, слегка отпустить педаль муфты сцепления и, вновь нажав на нее до упора, включить нужную передачу. Затем, увеличивая подачу топлива, включают муфту сцепления, плавно отпуская педаль.

Рис. 3. Схема положения рычага переключения передач трактора Т-70С.

Чтобы плавно повернуть трактор по дуге большого радиуса, нужно рычаг управления муфтой поворота той стороны, в которую поворачивают трактор, оттянуть на себя. Когда поворот закончится, этот рычаг быстро, но плавно возвратить в первоначальное положение.

Для крутого поворота (по дуге малого радиуса) тракторист должен полностью оттянуть на себя рычаг управления муфтой поворота и нажать до отказа на педаль тормоза той стороны, в которую осуществляет поворот. После окончания поворота опустить педаль тормоза, а затем возвратить рычаг управления муфтой поворота в первоначальное положение.

Крутые повороты следует проводить при малой скорости движения без нагрузки.

При повороте трактора на спуске с горы тракторист должен быстро оттянуть от себя рычаг управления муфтой поворота и нажать на педаль тормоза, чтобы полностью включить (затормозить) гусеницу с той стороны, в которую поворачивает трактор. Плавное выключение муфты поворота без торможения отстающей гусеницы может привести к повороту трактора в сторону, противоположную желаемой, из-за наката выключенной гусеницы.

Для выравнивания движения трактора следует оттягивать на себя рычаг управления муфтой поворота противоположной стороны без включения тормоза. Тормозят трактор при выключенной муфте сцепления, нажав на педаль тормоза без выключения муфт поворота.

Во время работы машинно-тракторного агрегата тракторист-машинист обязан внимательно следить за:
1) показаниями контрольных приборов. Они при номинальном числе оборотов коленчатого вала Дизеля должны быть следующие: по указателю температура воды —80—95 °С, по указателю давление в системе смазки — 2,0—3,0 кгс/см2, по амперметру 3 «зарядку» или «нуль»;
2) цветом отработавших газов;
3) звуками, исходящими от дизеля и других механизмов трактора. При появлении ненормального шума или стука трактор и дизель немедленно останавливают. Пока не ликвидированы причины, вызвавшие шум, работать на тракторе нельзя;
4) состоянием и работой машин и прицепных тележек.

При загорании контрольной лампы, сигнализирующей о перегреве масла в системе смазки дизеля, нужно остановить дизель, выявить причину перегрева масла и устранить ее.

Если частота вращения коленчатого вала дизеля чрезмерно увеличится (дизель идет вразнос), нужно немедленно перекрыть подачу топлива. Для аварийной остановки дизеля используют рычаг. При перегрузке дизеля, когда частота вращения его коленчатого вала значительно уменьшится, следует перейти на низшую передачу или уменьшить нагрузку.

Переключение передач производить только при полностью выключенной муфте сцепления.

Остановка трактора и дизеля. Для остановки трактора выключить муфту сцепления, нажав на педаль, и, установив рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить муфту. Затем снизить частоту вращения коленчатого вала дизеля, уменьшив подачу топлива.

Для остановки дизеля дать ему проработать без нагрузки несколько минут, постепенно снижая частоту вращения коленчатого ва^а дизеля. Затем выключить подачу топлива, а включателем 18— «массу» трактора.

Для срочной остановки трактора выключить муфту сцепления и нажать до отказа на одну из педалей тормоза.

При стоянке трактора на уклоне нажать на педаль правого тормоза и зафиксировать ее защелкой.

Трактор Т-54В. У него пуск дизеля осуществляется непосредственно стартером. Вначале ключом на щитке приборов включить свечи накаливания. Когда спираль контрольного элемента накалится до ярко-красного цвета (через 20—30 с), включить ключом стартер.

Если через 10—15 с дизель не заведется, стартер выключить.

При необходимости делают три последовательных включения стартера с перерывами в 30—40 с. Если после двух-трех попыток дизель не заведется, нужно найти неисправность и ликвидировать ее. Если в отдельных цилиндрах дизеля появляются вспышки, свечи накаливания следует держать включенными до тех пор, пока не начнут работать все цилиндры, но не более 30 с.

После кратковременной остановки дизель можно пускать стартером в работу, не включая свечи накаливания; как только дизель начнет работать, выключить стартер.

Рис. 4. Органы управления и контрольные приборы трактора ДТ-75, расположенные в кабине.

Трактор ДТ-75. Расположение органов управления и контрольных приборов трактора показано на рисунке 4.

1— рычаг муфты сцепления УКМ. Для включения УКМ (муфта выключается) рычаг перемещают назад до отказа, а для выключения УКМ (муфта включается) — вперед.
2 и 3— рычаги левого и правого тормозов планетарного механизма. При перемещении рычагов на себя происходит оттормаживание.
4— кнопка включения звукового сигнала.
5 — рычаг главной муфты сцепления. Для выключения муфты сцепления рычаг перемещают вперед; для включения — назад.
6 — педаль для фиксации рычага муфты сцепления УКМ в выключенном положении.
7— рычажок для фиксации педали правого остановочного тормоза.
8— рычаг управления валом отбора мощности. Для включения в работу ВОМ рычаг нужно переместить вниз, для выключения — вверх. Включать и выключать ВОМ можно только при выключенной главной муфте сцепления.
9 и 10— педали правого и левого остановочных тормозов. При нажиме на них осуществляется торможение.
11— рычаг переключения передач. Может быть установлен в положения, показанные на рисунке 7.
12 — щиток контрольных приборов.
13 — шаровая головка цепи управления шторкой радиатора. Для закрытия шторки цепь вынимают из паза и, потянув на себя за шаровую головку, вновь вводят цепь в паз.
14 — барашек диска для регулирования подачи нагретого воздуха в кабину.
15, 16 и 17— рычаги распределителя раздельно-агрегатной гидросистемы.
18 — рычаг управления подачей топлива. Крайнее ниж-е положение рычага соответствует наибольшей подаче топлива.

Рис. 5. Схема положения рычага переключения передач трактора ДТ-75.

Рис. 6. Схема переключения рычагов распределения раздельно-агрегатной гидравлической системы тракторов ДТ-75, ДТ-75М, Т-74, Т-4А.

Рис. 7. Расположение контрольных приборов и включателей системы электрооборудования на щитке у трактора ДТ-75:
1 — указатель температуры воды; 2 — лампа освещения щитка приборов; 3 — указатель давления масла в системе смазки дизеля; 4 — указатель давления топлива; 5 — указатель давления масла в системе смазки УКМ; 6 — амперметр; 7 — включатель освещения щитка приборов; 8 — включатель передних фар; 9 — сигнализатор перегрева масла в системе смазки дизеля (контрольная лампа).

Расположение контрольных приборов и включателей системы электрооборудования показано на рисунке 7.

Кроме показанных на рисунке 6, в кабине трактора ДТ-75 имеются следующие органы управления.

1. Включатель «массы» трактора.

2. Блок выключателей, закрепленный в верхнем правом углу задней стенки кабины. Крайний к двери кабины (первый) рычажок включения плафона и вентилятора кабины. При перемещении его из среднего (нейтрального) положения вверх включается вентилятор, а вниз включается плафон; средним (вторым) рычажком включают правую заднюю фару; третьим рычажком — левую заднюю фару. Когда второй и третий рычажки находятся в верхнем положении—фары включены, a. когда в нижнем — выключены.

Рис. 8. Органы управления трактора ДТ-75, расположенные вне кабины:

У трактора ДТ-75 органы управления, расположенные вне кабины, показаны на рисунке.

Пуск дизеля (при температуре 5 °С и выше). Подготовка дизеля к пуску, и пуск пускового двигателя у трактора ДТ-75 выполняются так же, как и у дизеля трактора Т-54С. Разница лишь в том, что выключают подачу топлива в цилиндры дизеля рычагом и шестерню механизма выключения пускового двигателя вводят в зацепление с венцом маховика поворотом рычага влево с последующем возвращением в первоначальное положение.

После запуска двигателя ПД-10У включают рукояткой, перемещая ее вверх, механизм декомпрессии, а затем плавно муфту сцепления, поворачивая рычаг на себя, и прогревают дизель до появления давления в его системе смазки. Прогрев дизеля должен длиться не более двух минут.

Затем, перемещая рукоятку вниз, выключают механизм декомпрессии и включают подачу топлива в цилиндры дизеля, переводя рычаг вниз.

Рис. 9. Органы управления трактора ДТ-75М, расположенные вне кабины:
1 — насос ручной подкачки топлива; 2 — кнопка обогатителя топливного насоса; 3 — вентиль фильтра тонкой очистки топлива; 4 — рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя; 5 — кнопка выключения зажигания; 6 — рукоятка механизма декомпрессии; 7 — рычаг механизма выключения пускового двигателя; 8 — рычаг включения стартера.

Если двигатель ПД-10У, не уменьшая оборотов, прокручивает ди-который не заводится, значит, имеется неисправность. Ее необходимо найти и устранить.

Как только дизель начнет работать, выключают муфту сцепления, вернув рычаг от себя. Останавливают пусковой двига-хечь прогревают и проверяют работу дизеля так же, как и трактора Т70С.

При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С для облегчения пуска применяют электрофакельный предпусковой подогреватель. Включают механизм декомпрессии, нажимают кнопку с и подают топливо на спираль накаливания; прокручивают дизель пусковым двигателем и нажимают на кнопку включения подогревателя в электрическую цепь дотех пор, пока спираль контрольного элемента не накалится до ярко-красного цвета. Затем выключают механизм декомпрессии и включают подачу топлива. Когда дизель начнет работать, выключают подогреватель и муфту сцепления и останавливают пусковой двигатель.

Если применение предпускового подогревателя не дало должного эффекта, дополнительно увеличивают подачу топлива, оттянув на себя кнопку обогатителя. После пуска дизеля следует обязательно проверить, выключился ли обогатитель топливного насоса.

Работа на тракторе. Перед началом движения трактора установить на место боковины капота, перевести дизель на средние обороты коленчатого вала и дать звуковой сигнал. При температуре воды в системе охлаждения 75 °С открыть шторку радиатора. Чтобы трактор начал движение, нужно: выключить главную муфту сцепления, переведя ее рычаг вперед; в этом положении рычаг выдержать несколько секунд; когда давление масла по указателю в УКМ станет равным нулю, рачагом включить требуемую передачу. Рычаг должен перемещаться легко и без рывков. Если зубья шестерен не входят в зацепление, рычаг возвращают в нейтральное положение, включают главную муфту сцепления и, выждав 2—3 с, вновь выключают ее. Затем устанавливают рычаг в нужное положение и, увеличивая подачу топлива, плавно включают главную муфту сцепления, передвигая рычаг назад до отказа.

Если на выбранной передаче трактор не преодолевает сопротивление при трогании с места или при выполнении какой-либо работы сопротивление возрастает, тракторист должен включить увеличитель крутящего момента, а после преодоления повышенных сопротивлении выключить.

Если перегрузка длительная, следует перейти на низшую передачу.

Седьмую передачу используют главным образом для транспортных работ и холостых переездов трактора.

Для крутого поворота нажимают на педаль остановочного тормоза той стороны, в которую поворачивают трактор. После окончания поворота сначала отпустить педаль остановочного тормоза, а затем воз-; вратить рычаг тормоза планетарной передачи в первоначальное положение.

Крутые повороты следует производить при невысокой скорости движения. Если при этом забегающая гусеница начинает буксовать, тракторист должен отпустить педаль остановочного тормоза и рычаг управления тормозом планетарного механизма, дать трактору продвинуться немного вперед и только после этого продолжать поворот.

Перед крутым поворотом трактора с навесными или прицепными машинами их нужно перевести в нерабочее положение.

Машины к прицепной серьге присоединяют так, чтобы трактор во время работы не уводило в сторону, а при пахоте расстояние от торца звеньев гусеницы до края борозды было не менее 150 мм.

При повороте трактора на спуске тракторист должен, оттягивая на себя рычаг управления тормозом планетарного механизма, нажать на педаль остановочного тормоза, чтобы полностью выключить (затормозить) гусеницу с той стороны, в которую нужно повернуть трактор. (Если быстро не затормозить отстающую гусеницу, то из-за ее наката трактор может повернуться в противоположную сторону.) При накате выключенной гусеницы выровнять движение трактора можно, если выключить тормоз планетарного механизма с противоположной стороны, не включая остановочный тормоз.

При спуске с горы и крутых склонов трактор следует вести на первой передаче при выключенном УКМ.

При остановке на уклоне нужно затормозить трактор и застопорить педаль правого остановочного тормоза рычажком.

Во время работы трактора при номинальных оборотах коленчатого вала дизеля показания контрольных приборов должны быть: по указателю — температура воды 80—95 °С; по указателю — давление масла в системе смазки дизеля 2,5—4,5 кгс/см2; по указателю — давление топлива в топливной системе —0,4—1,2 кгс/см2; по указателю 5—давление масла в системе смазки УКМ 0,4—1,1 кгс/см2; по амперметру — «зарядку» или «нуль».

Трактор ДТ-75М. Операции, связанные с пуском дизеля, работой на тракторе и остановкой дизеля и трактора, такие же, как и у трактора ДТ-75, но изменены расположение некоторых органов управления, находящихся вне кабины, и направление движения при их включении и выключении. Ниже приводятся указания, как пользоваться этими органами управления.

Когда рычаг находится в вертикальном положении, муфта сцепления пускового двигателя выключена, при его крайнем переднем положении (к радиатору) — включена.

Если рукоятка находится в верхнем положении, механизм деком-оессии выключен. Для его включения рукоятку переместить вниз по отказа.

Чтобы ввести шестерню механизма выключения в зацепление с венцом маховика дизеля, нужно рычаг повернуть направо и затем еонуть его в первоначальное положение.

Показатели контрольных приборов трактора ДТ-75М при номинальных оборотах коленчатого вала дизеля такие же, как и у трактора ДТ-75, за исключением давления масла в системе смазки дизеля, которое должно быть 3~5—5 кгс/см2.

Рис. 10. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150:

Трактор Т-150. Расположение органов управления и контрольных приборов трактора показано на рисунке 10.

Пуск дизеля (при температуре плюс 5 °С и выше). Подготовка к пуску выполняется так же, как у дизеля трактора ДТ-75. Дополнительно устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения рядов. Включают шестерню механизма выключения. Затем запускают пусковой двигатель электростартером или с помощью ручного дублирующего пуска. После прогрева пускового двигателя при работе его на холостых оборотах проверяют давление масла в системе, создаваемое насосом предпусковой прокачки. Если оно не ниже 1 кгс/см2, плавно включают муфту сцепления редуктора пускового двигателя. Прокручивают дизель до стабилизации давления масла в системе смазки не ниже 1 кгс/см2 и рычагом включают подачу топлива. Затем выключают муфту сцепления пускового двигателя и останавливают его. После пуска дизель нужно прогреть на холостом ходу на минимальных оборотах с постепенным увеличением их до максимальных. Работа на дизеле разрешается при давлении масла не менее 2 кгс/см2 и температуре жидкости в системе охлаждения не ниже 50 °С.

Для быстрого пуска дизеля в холодное время года его нужно предварительно прогреть предпусковым подогревателем.

Работа на тракторе. Выключают главную муфту сцепления, нажав до отказа ее педаль, и включают требуемый ряд рычагом и первую передачу на колонке. Подают звуковой сигнал. Плавно и быстро отпускают педаль муфты сцепления, одновременно нажимая на педаль 18 управления подачей топлива. Увеличивают обороты коленчатого вала дизеля до нормальных эксплуатационных. Переключают передачи в коробке передач, не выключая главную муфту сцепления. При перемещении рычагов 14 вперед скорость возрастает, а при перемещении назад — уменьшается.

Трактор движется прямолинейно, когда на обоих вторичных валах включены одноименные фрикционные муфты, а следовательно, и шестерни одноименных передач, т. е. когда обе гусеницы имеют одинаковую скорость движения.

Различают два способа поворота.

Первый способ — фиксированными радиусами поворота, когда включают различные передачи на вторичных валах, т.е. разноименные фрикционные муфты. Например, I—II; I—III; I—IV и т. д. Поворот выполняют двумя рычагами, установленными на рулевой колонке, которыми переключают передачи в пределах ряда передач.

Рис. 11. Схема положения рычага механизма выключения и муфты сцепления редуктора пускового двигателя (I — включен механизм выключения, II — включена муфта сцепления, Н — выключена муфта сцепления).

Рис. 12. Органы управления трактора Т-4А:
2 — рычаги левого и правого тормозов планетарного механизма; 3 — щиток контрольных приборов; 4 — рычаги распределителя раздельно-агрегатной гидросистемы; 5 — рычаг управления подачей топлива; 6 — рукоятка троса управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя; 7 — рукоятка троса краника топливного бачка пускового двигателя; 8 — рукоятка механизма декомпрессии; 9 — рукоятка механизма выключения пускового двигателя; 10 — рычаг включения муфт сцепления редуктора-пускового двигателя; 11 — педаль главной муфты сцепления; 12 — рукоятка троса управления шторкой радиатора; 13 и 15 — педали правого и левого остановочных тормозов; 14 — рукоятка для регулирования подачи теплого воздуха нз отопительного устройства в кабину и на обдув переднего стекла; 16 — включатель «массы» трактора; 17 — рычаг переключения рядов (реверс-редуктора); 18 — рычаг переключения передач; 19 — Рычаг включения ВОМ.

Второй способ — свободными радиусами поворота — осуществляют путем частичного или полного выключения фрикционной муфты на вторичном валу, передающем движение гусенице, в сторону которой производится поворот. Одновременно при необходимости более крутого поворота частично или полностью затягивают тормоз на том же вторичном валу. Такой поворот выполняют поворотом рулевого колеса в сторону отстающей гусеницы.

Рис. 13. Схема положения рычагов переключения передач трактора Т-4А:
а — схема положения рычага переключения рядов передач; б — схема положения рычага переключения передач.

Чтобы удержать трактор на уклоне, нужно установить рычаг 25 переключения рядов в нейтральное положение, педаль тормоза нажать до отказа и застопорить защелкой.

Включение приводов ВОМ и насоса раздельно-агрегатной гидросистемы производить только при неработающем дизеле. При нормальной работе трактора температура охлаждающей жидкости должна быть 80—97 °С, давление масла в системе смазки дизеля 2,0—4 кгс/см2, а в коробке передач при прямолинейном движении — 9,5ч-10 кгс/см2.

Во время работы трактора контрольные лампы температуры воды, давления топлива и масла не должны загораться, а частота вращения коленчатого вала у дизеля под нагрузкой должна быть 1950 — 2050 об/мин. Допускается кратковременное уменьшение оборотов дизеля до 1850 об/мин.

Перед остановкой дизеля нужно дать ему поработать без нагрузки на средних и малых оборотах холостого хода 3—5 минут, выключить подачу топлива и после остановки дизеля — включатель массы.

Трактор Т-4А. Расположение органов управления показано на рисунках 14, 15.

Расположение контрольных приборов и включателей системы электрооборудования на щитке приборов показано на рисунке 16.

Пуск дизеля (при температуре 5 °С и выше) проводится таким же образом, как и у трактора ДТ-75. Разница заключается лишь в том, что изменены направления движения рычагов, включающих пусковое : устройство, и дизель прогревают, включив сначала на 1—2-мин первую передачу редуктора рычагом, а затем на 1—2 мин — Я вторую передачу.

При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С для облегчения пуска дизеля используют подогреватель таким же образом, как и у трактора Т-70С.

Операции, связанные с работой на тракторе Т-4А, остановкой дизеля и трактора, такие же, как и у трактора ДТ-75.

На первой, второй и третьей передачах трактор Т-4А может работать машинами, требующими медленного движения и имеющими тяговое сопротивление, не превышающее 5 тс. Четвертая, пятая, шестая и седьмая передачи — основные рабочие, а восьмую используют при транспортировке грузов.

Во время работы трактора при номинальных оборотах коленчатого вала дизеля показания контрольных приборов должны быть: по указателю — температура масла в системе смазки дизеля — 95 °С; по указателю — температура воды — 80—95 °С; по указателю — давление масла в системе смазки дизеля 3,5—5 кгс/см2; по амперметру «зарядку» или «нуль».

Включать ВОМ можно только при выключенной главной муфте сцепления.

Трактор Т-100М. Расположение органов управления трактора показано на рисунках 15 и 16.

Расположение органов управления вне кабины показано на рисунке 17, а контрольных приборов и включателей системы электрооборудования на щитке приборов — на рисунке 18.

Рис. 14. Расположение контрольных приборов и включателей системы электрооборудования на щитке у трактора Т-4А

Рис. 15. Расположение органов управления трактором Т-100М:
1 — включатель «массы»; 2 — кольцо управления шторкой радиатора; 3 — рычаг муфты сцепления; 4 и 11 — педали левого и правого тормозов; 5 и 7 — рычаги управления левой и правой муфтами поворота; 6 — рычаг управления подачей топлива; 8 — щиток контрольных приборов; 9 — рычаг переключения передач; 10 — рычаг реверса (рядов передач); 12 — рычажок для фиксации правого тормоза.

Рис. 16. Схема положения рычагов переключения передач трактора Т-100М:
а — схема положения рычага переключения передач; б — схема положения рычага переключения реверса.

Рис. 17. Органы управления трактора Т-100М, расположенные вне кабины:
1 — рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя; 2 — рычажок выключения зажигания; 3 — защелка рычага регулятора пускового двигателя; 4 — краник топливного бачка; 5 — валик пусковой рукоятки; 6 — тяга дроссельной заслонки; 7 — рычажок воздушной заслонки; 8 — рычажок заслонки для переключения воздухоочистителя на питание воздухом из подкапотного пространства; 9 — рычажок заслонки механизма автозаправки; 10 — рычаг управления подачей топлива; 11 — рычаг механизма декомпрессии; 12 — рычаг механизма выключения пускового двигателя; 13 — рычаг включения стартера; 14 — рычаг редуктора пускового двигателя.

Рис. 18. Расположение контрольных приборов и включателей системы электрооборудования на щитке У трактора Т-100М:

После пуска двигателя воздушную заслонку сначала немного приоткрывают, а как только двигатель начнет устойчиво работать на малых оборотах, ее постепенно открывают.

Теплый пусковой двигатель нужно запускать при открытой воздушной заслонке, чтобы не обогащать топливом горючую смесь.

После прогрева пускового двигателя рычаг редуктора устанавливают в положение «ускоренно», передвигают рычаг на себя и вводят шестерню механизма выключения в зацепление с венцом маховика дизеля, плавно включают муфту сцепления пускового двигателя, поворачивая рычаг на себя.

Как только пусковой двигатель начнет вращать дизель с нормальным числом оборотов, переводят рычаг механизма декомпрессии в пй-ложение «рабочее» и прогревают дизель, дав пусковому двигателю 1—2 мин его прокрутить. Затем переводят на половину хода рычаг управления подачей топлива. Если дизель не завелся, нужно рычагом 6 выключить подачу топлива и дополнительно 1—2 мин прокрутить его пусковым двигателем, после чего вновь включить подачу топлива.

Иногда и хорошо прогретый дизель не заводится, тогда следует найти неисправность и устранить ее.

Как только дизель начнет работать, тракторист должен выклкТчить муфту сцепления пускового двигателя и, закрыв краником подачу топлива, выключить зажигание, установив рычажок вниз.

Затем, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала дизеля, следует прогреть дизель на малой, средней и максимальной частоте вращения при холостом ходе. На малой частоте вращения при холостом ходе дизель должен работать 2—3 мин.

Дизель считается прогретым и его можно загружать только тогда, когда температура воды в системе охлаждения будет выше 40 °С, а давление масла в системе смазки 2—3,5 кгс/см2.

При температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С пусковой двигатель следует запускать рукояткой вручную. Перед пуском бачок заправить бензином и прогреть нижнюю часть водяного насоса, чтобы устранить возможное примерзание крыльчатки, залить в дизель и пусковой двигатель подогретые воду и масло и несколько раз провернуть ручкой коленчатый вал пускового двигателя.

Если на тракторе установлен подогреватель воды и масла, то его используют таким же образом, как и у трактора Т-70С.

Операции пуска пускового двигателя не изменяются, но прокручивают дизель сначала 2—5 мин, установив рычаг 14 в положение «замедленно», а затем 1—3 мин — в положение «ускоренно». После этого переводят декомпрессионный механизм в положение «рабочее».

Если дизель оборудован подогревателем воздуха, засасываемого в цилиндры, то его включают после того, как пусковой двигатель начнет устойчиво вращать коленчатый вал дизеля.

Работа на тракторе. Перед началом движения дать звуковой сигнал, затем перевести дизель на малую частоту вращения при холостом ходе, проверить, выключена ли главная муфта сцепления, рычагом включить нужную передачу, рычагом установить направление движения и, увеличивая подачу топлива, рычагом плавно включить муфту сцепления.

Операции по управлению трактором Т-100М те же, что и у трактора Т-70С. Только при спуске с крутого склона или при наличии на прицепе тяжелого груза управление муфтами поворота обратное: если нужно трактор повернуть направо, то выключают левую муфту поворота, и наоборот, причем не следует применять торможение.

Движение трактора Т-100М поперек крутых склонов запрещено. При подъеме и спуске переключать передачу нельзя и движение должно совершаться на первой передаче.

Во время работы трактора при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля давление топлива должно быть 0,4— 1,1 кгс/см2, а остальные показания контрольных приборов такие же, как у трактора Т-70С.

Для остановки трактора Т-100М и его дизеля применяют те же операции, что и для всех гусеничных тракторов.

Трактор Т-130. Операции, связанные с пуском дизеля, работой на тракторе и остановкой дизеля и трактора, такие же, как и у трактора Т-100М.

Направление движения гусеничных тракторов изменяется замедлением скорости вращения внутренней по отношению к центру поворота (отстающей) гусеницы. Скорость движения другой (забегающей) гусеницы при этом сохраняется неизменной. Управляют движением гусеничных тракторов с помощью рулевых муфт, планетарных механизмов, а также коробок передач с гидравлическим выключением и двумя ведомыми валами. Рулевые муфты представляют собой многодисковые сухие постоянно замкнутые сцепления, передающие крутящий момент от центральной передачи на конечную. Муфты расположены на концах ведущего вала заднего моста.

Рассмотрим такой способ управления движением в гусеничных машинах. В подшипниках заднего моста вращается вал, на котором жестко закреплена ведомая шестерня главной передачи, получающая вращение от ведущей шестерни. На концах вала закреплены ведущие барабаны рулевых муфт. На барабаны надеты ведущие диски, входящие с ними в зацепление, а между ними заложены ведомые диски с зубьями по наружной окружности. Этими зубьями ведомые диски входят в зацепление с ведомыми барабанами, надетыми на ведущие барабаны. Ведущие и ведомые диски зажаты между нажимным диском и фланцем ведущих барабанов пружинами. На ведомых барабанах расположены ленточные тормозы. При прямолинейном движении машины пружины прижимают диски друг к другу, и муфта, находясь в замкнутом состоянии, передает крутящий момент от главной передачи на вал ведущей шестерни конечной передачи.

Рис. 19. Схема управления движением гусеничной машины с помощью рулевых муфт:
а — устройство; б—общая схема передач движения; Д — двигатель; КП — коробка передач

Для плавного поворота машины водитель выключает соответствующую муфту с помощью рычага. При этом нажимной диск отводится к центру трактора, сжимая пружины и тем самым разъединяя диски. Вторая рулевая муфта в это время остается замкнутой, и машина плавно поворачивается вокруг отключенной гусеницы. Для более крутого поворота отключенную гусеницу необходимо затормозить, для чего используют ленточный тормоз, затягивая его вокруг ведомого барабана.

Рис. 20. Поворот гусеничного трактора с помощью планетарного механизма:
а — устройство; б — схема; д — двигатель; КП — коробка передач

Для выключения рулевых муфт требуется усилие 0,12—0,15 кНг для снижения усилия выключения в кинематическую цепь между тягой и рычагом вводят гидроусилитель.

Планетарные механизмы поворота гусеничных машин более компактны и износоустойчивы. При их использовании прямолинейное движение машины более устойчиво, а расход мощности на поворот уменьшается. У гусеничных машин с таким механизмом управления движением вращение от ведущей шестерни центральной передачи передается на ведомую шестерню, в ступице которой нарезаны зубья коронной шестерни. Внутри коронной шестерни располагаются два водила (одно для передачи крутящего момента на правую гусеницу, другое — на левую). На каждом водиле установлены свободно вращающиеся на пальцах (осях) три цилиндрические шестерни-сателлита, входящие своими зубьями в зацепление с зубьями коронной шестерни и одновременно с зубьями солнечной шестерни. Солнечная шестерня жестко соединена с тормозным шкивом, который с помощью пружины обтягивает тормозная лента. Водило жестко посажено на валу, на котором укреплены ведущая шестерня конечной передачи и связанный с ней тормозной шкив.

При движении трактора по прямой тормоза отпущены, а тормоза затянуты, при этом вращающаяся коронная шестерня заставляет сателлиты обкатываться вокруг солнечной шестерни и через вал передавать крутящий момент на ведущую шестерню конечной передачи. Для поворота машины необходимо разомкнуть один из тормозов, а также включить остановочный тормоз. При этом крутящий момент будет передаваться полностью на неотключенную гусеницу, и машина начнет поворот в сторону отключенной гусеницы.

Поворот гусеничной машины с использованием коробки передач осуществляется установкой различной скорости движения правой и левой гусениц. Радиус поворота машины изменяется включением различных передач на отдельных гусеницах. Чем выше разница скоростей движения гусениц, тем меньше радиус поворота машины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Гусеничные тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Управление гусеничными тракторами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства