За последнее время для замены ручного бурения при сооружении неглубоких скважин различного назначения (в том числе и на воду) диаметром до 200 мм созданы небольшие, транспортабельные, легкоразбираемые на отдельные блоки буровые установки для механического бурения.
Эти установки применяют для сооружения скважин в породах от I до XII категорий по буримости вращательным, ударным, вибрационным и другими способами.
При сооружении скважин глубиной до 30 м в рыхлых и сыпучих породах используют установки ударно-канатного бурения УБП-15М, БУКС-ЛГТ и БУВ-1Б, снабженные специальным инструментом (забивные, ударные гильзы и желонки). Этот инструмент разрушает породу по кольцу на забое и извлекает на поверхность образцы породы. Установки просты по конструкции и состоят из лебедки, приводного двигателя и легкой мачты или треноги высотой до 6 м. Монтируют их на одноосных прицепах. Установка БУВ-1Б имеет также криво-шипно-шатунный ударный механизм, позволяющий работать с ударным снарядом массой 200 кг. Стенки скважины крепят обсадными трубами с помощью вибромолота.
Для сооружения неглубоких скважин в породах различной твердости применяют установки комбинированного бурения БУЛИЗ-15, УБР-1 и УБР-2, сочетающие ударно-канатный, вибрационный и вращательный способы бурения.
Буровая установка БУЛИЗ-15 (буровая установка линейных изысканий) предназначена для бурения инженерно-геологических скважин глубиной до 15 м с начальным диаметром 168 мм в породах I—IV категорий по буримости вращательным, ударно-канатным и вибрационным способами. Смонтирована она на автомобиле УАЗ-462 и состоит из следующих узлов и механизмов: трубчатой мачты высотой 5,2 м и грузоподъемностью 5 т, опоры мачты, лебедки грузоподъемностью 1,2 т, откидного вращателя, механизма подачи бурового инструмента и рычагов управления. Установка оснащена од-ноблочным вибратором с приводом от двигателя автомобиля посредством гибкого вала.
Рис. 1. Буровая установка УБР-1:
1 — рама; 2 — стойка; 3 — ударный механизм; 4 — рама коробки передач; 5 — генератор; 6 — приводной двагатель; 7 — коробка передач; 8 — лебедка; 9 — мачта; 10 — раздаточная коробка; 11 — вал; 12 — вращатель; 13 — катушка.
Буровой инструмент транспортируют в специально оборудованном одноосном прицепе.
Установкой УБР-1 бурят скважины диаметром до 121 мм на глубину до 15 м ударно-канатным и медленно-вращательным способами с одновременным креплением стенок скважины обсадными трубами.
Основные узлы буровой установки УБР-1 показаны на рисунке 1.
Все узлы установки смонтированы на общей раме сварной конструкции. Вращение от бензинового двигателя Д-300 мощностью 4,4 кВт через коробку передач с помощью втулочно-роликовой цепи передается на раздаточную коробку, от которой оно поступает на вращатель, лебедку и ударный механизм. Ротор вращателя с проходным отверстием 135 мм обеспечивает вращение бурового снаряда и обсадных труб с частотой вращения 0,12 и 0,2 с-1. Поступлательное движение ротору сообщают вручную через двойную цепную передачу, ведущие звездочки которой жестко посажены на вал. На квадраты, имеющиеся на концах вала, надевают ключ-трещотку, с помощью которого подают ротор вверх или вниз. Ход ротора 510 мм.
Фрикционную лебедку грузоподъемностью 1 т используют при ударно-канатном бурении и спуско-подъ-емных операциях.
Ударный механизм установки позволяет работать с буровым снарядом массой до 200 кг, обеспечивая 27 и 45 ударов в 1 мин при высоте подъема бурового снаряда над забоем 550 мм.
Мачта установки грузоподъемностью 3 т имеет высоту до оси кронблока 7 м. Поднимают ее в вертикальное положение специальной съемной катушкой, закрепляемой в роторе установки. Эту же катушку используют для самоперетаскивания установки в собранном виде на небольшие расстояния. При необходимости установка может быть разобрана на отдельные узлы. Масса наиболее тяжелого узла 120 кг. Обслуживают установку УБР-1 двое рабочих.
Установка УБР-2 конструктивно похожа на установку УБР-1, но предназначена для бурения более глубоких (до 25 м) скважин с начальным диаметром 243 мм. Она снабжена более мощным двигателем, а мачта и лебедка имеют большую грузоподъемность.
Грузоподъемность лебедки 1,8 т, а ударный механизм позволяет работать с буровым снарядом массой 300 кг, обеспечивая 37 ударов в 1 мин при высоте подъема его над забоем 600 мм.
Мачта установки грузоподъемностью 6 т с высотой до оси кронблока 8 м состоит из цельнометаллической трубы диаметром 146 мм и двух подкосов, связанных шарнирно с подвижным хомутом на мачте с одной стороны и с рамой установки с другой. Мачту поднимают и опускают специальной лебедкой.
Установка оснащена подвижным ротором с проходным отверстием 255 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Установки для механического бурения неглубоких скважин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы