Если смотреть на двигатель со стороны маховика, то справа на нем установлены топливный насос с регулятором, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, пусковой двигатель с редуктором и глушителем, форсунки, впускная труба основного двигателя, управление декомпрессионным
Рис. 1. Последовательность окончательной затяжки гаек головки цилиндров
механизмом. Слева размещаются выпускная труба, маслозаливная горловина, счетчик моточасов, привод водяного насоса и вентилятора, декомпрессионный механизм, фильтры грубой и тонкой очистки масла, маслоуказатель. Спереди двигателя установлены водяной насос и вентилятор, генератор, передняя опора двигателя, картер шестерен распределения. Сзади двигатель имеет воздухоочиститель и главную муфту сцепления.
Головка цилиндров отливается из чугуна. В ней размещены вихревые камеры, форсунки, клапаны и датчик дистанционного термометра охлаждающей воды. К головке крепятся стойки для оси с восемью коромыслами клапанов. Коромысла и весь клапанный механизм находятся в чугунном корпусе, который закрывается сверху двумя чугунными крышками. Спереди головки крепится патрубок для отвода охлаждающей воды из головки в верхний бак радиатора. К задней стенке крепится патрубок для прохода воды из головки пускового двигателя в головку дизеля. На крышке головки установлен сапун с набивкой, через который выпускаются газы из картера, попадающие в него через зазоры между гильзами и поршнями.
Головка и блок цилиндров разделяются железоасбестовой прокладкой, которую перед установкой необходимо тщательно проверить и проследить, чтобы совпали все отверстия. Гайки крепления головки надо затягивать равномерно в порядке, указанном цифрами на рис. 1. Затяжку производят сразу после обкатки, затем через 10—15 ч работы нового или отремонтированного двигателя, а в дальнейшем через каждые 240—250 ч работы, чтобы не допустить прогорания железоасбестовой прокладки.
Блок цилиндров отлит из чугуна как одно целое с верхним картером и служит остовом всего двигателя. В верхней части блока вставлены чугунные гильзы цилиндров мокрого типа, т. е. непосредственно омываемые водой. Пространство между гильзой и стенкой блока образует водяную рубашку. Ниже водяной рубашки во внутреннем приливе левой стенки блока проходит масляная магистраль, от которой по каналам в приливах блока масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. Блок внизу закрыт масляным картером, являющимся резервуаром для смазочного масла.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала с маховиком, шатуном и поршнем и располагается внутри блока, кроме маховика. Коленчатый вал отштампован из высокоуглеродистой стали. Он имеет четыре шатунных и пять коренных шеек, поверхность которых закалена гоками высокой частоты. В шатунных шейках имеются полости для центробежной очистки масла, поступающего из масляной магистрали к шатунным подшипникам. На переднем конце коленчатого вала на шпонке сидит шестерня привода механизма распределения, которая вместе с маслоотражательной шайбой и распорной втулкой зажата специальным болтом (храповиком). Задняя шейка коленчатого вала имеет упорный бурт, далее идет маслосгонная резьба и фланец для крепления маховика. Маховик прикрепляется шестью болтами, причем два из них удлинены и возле одного на фланце имеется метка «О». Этот болт должен совпадать с отверстием на маховике, также помеченным знаком «О». Для точной установки поршня первого цилиндра в в. м. т. при различных регулировках необходимо отверстие на наружной поверхности маховика диаметром 10 мм совместить при помощи специальной шпильки с отверстием на кожухе маховика.
Рис. 2. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — специальный болт (храповик); 2 —распорная втулка; 3 — маслоотражательная шайба; 4 — шестерня привода механизма распределения; 5 — полость в шатунной шейке; 6 — верхний вкладыш коренного подшипника; 7 — коленчатый вал; 8 — шатун; 9 — поршень; 10 — поршневой палец; 11 — маслосъемное кольцо; 12 — компрессорные кольца; 13 — маховик; 14 — болт крепления маховика; 15 — подшипник; 16 — верхний вкладыш коренного подшипника; 17 — верхний вкладыш шатунного подшипника; 18 — нижний вкладыш шатунного подшипника
Выход переднего конца коленчатого вала уплотняется каркасным самоподвижным резиновым сальником, задний конец вала — войлочным сальником.
Пять коренных шеек коленчатого вала опираются на подшипники скольжения. Такие же подшипники установлены в нижних головках шатунов. Коренные и шатунные подшипники состоят из двух вкладышей — верхнего и нижнего. Вкладыши тонкостенные стальные, залитые свинцовистой бронзой или антифрикционным алюминиевым сплавом толщиной 0,2—1,1 мм. Коренные и шатунные подшипники не регулируются. При износе шеек вала последние перешлифовываются на следующий ремонтный размер.
От осевого перемещения коленчатый вал удерживается буртом, упирающимся в задний коренной подшипник, вкладыши которого на концах имеют отбортовки. Этот подшипник несколько больше других и заливается только свинцовистой бронзой. В верхних вкладышах имеется по одному отверстию для прохода масла.
Поршни дизеля Д-54А изготовляются из алюминиевого сплава. Они имеют по три компрессионных и два маслосъемных кольца. Верхнее компрессионное кольцо хромировано, а затем покрыто оловом, нижние кольца покрыты только оловом. Поршневые кольца отливаются из специального чугуна.
Поршневой палец пустотелый, изготовляется из малоуглеродистой стали, цементируется и закаливается. Палец устанавливается в бобышках поршня с натягом 0,01—0,02 мм. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, для смазки которой по всей длине шатуна имеется канал, подводящий под давлением масло от шатунной шейки коленчатого вала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство дизеля Д-54А, регулировка и уход"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы