Система охлаждения состоит из жидкостного насоса, вентилятора с управляемым гидравлическим приводом (гидромуфта привода вентилятора, регулятор-выключатель гидромуфты), радиатора с жалюзи, расширительного бачка, термостатов, контрольно-измерительных приборов, полостей и каналов в блоке цилиндров и головках и трубопроводов.
Жидтстной насос центробежного типа создает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Он установлен на переднем торце левого блока цилиндров двигателя..
В корпусе насоса на шариковых подшипниках установлен вал. На переднем конце вала закреплен шпонкой двухручьевой шкив. На противоположном конце вала напрессована и закреплена гайкой крыльчатка насоса. Вал насоса приводится во вращение с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала двигателя. Полость в корпусе насоса под крыльчатку герметизирована сальником, состоящим из корпуса, резиновой уплотнительной манжеты, разжимной пружины и графитового кольца. Сальник запрессован в корпусе водяного насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато к упорному стальному кольцу. Между упорным кольцом и крыльчаткой установлено уплотнительное резиновое кольцо. Высокое качество изготовления торцов графитового и стального упорных колец обеспечивает надежное контактное уплотнение водяной полости насоса.
Для контроля исправности торцевого уплотнения в верхней части корпуса насоса имеется дренажное отверстие. Выход капель жидкости, просочившейся в полость подшипников, обеспечивается через дренажное отверстие в корпусе. Постоянная течь жидкости из дренажного отверстия свидетельствует об износе и необходимости замены изношенных деталей уплотнения крыльчатки. Закупорка дренажного отверстия приводит к выходу из строя подшипников.
Подшипники с односторонним уплотнением. При сборке полость установки подшипников заполняется на 1/3—1/2 объема смазкой Литол-24 (20…30 г).. В процессе эксплуатации периодически требуется пополнение через пресс-масленку в корпусе насоса смазки подшипников до появления ее из дренажного отверстия.
Рис. 2.21. Жидкостной насос системы охлаждения:
1— пылеотрзжатель; 2 — стопорное кольцо; 3, 4 — шарикоподшипники; 5 — водоотража-тель; 6 — крыльчатка; 7 — уплотнитсльиый сальник; 8 — вал: 9 — уплотнительное резиновое кольцо; 10 — упорное стальное кольцо; 11 — шайба; 12 — колпачковая гайка; 13 — корпус; 14 — шкив
Рис. 2.22. Гидромуфта привода вентилятора:
1—передняя крышка: 2—корпус подшипника; 3— кожух; 4, 7, 13, 17— шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — шлицевой вал привода ведущих частей гидромуфты; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — ступица шкива; 14 — ступица вентилятора; 15— ведомый вал; 16, 18 — уплотнения
Вентилятор осевого типа, пяти лопастный, создает регулируемый поток воздуха через сердцевину радиатора системы охлаждения. Он кренится на ступице ведомого вала гидромуфты и размещен в кожухе. При вращении вентилятора кожух формирует поток воздуха, направленный через сердцевину радиатора, и тем самым повышает эффективность вентилятора.
Привод вентилятора гидравлический с автоматическим поддержанием оптимального температурного режима двигателя. Он состоит из гидромуфты и регулятора-выключателя режима ее работы.
Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора, а следовательно, и его производительности в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения путем регулирования количества масла, поступающего в полость гидромуфты, а также при необходимости включение или выключение вентилятора.
Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой блока (см. рис. 2.22) и корпусом подшипника. Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица шкива и шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты. Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала. Ведомое колесо в сборе с валом и закрепленной на нем ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами.
На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами. На ведущем колесе их 33, на ведомом — 32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом. При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей секции масляного насоса через канал регулятора-выключателя (см. рис. 2.19), попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию. В дальнейшем частицы масла, ударяясь в лопатки ведомого колеса, отдают им энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора. Частота вращения ведомого колеса с вентилятором при постоянной частоте вращения ведущего колеса зависит от количества масла, поступающего в полость гидромуфты. Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе.
Регулятор-выключатель золотникового типа установлен на патрубке, подводящем жидкость к правому блоку Цилиндров. Основными частями регулятора-выключателя являются: золотник с возвратной пружиной, термссиловой датчик и переключатель, содержащий пробку 8, рычаг и фиксатор. В гнезде силового элемента установлены регулировочные прокладки, позволяющие при необходимости регулировать температуру срабатывания регулятора-выключателя. Термосиловой датчик, установленный внутри патрубка трубопровода, постоянно омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей от водяного насоса в полость правого блока цилиндров.
Рис. 2.23. Регулятор-выключатель гидромуфты:
а — устройство; б —схсма работы в зависимости от положения рычага; 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — шайба; 4 — возвратная пружина; 5 —золотник; 6, 7 — уплотнительные кольца; 8 — пробка; 9 — -рычаг; 10 — 1 ружнна; 11 — фиксатор; 12— крышка; 13 — регулировочные прокладки; 14 — гайка; 15 — тсрмосилосой датчик; Б — отверстие для подвода -масла из системы смазки двигателя; В — выходное отверстие; I — положение «В», II — положение «О»; III — положение «Я»
Гидравлический привод обеспечивает работу вентилятора в трех режимах: автоматического управления, принудительного включения и принудительного отключения. Основной режим работы вентилятора — автоматический.
При работе вентилятора в режиме автоматического управления рычаг устанавливается в положение «В». С повышением температуры охлаждающей жидкости, омывающей термо-силовой элемент датчика, активная масса, находящаяся в баллоне термодатчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и золотник. Последний, перемещаясь, открывает подводящий канал в корпусе регулятора-выключателя, связанный с нагнетательной магистралью масляного насоса, и сообщает его с отводящим каналом, обеспечивая поступление масла в полость гидромуфты и вращение вентилятора. Нагрев жидкости до температуры 85…..90 °С приводит к полному открытию подводящего канала, максимальной подаче масла и предельной производительности вентилятора.
Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С приводит к уменьшению объема термосилового элемента датчика, и пружина, смещая золотник, уменьшает или прекращает подачу масла в гидромуфту. При этом масло, находящееся в гидромуфте, через отверстие в кожухе сольется в поддон двигателя и вентилятор отключается или будет медленно вращаться за счет .сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты, а также от встречного потока воздуха при движении автомобиля.
Благодаря автоматическому регулированию частоты вращения вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается оптимальный тепловой режим, а затра-гы мощности на привод вентилятора снижаются.
Работа вентилятора в режиме принудительного включения вызывается необходимостью в случае неисправности термосилового датчика, что характеризуется перегревом двигателя. Рычаг в этом режиме работы вентилятора устанавливается в положение «Я», т. е. в режим постоянного нерегулируемого вращения. При этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температуры охлаждающей жидкости и вентилятор вращается; с частотой, примерно равной частоте вращения коленчатого вала^ Длительная работа вентилятора в этом режиме нежелательна, и поэтому при первой возможности необходимо восстановить работоспособность регулятора-выключателя.
Работа вентилятора в режиме, принудительного отключения необходима при преодолении глубоких бродов. Рычаг в этом случае устанавливается в положение «0» и масло в гидромуфту не подается, отключая вентилятор.
Радиатор трубчато-ленточного типа, расположен перед двигателем. Он состоит (рис. 2.24) из теплорассеивающей сердцевины (остова), верхнего и нижнего бачков и деталей крепления. Три ряда расположенных вертикально овальных трубок сердцевины впаяны в бачки. Для увеличения теплорассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофрированной медной лентой, расположенной горизонтально и в перегибах припаянной к боковым поверхностям трубок. К бачкам припаяны стальные боковые стойки, образующие вместе с нижней пластиной каркас радиатора. В верхний бачок впаяны патрубки подвода нагретой жидкости из головок блока двигателя и отвода пара в расширительный бачок. Нижний бачок снабжен патрубком для отвода от радиатора охлажденной жидкости к насосу. Радиатор в сборе с кожухом вентилятора крепится к кронштейнам рамы через резиновые кольца. Сжатие резиновых колец ограничивается распорными втулками. Тяга удерживает радиатор внизу от угловых перемещений еок-руг поперечной оси.
Жалюзи створчатого типа регулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они размещены перед радиатором. и состоят из горизонтально расположенных пластин, установленных шарнирно в рамке, с приводом от рукоятки, расположенной под щитком приборов, справа, у рулевой колонки. Рукоятка привода стопорится в различных положениях шариковым фиксатором. При вытягивании рукоятки пластины, поворачиваясь на шарнирах, уменьшают встречный поток воздуха, поступающий к Радиатору. Жалюзи закрываются при прогреве двигателя и при Движении, если температура охлаждающей жидкости ниже 70 °С.
Рас. 2.24. Радиатор и жалюзи:
1 — болт; 2—кронштейн; 3 — втулка; 4, 6 — резиновые кольца; 5 — тяга; 7 — боковина остова радиатора; 8 — нижний бачок; 9— трубка; 10— боковина жалюзи; 11—трос; 12 — жалюзи; 13J,— рамка жалюзи; 14 — остов радиатора; 15 — рукоятка управления жалюзи; 16 — верхний бачок; 17 — кожух вентилятора
Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении вследствие повышения температуры на работающем двигателе, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и конденсации пара, поступающего в него из системы охлаждения, создает подпор жидкости в работающем жидкостном насосе, улучшая условия его работы, а также позволяет контролировать уровень заполнения системы охлаждения. Он установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля (см. рис. 2.20) и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.
В заливной горловине бачка установлена пробка (рис. 2.25) с шпускным и впускнымклапанами (рис. 2.26). Выпускной (паровой) клапан предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при повышении давления в системе вследствие расширения охлаждающей жидкости при повышении ее температуры или выделения пара. Пружина выпускного клапана рассчитана на создание в системе охлаждения избыточного давления до 65 кПа (0,65 кгс/см2). Температура кипения охлаждающей жидкости при таком давлении повышается примерно до 113… 114 °С. Впускной клапан 6 препятствует созданию в системе повышения разрежения и сообщает систему с атмосферой при разрежении 1-13 кПа (0,01…0,13 кгс/см2). Уровень жидкости в бачке контролируется краном (см. рис. 2.25).
Термостаты с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при движении автомобиля. Они размещены в коробке (см. рис. 2.20), закрепленной на переднем торце правого блока цилиндров На основании термостата (рис. 2.27) закреплены стойки, внутри которых размещены баллон с активной массой и резиновой втулкой и клапаны с пружинами.
Прогрев двигателя до температуры 80 ± 2 °С вызывает плавление активной массы в баллоне, что приводит к смещению его вправо, открывая при этом клапан и прикрывая клапан. Жидкость начинает циркулировать частично и по длинному контуру с охлаждением ее в радиаторе.
Рис. 2.25. Расширительный бачок: 1 — кран контроля уровня жидкости; 2 — патрубок; 3 — пароотводная трубка; 4 — пробка; 5 — трубка от компрессора; 6 — перепускная трубка от двигателя к радиатору; 7 — корпус
Рис. 2.26. Пробка бачка:
1 — корпус; 2 — стержень; 3 — пружина выпускного клапана; 4 — пластинчатая пружина; 5 — выпускной клапан; 6 — впусквой клапан; 7 — уплотннтельная прокладка; 8 — пружина впускного клапана
Рис. 2.27. Термостат:
1, 8— стойки; 2 — баллон; 3 — активная масса (церезин); 4, 12 — клапаны; 5,7 — пружины
При снижении температуры жидкости объем активной массы в баллоне термостата уменьшается и пружина, перемещая клапаны, увеличивает циркуляцию жидкости через блок цилиндров с одновременным снижением ее движения через радиатор. Прогрев» двигателя и выход его на оптимальный режим работы ускоряется. Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за тепловым состоянием двигателя. Указатель температуры охлаждающей жидкости размещен на щитке приборов и работает совместно! с датчиком, установленным в стенке коробки термостатов. Сигнальная лампа перегрева жидкости со светофильтром красного цвета вмонтирована в шкалу указателя температуры; датчик сигнальной лампы установлен в трубопроводе двигателя. При повышении температуры жидкости выше 101 – 103 °С срабатывает датчик и сигнальная лампа загорается.
При работе двигателя центробежный насос подает жидкость через отверстия в блоке цилиндров в полость левого ряда цилиндров, а через трубку — в полость правого ряда цилиндров. В дальнейшем жидкость поступает в полости головок блока цилиндров и далее по трубам в коробку термостатов.
В зависимости от температуры жидкости термостаты направляют ее по малому или большому кругу циркуляции или по обоим кругам одновременно.
Таким образом оптимальный тепловой режим двигателя создается и поддерживается автоматически, с одной стороны, с помощью термостатов, с другой стороны, регулированием интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор к вентилятору, с помощью регулятора выключателя гидромуфты.
При низких температурах перед пуском и при прогреве двигателя необходимо закрыть жалюзи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и работа системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы