Система смазки включает поддон двигателя, маслозаборник, насос, полнопоточный и центробежный фильтры очистки масла, радиатор, заливной патрубок, указатель уровня масла, сапун, контрольно-измерительные приборы, магистрали и трубопроводы.
Поддон двигателя корытообразной формы является основным резервуаром масла и крепится через уплотнительную резинопроб-ковую прокладку к фланцу картера двигателя болтами. Находящееся в нем масло охлаждается благодаря теплообмену с окружающей средой через стенки поддона. Для обеспечения бесперебойной подачи масла при движении на подъемах, спусках и косогорах, уменьшения его расплескивания в поддоне установлена перегородка. По условиям компоновки на автомобиле КамАЗ-5320 глубокая часть поддона находится в задней части двигателя, на автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 — в передней части двигателя. Слив масла осуществляется из нижней части поддона через сливное отверстие, закрытое пробкой. На двигателях модели 740 более раннего выпуска масляный поддон снабжен двумя сливными отверстиями.
Масло-аборник обеспечивает первичную очистку масла и подану его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления. Маслозаборник крепится фланцем всасывающей трубки к корпусу масляного насоса. Конструкция маслозаборника двигателей автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 отличается длиной всасывающей трубки. На двигателе автомобиля КамАЗ-5320 всасывающая трубка более длинная и изогнутой формы, вследствие чего она имеет дополнительную точку крепления посредством кронштейна к крышке коренного подшипника коленчатого вала.
Рис. 2.13. Маслозаборник двигателя! КамАЗ 5320
1 — защелка крепления сетки заборника; 2 — сетчатый фильтр; 3 — корпус; 4 — всасывав ющая трубка; 5 — кронштейн; 6 — фланец
Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатый, двухсекционный, с приводом от шестерни носка коленчатого вала.
Насос состоит из двух секций, разделенных проставкой. В проставке выполнено отверстие, соединяющее всасывающие полости обеих секций, что обеспечивает питание их от одного масло-заборника. Каждая секция состоит из пары цилиндрических шестерен. Корпуса 1, 5 секций и проставка соединены болтами. Ведущие шестерни напрессованы на валик и фиксируются сегментными шпонками. На наружном конце этого валика на шпонке установлена шестерня 6 привода насоса. Ведомые шестерни свободно вращаются на оси на бронзовых втулках. Каждая пара шестерен работает в специальных расточках, выполненных в корпусах. При вращении шестерен их зубья захватывают масло у входного отверстия проставки, проносят у стенок корпуса и выдавливают его в выходные отверстия.
Передняя секция масляного насоса с удлиненными зубьями шестерен имеет большую производительность и нагнетает масло в главную магистраль (нагнетающая секция).
Обе секции насоса снабжены предохранительными клапанами, которые установлены в корпусах и отрегулированы на давление открытия 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) с целью ограничения максимального давления на выходе секций насоса. Нагнетающая секция снабжена дифференциальным клапаном, расположенным в корпусе нагнетающей секции, который поддерживает давление масла в пределах 400…550 кПа (4,0…5,5 кгс/см2) в главной магистрали двигателя.
Рис. 2.14. Масляный насос:
1,5 — корпуса секций; 2,4 — ведущие шестерни; 3 — проставка; 6 — шестерня привода насоса; 7,8 — ведомые шестерни; 9, 11 — предохранительные клапаны секций; 10 — дифференциальный клапан
Масляный фильтр обеспечивает очистку масла, подаваемого нагнетающей секцией масляного насоса в главную масляную магистраль. Фильтр полнопоточный, с двумя сменными фильтрующими элементами, установлен на правой стороне блока цилиндров. Он состоит (рис. 2.15) из. корпуса, двух колпаков, двух фильтрующих элементов и перепускного клапана.
К корпусу фильтра винтами крепятся фильтрующие элементы и колпаки. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, обеспечивающий подачу неочищенного масла в главную магистраль при чрезмерном загрязнении фильтра или повышенной вязкости масла. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 250…300 кПа (2,5…3,0 кгс/см2). При срабатывании перепускного клапана одновременно замыкаются контакты сигнализатора и на щитке приборов в кабине водителя загорается лампа, сигнализирующая о работе двигателя на неочищенном масле.
Рис. 2.15. Фильтр очистки масла:
1 — винт-стержень; 2 — стопорное кольцо; 3,7, 13 — шайбы; 4, 24 — уплотнительные коль-ц»; 5, 9, 16 — пружины; 6 — уплотнительная чэшка; 8, 11, 18, 19, 27 — пробки: 10 — вини сигнализатора; 12, 20, 22, 28 — прокладки; 14 — корпус сигнализатора; 15 — подвижный контакт сигнализатора; 17 — перепускной клапан; 21 — корпус; 23 — втулка корпуса; 25 — фильтрующий элемент; 26 — колпак
Рис. 2.16. Центробежный фильтр очистки масла:
1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 — ротор; j колпак фильтра; 5, 8, 9 — гайки крел-гения колпака ротора, ротора, колпака ФУльтра; 6 — упорный шарикоподшипник; упорная шайба; 10, 13 верхняя и нижняя втулки ротора; 11 — ось ротора; 12 — турбинка ротора; 14, 15, 16 — палец, пластина, пружина стопора; 17 — трубка отвода масла; /в, 19, 20 — плунжер, пружина, пробка перепускного клапана
Подача неочищенного масла в главную масляную магистраль через перепускной клапан предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся детали от повышенных износов и возможного выхода из строя. Однако даже кратковременная работа двигателя на неочищенном масле недопустима, так как вызывает задиры трущихся деталей и в конечном итоге выводит двигатель из строя. Свечение сигнализирующей лампы допустимо только при пуске двигателя и его прогреве с холодным маслом в системе смазки.
Степень засоренности фильтрующих элементов определяется на прогретом двигателе при частоте вращения 260 рад/с (2600 об/мин). Свечение лампы в кабине водителя указывает на необходимость замены фильтрующих элементов.
С 1979 г. в масляный фильтр устанавливаются бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. В летнее время в случае необходимости применяются фильтрующие элементы с композицией из древесной муки и связующих материалов.
Для слива масла из .фильтра используется пробка.
Центробежный масляный фильтр обеспечивает дополнительную очистку масла от технических примесей. Фильтр с активно-реактивным приводом ротора установлен в передней части двигателя, справа. Основными частями центробежного фильтра (рис. 2.16) являются: корпус с перепускным клапаном фильтра и сливным клапаном масляного радиатора, ротор с верхней и нижней втулками в сборе, турбинка ротора, ось ротора и колпак ротора. Ротор в сборе с колпаком установлен на упорном шарикоподшипнике на оси ротора, ввернутой в корпус фильтра, и закреплен гайками. Турбинка ротора 12 из цинкового сплава закреплена а нижней части ротора винтами. Сверху колпак ротора закрыт неподвижным колпаком фильтра. В нижней части корпуса установлен стопор, обеспечивающий фиксацию ротора при разбсрке фильтра. Стыки соединяемых деталей уплотнены прокладками и кольцами.
Рис. 2.17. Установка масляного радиатора и радиатора усилителя рулевого управления:
1 — масляный радиатор; 2, 5 — кронштейны крепления масляного радиатора; 3 — трубка подвода масла; 4 — радиатор системы охлаждения; 6 — трубка отвода масла; 7—масляный радиатор усилителя руля
Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение активной силой струи масла, вытекающей из щели — сопла в оси ротора и воздействующей на лопатки турбинки 12, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла. Благодаря этому ротор с колпаком и находящимся в нем маслом вращается с частотой до 500 рад/с (5000об/мин).
При работе двигателя масло из радиаторной секции масляного насоса подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают и удерживают механические примеси на внутренней стенке колпака, а очищенное масло через отверстие в оси ротора, трубку и сливной клапан в корпусе фильтра поступает в поддон двигателя или в масляный радиатор при его включении и далее в поддон двигателя.
Перепускной и сливной клапаны, установленные в корпусе фильтра, плунжерного типа. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки при его загрязнении. Начало открытия перепускного клапана происходит при давлении масла во входной полости центробежного фильтра 600….650 кПа (6…6,5 кгс/см2). Сливной клапан обеспечивает подачу масла в поддон двигателя при выключенном радиаторе или при повышении давления масла в последнем. Начало открытия сливного клапана происходит при давлении 110…120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2).
Во избежание нарушения балансировки ротора с колпаком в сборе при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совместить при его сборке.
Масляный радиатор обеспечивает охлаждение масла при эксплуатации автомобилей при температуре окружающего воздуха выше 0 °С и в тяжелых дорожных условиях с целью предотвращения разжижения масла и падения в связи с этим давления в системе смазки.
Радиатор трубчато-пластинчатого типа, двухрядный, воздушного охлаждения установлен на радиаторе системы охлаждения двигателя с наружной стороны (рис. 2.17) и состоит из остова, включающего два ряда горизонтальных трубок с охлаждающими пластинами, и двух бачков.
Рис. 2.18. Сапун:
Масляный радиатор отключается с помощью крана, установленного на корпусе центробежного фильтра очистки масла, при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.
Заливной патрубок предназначен для заправки и предварительной очистки масла. Крепится двумя болтами к картеру маховика справа. В нижней части патрубка установлен сетчатый фильтр. Отверстие патрубка герметично закрывается резьбовой пробкой, снабженной резиновой прокладкой.
Указатель уровня масла служит для периодического контроля за уровнем масла в поддоне двигателя. Он состоит из металлического стержня, резинового уплотнителя и специальной трубки, установленной с правой стороны на блоке двигателя автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 и с леЕой стороны — автомобиля Урал-4320. Стержень снабжен метками «Н» — «нижняя» и «В» — «верхняя», соответствующими минимально и максимально допустимым уровням масла.
Сапун обеспечивает естественную вентиляцию картера двигателя с целью удаления паров топлива и отработаЕШих газов, проникающих в картер через зазоры между зеркалом цилиндра и кольцами, и вследствие этого предотвращения разжижения масла и ухудшения его смазывающих сеойств. Сапун лабиринтного типа установлен в гнезде картера маховика с правой стороны двигателя. Он состоит (рис. 2.18) из Еерхнего, среднего и тнутренкего стаканов и газеот-водящей трубы.
Выход отработавших газов из картера двигателя в атмосферу и паров топлива через сапун и газ00ТЕ0дящую трубу происходит благодаря разрежению, возникающему у конца газоотЕодящей трубы при движении автомобиля. Лабиринтный сапун препятствует уносу масла через газоотводящую трубу, так как при резкой смене направления движения потока газов частицы масла отделяются и стекают в поддон.
Контрольно-измерительные приборы информируют водителя о давлении масла в системе смазки двигателя, об аварийном падении давления масла и о засорении полнопоточного фильтра очистки масла. Указатель давления масла (рис. 2.19), лампы сигнализаторов засорения фильтра и аварийного падения давления масла установлены на щитке приборов: датчики этих приборов — в корпусе полнопоточного масляного фильтра. Датчик сигнальной лампы засорения фильтра встроен в канале перепускного клапана.
Рис. 2.19. Схема системы смазки двигателя:
1 — сливной клапан масляного радиатора; 2— перепускной клапан центробежного фильт* рэ; 3 — кран выключения масляного радиатора; 1 —центробежный фильтр очистки масла; 5 — указатель уровня масла; в — сапун; 7 — лампа сигнализатора засорения полнопоточного фильтра; 8 —лампа сигнализатора аварийного падения давления масла; 9 —указатель давления масла; /0компрессор; 11— топливный насос высокого давления; 12 — регулятор-выключатель гидромуфты (термосиловой датчик); 13 — гидромуфта; 14 — поддон двигателя; 15, 18 — предохранительные клапаны радиаторной и нагнетающей секций масляного насоса; 16 — масляный радиатор; 17 — маслоприемник; 19, 20 — радиаторная и нагнетающая секции масляного насоса; 21 — дифференциальный клапан; 22— фильтр полнопоточный очистки масла; 23 — глаЬная масляная магистраль; 24 — перепускной клапан полнопоточного фильтра очистки масла с датчиком сигнализатора засорения фильтра
При работе двигателя масло из поддона через маслоприемник поступает в секции масляного нассса.
Нагнетательная секция через канал в правой стенке блока под давлением подает масло в полнопоточный фильтр, где оно очищается в двух фильтрующих элементах и поступает в главную масляную магистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей, регулятору-выключателю и подшипникам гидромуфты, подшипникам компрессора и топливного насоса. К сферическим опорам штанг и толкателей масло подается пульсирующей струей. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.
Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом. Излишнее масло по каналам и трубкам стекает в поддон двигателя.
Максимальное давление масла в главной масляной магистрали в прогретом двигателе, равное 400…550 кПа (4,0…,5,5 кгс/см2), поддерживается дифференциальным клапаном масляного насоса. При работе с холодным вязким маслом при давлении 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) срабатывают перепускные клапаны секций масляного насоса.
Из радиаторной секции масляного насоса масло поступает в фильтр центробежной очистки и приводит во вращение его ротор, обеспечивая очистку масла от механических примесей. Давление масла в фильтре ограничивается до 600…650 кПа (6,0…6,5 кгс/см2) перепускным клапаном. Очищенное в центробежном фильтре масло через кран поступает в радиатор и затем сливается в поддон двигателя. При закрытом кране или повышении давления масла в радиаторе более 110… 120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2) масло из центробежного фильтра через сливной клапан сливается в поддон двигателя, минуя радиатор.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и работа системы смазки двигателя КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы