Скрепер ДЗ-20В представляет собой двухосную прицепную машину с принудительной разгрузкой ковша. Состоит из передней оси с буксирным дышлом, ковша с заслонкой и задней стенкой, тяговой рамы, задних колес, несущей металлоконструкции с буфером и гидравлической системы управления.
Ковш является основной несущей рамой машины, воспринимающей весовые и тяговые нагрузки при работе скрепера. Ковш состоит из двух боковых стенок и днища. Стенки и днище снаружи усилены фасонными накладками жесткости. Спереди боковые стенки соединены передней связью, на которой укреплены кронштейны гидроцилиндров подъема ковша. Сзади боковые стенки соединены металлоконструкцией, включающей в себя верхнюю и нижнюю поперечные балки и пространственную ферму. К ферме приварены балка, в которую с торцов вмонтированы полуоси задних колес, и буфер с кронштейном, предназначенным для подвески гидроцилиндра привода разгружающей стенки.
Передняя кромка днища оснащена подножевой плитой, к которой вверху присоединены на болтах средние и крайние ножи. На передних нижних кромках боковых стенок приварены вертикальные фартуки с боковыми ножами. На боковых стенках снаружи укреплены также упряжные шарниры, проушины для подвески заслонки и ее гидроцилиндров.
Заслонка служит для регулирования ширины щели при наборе грунта и закрывает ковш при транспортировке. К торцам щита приварены две боковые щеки. При помощи двух рычагов заслонка соединяется с ковшом скрепера. Сверху на рычагах приварены стойки, к которым пальцами шарнирно присоединены головки штоков гидроцилиндров управления.
Разгрузочная задняя стенка скрепера ДЗ-20В выполнена в виде щита, к тыльной поверхности которого в нижней его части приварен толкатель сварной конструкции коробчатого типа. Для укрепления консольной части щита между ним и толкателем устанавливаются раскосы, а в нижней части — горизонтальные раскосы. На кромках щита и на хвостовой части толкателя установлены поддерживающие и направляющие ролики. Сферические ролики катятся при выдвижении щита по средним направляющим, а однореберные — по полосам, приваренным на днище и боковых стенках ковша. Система парных роликов обеспечивает движение щита во время разгрузки грунта без перекосов и смещений от основного направления.
Принудительная разгрузка грунта производится при помощи гидро цилиндра. Шток гидроцилиндра крепится шарнирно к проушинам хвостовика, а сам гидроцилиндр прикреплен к внутренней части буфера. Хвостовик направляет движение задней стенки и предохраняет ее от перекоса в момент выгрузки грунта. Хвостовик передвигается на роликах, что уменьшает трение задней стенки о днище и боковые стенки ковша.
Тяговая рама соединяет ковш с передней осью, она имеет П-образную форму и состоит из двух боковых тяг, из соединяющей их поперечной балки и хобота. На концах боковых тяг приварены цапфы с крышками для соединения их с упряжными шарнирами ковша. На поперечной балке размещены кронштейны для подвески гидроцилиндров подъема ковша. На переднем конце хобота приварена шаровая опора для соединения его со шкворнем передней оси.
Прицепные скреперы ДЗ-111 и ДЗ-77С подобны по конструкции скреперу ДЗ-20В и отличаются от него лишь геометрическими размерами ковша, некоторыми сборочными единицами, деталями металлоконструкции и гидросистемы.
Прицепные скреперы с гусеничными тракторами выполняют работы в условиях переменного рельефа местности при перемещении грунта по бездорожью на расстояние до 500 м. В последнее время некоторые скреперы оборудуются механизмом для элеваторной загрузки ковша. При этом, помимо частичного заполнения ковша обычным способом, грунт подается скребками конвейера, что обеспечивает более высокий коэффициент наполнения ковша в различных грунтах, равномерность тягового усилия и хорошую планировку забоя. Однако скреперы с механизированной загрузкой ковша имеют сложную конструкцию, не могут работать на грунтах с каменистыми включениями и плохо разгружаются при работе на влажных грунтах, так как снабжены свободной разгрузкой.
Полуприцепной скрепер ДЗ-74 с принудительной разгрузкой ковша состоит из базового колесного трактора и одноосного полуприцепного скреперного оборудования, соединяемого с трактором с помощью седельно-сцепного устройства.
Полуприцепное скреперное оборудование состоит из рамы, механизма управления заслонкой, ковша с нижними и боковыми ножами, задней стенки, задней оси и двух колес с шинами.
Конструкция рамы заслонки, ковша и задней стенки аналогична одноименным узлам прицепного скрепера. Заслонка в передней части имеет дополнительную проушину с двумя отверстиями для соединения с тягой механизма управления заслонкой. С нижним отверстием тяга соединяется при работе на связных грунтах, когда необходимо большое открытие заслонки при выгрузке грунта, а с верхним — при работе на сыпучих грунтах, когда необходимо быстрое закрывание заслонки после набора грунта в ковш.
Механизм управления заслонкой состоит из тяги, рычага и двух гидроцилиндров. Поскольку рычаг механизма закреплен на раме скрепера, а рычаги заслонки — на боковых стенках ковша, при опускании и подъеме ковша заслонка открывается и закрывается автоматически.
Полуприцепные скреперы выпускаются на базе двухосных колесных тракторов и тягачей со всеми ведущими колесами. Благодаря высоким транспортным скоростям тягачей полуприцепные скреперы в 1,5 — 2 раза производительнее прицепных. Полуприцепные скреперы применяются при перемещении грунта на расстояние до 5 км.
Самоходный скрепер ДЗ-11П представляет собой одноосный тягач и одноосное полу-прицепное скреперное оборудование, соединенное с тягачом седельно-сцепным устройством. Седельносцепное устройство вилочного типа обеспечивает наклон скреперного оборудования относительно тягача на 15° и поворот тягача в плане относительно скреперного оборудования на 90°. Скреперное оборудование включает в себя ковш, разгружающую заднюю стенку и переднюю заслонку.
Одноосный колесный тягач МоАЗ-546А (заменяет переднюю ось у прицепного скрепера) состоит из двигателя, коробки перемены передач, раздаточной коробки, карданной передачи и ведущего моста, рамы, рессорной подвески ведущего моста с гидравлическими амортизаторами, колес и шин, механизмов управления, электрооборудования, приборов и кабины.
Рулевое управление скрепером осуществляется путем поворота в плане тягача относительно прицепного скрепера с помощью рулевой гидросистемы. Исполнительными органами служат гидроцилиндры 4, которыми тягач поворачивается вправо и влево относительно скрепера. Этим обеспечивается минимально возможный радиус поворота агрегата.
Рабочими органами скрепера управляют из кабины машиниста с помощью рычагов управления гидрораспределителя. Гидросистема питается тремя шестеренными насосами. На пути движения рабочей жидкости от насосов к распределителю установлены обратные клапаны; в случае падения давления в одном из насосов клапан закрывается, и масло, поступающее от исправных насосов, не попадает в неисправный насос.
Самоходный скрепер ДЗ-13 с принудительной разгрузкой ковша выпускается на базе одноосного колесного тягача БелАЗ-531, имеющего гидромеханическую коробку перемены передач. По конструкции он подобен скреперу ДЗ-11П.
Усилие, развиваемое тягачом самоходного скрепера, недостаточно для наполнения ковша грунтом. При работе в мягких грунтах и движении под уклон самоходный скрепер может наполнить ковш всего на 1/3. Кроме того, наполнение ковша сопровождается буксованием колес, что ускоряет износ шин и деталей трансмиссии. Поэтому самоходный скрепер необходимо наполнять грунтом только при помощи толкача. Целесообразно использовать в качестве толкача гусеничный трактор или колесный тягач, тяговый класс которых в 1,5 раза превышает тяговый класс скрепера.
Самоходные скреперы применяют для перемещения грунта на расстояние до 5 км. При наличии хороших дорог дальность транспортирования грунта может быть значительно увеличена.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство скреперов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы