На новых грузовых автомобилях ГАЗ-66А и ГАЗ-66, а также на легковых автомобилях «Чайка» устанавливают четырехтактные карбюраторные восьмицилиндровые короткоходные V-образные двигатели производства Заволжского моторного завода. Эти двигатели представляют собой семейство, унифицированное по большинству деталей. Двигатели этого семейства отличаются лишь некоторыми показателями п изменениями конструкции, связанными с особенностями использования их на разных автомобилях. Широкое применение в двигателях алюминиевых сплавов для изготовления основных корпусных деталей (блока цилиндров, головок, крышки распределительных шестерен, корпуса масляного насоса, корпуса привода распределителя, поршней, впускной трубы и патрубка термостата) позволило значительно снизить вес двигателей. Основные данные по этим двигателям приведены в приложении.
Двигатель автомобиля ГАЗ-53А имеет рабочий объем 4,25 л при диаметра цилиндра 92 мм и ходе поршня 80 мм и развивает мощность 115 л. с. при 3200 об/мин с ограничителем. Конструкции двигателей ГАЭ-53А и ГАЗ-66 одинаковы, кроме формы масляного поддона и привода вентилятора.
Блок-картер двигателя с двумя рядами цилиндров, расположенных V-образно под углом 90°, отлит из алюминиевого сплава. Для увеличения жесткости блока плоскость разъема картера опущена ниже оси коленчатого вала на 75 мм. Снизу к картеру крепится болтами на пробковой уплотняющей прокладке стальной штампованный поддон.
В отверстиях внутренних перегородок обеих секций блока установлены легкосъемные чугунные мокрые гильзы цилиндров. В верхнюю часть гильз запрессованы короткие (длиной 50 мм) вставки из антикоррозионного чугуна. Гильзы центрируются в блоке нижней частью, входящей в выточки секций блока, и закрепляются головками. Между наружными стенками блока и стенками вставных гильз образована водяная рубашка. В нижней перегородке блока каждая гильза уплотняется тонкой кольцевой прокладкой из мягкой меди, установленной под нижним буртом гильзы.
На верхнюю плоскость обеих секций блока установлены на асбестовых графитизированных прокладках с железным каркасом головки, отлитые из алюминиевого сплава AJ14; головки крепятся гайками на шпильках. В головках расположены полностью обработанные камеры сгорания полуклинового типа, клапанный механизм и впускные и выпускные каналы. Сбоку в отверстия головок ввернуты свечи зажигания, входящие внутрь камер сгорания и соединяемые проводами с распределителем. Водяные рубашки, расположенные между двойными стенками головок, сообщаются через отверстия в плоскости стыка с водяными рубашками блока.
Поршни облегченного типа изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава. Конусная юбка поршня луженая, имеет овальный профиль и несквозные разрезы. Нерабочая часть юбки имеет вырезы. Для правильной установки поршней на юбке сделаны надписи «Перед», «Назад». На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное чугунные кольца. Компрессионные кольца, скручивающиеся с фаской на верхней внутренней кромке, верхнее кольцо хромированное, остальные кольца луженые. Зазор в замке колец равен 0,3—0,4 мм.
Поршневые пальцы плавающего типа, закреплены в бобышках поршней стопорными кольцами. Ось пальца смещена относительно оси цилиндра вправо на 1,5 мм.
Шатуны, кованные из стали 45Г2, имеют стержень двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна снабжена отъемной крышкой, прикрепляемой к шатуну двумя шлифованными шатунными болтами, изготовленными из специальной стали. Гайки шатунных болтов крепятся контргайками. В нижней головке установлены тонкостенные стале-алюминиевые вкладыши, состоящие из стальной ленты с нанесенным на нее путем раскатки антифрикционным сплавом алюминия с медью и оловом. При сборке шатуна метка-выступ, имеющаяся на крышке, должна располагаться в сторону номера детали, выбитого на стержне.
Нижние несимметричные головки шатунов цилиндров, расположенных в общей поперечной плоскости, по две установлены на общей шатунной шейке коленчатого вала. При этом большими фасками на головках шатуны должны быть обращены наружу. Поршни и шатуны в каждую секцию блока устанавливаются по меткам.
Пятиопорный коленчатый вал литой, изготовлен из специального чугуна и снабжен противовесами. Расположение кривошипов вала общепринятое для V-образных восьмицилиндровых двигателей. Коренные и шатунные шейки вала полые. В щеках и шейках вала просверлены смазочные каналы; полости шатунных шеек, закрытые пробками, используются как грязеуловители.
Крышки коренных подшипников (рис. 1) изготовлены из ковкого чугуна, крепятся к перегородкам блока двумя коренными болтами каждая и центрируются в гнездах шипами. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников триметаллические. Осевая фиксация коленчатого вала осуществляется упорными стале-баббитовыми кольцами в переднем коренном подшипнике. Осевой зазор равен 0,075—0,175 мм. На переднем конце вала закреплены распределительная шестерня, маслоотражатель и шкив (с одной канавкой у ГАЗ-бЗА и с тремя у ГАЗ-66) с грязеотражателем. В торец Еала ввернут храповик для пусковой рукоятки. Передний конец вала уплотнен в крышке распределительных шестерен резиновым самоподжимным сальником. Задняя шейка вала снабжена маслоотражательным гребнем и уплотнена плетеным асбестовым графитизированным шнуром, уложенным в канагвку блока и специального держателя, установленного в блоке на резиновых уплотнителях. На шейке вала под сальником имеется маслосгонная накатка. К фланцу заднего конца вала крепится болтами чугунный маховик с зубчатым венцом для стартера.
Механизм газораспределения имеет верхнее однорядное расположение клапанов. Впускные клапаны изготовлены из специальной хромокрем-нистой стали, а выпускные — из жаростойкой хромоникельмарганцови-стой стали. Рабочая поверхность фаски выпускных клапанов наплавлена специальным хромоникелевым сплавом, повышающим их долговечность. Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение. На впускных клапанах закреплены резиновые маслоотражательные колпачки. Стержни клапанов установлены в металлокерамических втулках, запрессованных в головку блока. Вставные седла клапанов изготовлены из специального жаропрочного чугуна. Впускные и выпускные клапаны в каждой головке установлены поочередно, что устраняет местные перегревы головки.
Клапанная пружина закрепляется на клапане опорной шайбой и разрезными коническими сухариками. Для обеспечения возможности свободного проворачивания клапанов сухарики установлены в промежуточной конусной втулке, так же как и в двигателе автомобиля «Волга».
Стальные литые коромысла установлены на полой оси на свертных бронзовых втулках. Носок коромысла закален; с другой стороны в коромысло ввернут регулировочный винт с контргайкой. Ось на каждой головке закреплена в четырех стойках. Продольные перемещения коромысел устраняются распорными пружинами с шайбами. Клапанный механизм на каждой головке закрыт крышкой, притягиваемой к головке через уплотняющую прокладку с помощью гаек-барашков.
Штанги дюралюминиевые с напрессованными стальными наконечниками. Применение штанг из дюралюминия, расширяющегося при нагревании так же, как и материал блока и головки, обеспечивает большую стабильность зазора между клапанами и коромыслами при нагреве двигателя. Толкатели стальные, цилиндрические, установлены в каналах блока. Сферическая рабочая поверхность толкателей наплавлена твердым отбеленным чугуном. На боковой поверхности толкателей имеются, отверстия для стока масла.
Стальной распределительный вал установлен в перегородках блока у основания обеих секций на пяти опорах, снабженных свертными стале-баббитовыми втулками. Кулачки впускных и выпускных клапанов имеют различный профиль. Поверхность кулачков конусная. На переднем конце вала закреплена стальная ступица с текстолитовой распределительной шестерней, входящей в зацепление со стальной шестерней коленчатого вала. На заднем конце вала нарезана шестерня привода распределителя. Осевая фиксация распределительного вала осуществляется стальным упорным фланцем, прикрепленным к блоку болтами и входящим в зазор между торцом передней шейки и ступицы шестерни с дистанционной втулкой. Болтом, крепящим шестерню на конце вала, закреплен штампованный эксцентрик привода бензинового насоса и уравновешивающий его противовес. Распределительные шестерни закрыты крышкой, отлитой из алюминиевого сплава. От переднего конца распределительного вала приводится в действие датчик ограничителя числа оборотов двигателя, закрепленный на крышке.
Каналы впускных клапанов выведены к внутренней стороне головок и соединяются с впускным трубопроводом, который расположен в крышке сложной формы, отлитой из алюминиевого сплава и закрепляемой на головках в развале блока цилиндров. В крышке также отлиты водяные каналы системы охлаждения двигателя и корпус фильтра центробежной очистки масла. Сверху на крышке блока закреплен карбюратор.
Каналы выпускных клапанов выведены к наружной стороне головок, где к ним крепятся выпускные трубопроводы. Двигатель крепится к раме автомобиля на трех упругих опорах. Основные данные по двигателю приведены в приложении.
Двигатель автомобиля ГАЗ-66 имеет такие же показатели и конструкцию, что и двигатель автомобиля ГАЗ-БЗА.
Двигатель автомобиля «Чайка» имеет увеличенный рабочий объем до 5,5 л при диаметре цилиндра 100 мм и ходе поршня 88 мм. Степень сжатия повышена до 8,5. Двигатель развивает мощность 195 л. с. при 4400 об/мин и рассчитан для работы на бензине А-92.
Конструкция двигателя в основном аналогична конструкции двигателя автомобиля ГАЗ-53А. В связи с изменением основных размеров двигателя ряд его деталей (блок, коленчатый вал, поршни и др.) отличается от одноименных деталей двигателя автомобиля ГАЗ-66А. К заднему фланцу коленчатого вала двигателя вместо маховика присоединен корпус гидротрансформатора силовой передачи автомобиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"V-образные двигатели автомобилей газ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы