Принципиальная схема вакуумной системы показана на рис. 4.10. Корпус вакуум-аппарата имеет заслонку, которая перекрывает поступление отработавших газов либо к струйному насосу, либо к глушителю. Струйный насос соединен трубопроводом с вакуумным клапаном. Вакуумный клапан установлен на насосе. Внутри корпуса вакуумного клапана к седлам пружинами прижимаются два клапана. При перемещении рукоятки с осью эксцентрик отжимает клапаны от седел. Работа системы происходит следующим образом.
Рис. 4.10. Схема вакуумной системы:
1 — корпус вакуумного аппарата; 2 — заслонка; 3 — струйный насос; 4 — трубопровод; 5 — насос; 6 — пружина; 7 — клапан; 8 – эксцентрик; 9 — ось эксцентрика; 10 — рукоятка; 11 — вакуумный клапан; 12 — отверстие вакуумного клапана; 13 — глушитель
Исходное положение — двигатель работает, насос выключен (рис. 4.10, а). Заслонка в горизонтальном положении. Клапаны пружинами прижаты к седлам. Отработавшие газы двигателя проходят через корпус, глушитель и выбрасываются в атмосферу.
Заполнение насоса водой происходит с помощью всасывающих рукавов, которые присоединяют к насосу. Рукояткой вакуумного клапана отжимают нажимной клапан вниз (рис. 4.10, б). При этом полость насоса через полость вакуумного клапана и трубопровод соединяется с полостью струйного насоса. Заслонку переводят в вертикальное положение. Отработавшие газы будут направлены в струйный насос. Во всасывающей полости насоса будет создаваться разрежение, и насос будет заполнен водой под атмосферным давлением.
Выключение вакуумной системы происходит после заполнения насоса водой, перемещая рукоятку, отжимают от седла верхний клапан. При этом нижний клапан будет прижат к седлу. Всасывающая полость насоса, таким образом, будет отключаться от атмосферы. Но теперь с атмосферой через отверстие будет соединен трубопровод и струйный насос удалит воду из вакуумного клапана и соединительных трубопроводов. Это особенно необходимо проделать на зимний период для предотвращения замерзания воды в трубопроводах. Затем рукоятку и заслонку ставят в исходное положение.
Вакуумный клапан (рис. 4.11). Вакуумный клапан предназначен для соединения всасывающей полости насоса с газоструйным вакуум-аппаратом при заборе воды из открытых водоемов и удаления воды из трубопроводов после заполнения насоса. В корпусе клапана, отливаемого из чугуна или алюминиевого сплава, размещены два клапана. Они прижимаются пружинами к седлам. При положении рукоятки, указанном на рисунке, эксцентрик на валике отжимает от седла верхний клапан. В этом положении насос отсоединен от струйного насоса. Перемещая рукоятку в крайнее левое положение, можно отжать от седла нижний клапан и всасывающая полость насоса соединится со струйным насосом. При вертикальном положении рукоятки оба клапана будут прижаты к своим седлам.
Рис. 4.11. Вакуумный клапан:
1 — глазок; 2 — платик; 3 —упор рукоятки; 5, 7, 12 — гайки; 6 — корпус электролампочки; 8 — верхний клапан; 9 — рукоятка; 10 — уплотнение; 11 — кулачковый валик; 13 — нижний клапан; 14 — пружина
В средней части корпуса выполнен платик с отверстием для присоединения фланца соединительного трубопровода. В нижней части расположены два отверстия, закрытые глазками из органического стекла. К одному из них прикрепляется корпус 6 лампочки. Через глазок контролируют заполнение насоса водой. Вакуумные клапаны на различных машинах мало отличаются Друг от друга. Так, в некоторых конструкциях [например, на автонасосе АН-40(130)-127 ] контроль заполнения насоса осуществляется с помощью электрического датчика и указателя.
На автоцистерне АЦ-40(131)-42Б в вакуумном клапане устроена камера с поплавком. При заполнении насоса вода заполняет камеру, а поплавок перекрывает трубопровод к струйному насосу. Это предотвращает попадание воды в трубопровод и ее замерзание зимой.
Рис. 4.12. Газоструйный вакуум-аппарат (а) и схема привода (б):
1 — резонатор; 2 — распределитель; 3, 14 — заслонки; 4 — корпус; 5, 9 — рычаги; 6 —фланец для присоединения трубопровода от вакуумного клапана; 7 — ось; 8 — крышка; 10 — пружина; 11 — сопло; 12 — диффузор; 13 — рычаг заслонки; 15 — рычаг рукоятки; 16 — тяги; 17 — рычаг привода
Газоструйные вакуум-аппараты (рис. 4.12) предназначены для создания разрежения в полости всасывающих пожарных рукавов и насосов при заборе воды из открытых водоемов, их делают совмещенными с газовыми сиренами или раздельными.
Пожарные автомобили на базе ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375» оборудуются газоструйными вакуум-аппаратами в одном блоке с газовой сиреной. Пожарные автомобили на базе ГАЗ-66 и ГАЗ-бЗА оборудуются раздельными конструкциями вакуум-аппаратов и газовых сирен. Блок газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис. 4.12, а) состоит из корпуса и крышки, изготовленных из серого чугуна. Внутри корпуса на осях установлены заслонки. На концах осей закреплены рычаги. Пружиной заслонки прижаты к своим седлам. В этом положении выхлопные газы свободно проходят по трубопроводам к глушителю. К корпусу присоединены распределитель и резонатор газовой сирены. Условия работы газоструйного вакуум-аппарата очень тяжелые. Все его детали омываются горячими отработавшими газами. Поэтому большой и малый диски заслонок выполнены из легированной стали и приварены к стальному кольцу. Заслонки установлены на рычагах так, что могут отклоняться от их осей на 5—6°. Этим обеспечивается плотное прилегание заслонок к седлам. Рычаги жестко соединяются с осями, поворачивающимися в стальных втулках. Сопло и диффузор крепятся к фланцу корпуса газоструйного вакуум-аппарата. Герметичность в месте соединений корпуса и крышки обеспечивается постановкой прокладок из асбостального полотна и подмоткой шнурового асбеста в выточках осей. Оси заслонок собирают на графитной смазке Б8Н-1. Они должны свободно вращаться без заеданий. К фланцу диффузора присоединяется трубопровод от вакуумного клапана.
Включение газоструйного вакуум-аппарата производят из насосного отделения при заднем размещении насоса. Схема привода на АЦ-40(131)-137 приведена на рис. 4.12, 6. В кабине водителя установлены рычаг рукоятки, соединенный тягами и рычагами привода с рычагом от газоструйного вакуум-аппарата. При перемещении рычага на себя заслонка устанавливается в вертикальное положение. Отработавшие газы, проходя через сопло, создадут в вакуум-камере разрежение. По трубке, идущей от вакуумного клапана, будет удаляться воздух из насоса, и в насос начнет поступать вода из водоема. При среднем размещении насоса привод осуществляется из кабины водителя.
Сирену включает водитель в кабине. При этом заслонка займет вертикальное положение, отработавшие газы будут проходить через резонатор. Изменяя обороты двигателя и, следовательно, количество выходящих отработавших газов, изменяют силу и тон звука, издаваемого сиреной.
На пожарных автоцистернах АЦ-30(53А)-106А и АЦ-30(66)-146 применяются раздельные конструкции газоструйного вакуум-аппарата и газовой сирены (рис. 4.13). На этих машинах струйный насос используется не только для заполнения всасывающей линии и насоса при заборе воды из открытых водоемов. В случае работы от цистерны или гидранта вакуумный насос используется для ускорения заполнения насоса водой. Корпус и крышка аппарата изготовлены из серого чугуна, диффузор — из стали. Эти детали соединены шпильками и уплотнены прокладками из асбостального полотна. Внутри диффузора находится сопло из стали. Заслонка из ковкого чугуна с помощью рычага закреплена на оси. Ось посредством рычага поворачивается закрывая отверстие корпуса или струйного насоса заслонкой.
При вертикальном положении заслонки отработавшие газы проходят, как показано стрелкой. Вследствие разрежения в диффузоре по трубе отсасывается воздух из насоса при открытом вакуумном клапане. Труба от вакуумного клапана соединяется с трубой штуцером. Если заслонка перекрывает отверстие в крышке, то газы проходят через корпус аппарата в глушитель и далее в атмосферу. Газовая сирена по существу устроена так же, как и описанный вакуум-аппарат, только вместо диффузора и сопла на крышке корпуса устанавливаются распределитель газа и резонаторы. Распределитель газа и резонаторы однотипны во всех газовых сиренах.
Рис. 4.13. Раздельная конструкция газоструйного вакуум-аппарата:
1 — камера смешения; 2 — диффузор; 3 — сопло; 4 — прокладка; 5 — корпус; 6 — пружина; 7 — рычаг; 8 — штуцер; 9 — труба; 10 — фланец; 11 — кронштейн; 12 — ось заслонки; 13 — рычаг заслонки; 14 — заслонка; 15 — крышка
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вакуумная система"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы