Конструкция изоляции обмоток определяется номинальным напряжением и конструкцией самой машины, а также конфигурацией ее пазов. По своему назначению изоляция подразделяется на корпусную, междуфазовую, витковую и проводниковую. Корпусная изоляция служит для изоляции витков обмотки от корпуса и от других металлических частей машины, витковая — для изоляции витков одной катушки друг от друга, проводниковая — одного проводника от другого, междуфазовая — одной фазы обмотки от других фаз.
Пазы электрической машины могут иметь различную конфигурацию. В статорах электрических машин переменного тока мощностью до 100 кВт на напряжение до 660 В делают полузакрытые пазы, в которые укладывают обмотку из круглого провода. На рисунках условно (без соблюдения масштаба) показано расположение проводников и изоляции. Корпусная изоляция устанавливается в пазы до укладки обмотки. Она выполняется в виде короба из одного или нескольких слоев. Витковой изоляцией в таких обмотках является изоляция отдельных проводников. Если в пазах располагаются стороны двух разных катушек — двухслойная обмотка, то между ними по высоте паза устанавливают междуфазовую изоляцию — прокладки, изолирующие проводники разных катушек друг от друга. Проводники обмотки закрепляются в пазах пазовыми крышками или пазовыми клиньями. Под клин устанавливают прокладку. В лобовых частях между катушками разных фаз располагают междуфазовую изоляцию в виде фасонных прокладок из листового изоляционного материала.
Рис. 1. Поперечные сечения полузакрытых пазов с обмоткой из круглого провода:
а однослойной, б — двухслойной
Статоры машин переменного тока с номинальным напряжением до 660 В при мощности более 100 кВт имеют полуоткрытые пазы, в которые укладывается обмотка из прямоугольного провода. Корпусная изоляция имеет такую же конструкцию, как и в обмотках из круглого провода. Изоляционный короб устанавливается в пазы до укладки обмотки и состоит из нескольких слоев изоляционного материала. Обмотка закрепляется в пазу клином. Помимо прокладок между сторонами разных катушек в пазу устанавливают прокладки из механически прочного изоляционного материала на дно паза и под клин.
Обмотки всех машин на напряжение 3000 В и выше, а также машин специального исполнения на любое напряжение, нямри мер влагостойких, выполняются из прямоугольного провода и укладываются в открытые пазы. Катушки обмотки изолируются до укладки в пазы. Корпусная изоляция их пазовой части 6 может быть выполнена либо в виде сплошной гильзы, либо непрерывной намоткой ленточного изоляционного материала. Электрическая и механическая прочность гильзовой изоляции более высокая, но она имеет существенный недостаток — гильзу можно выполнить только на прямолинейных участках катушек — их пазовых частях. Изоляция лобовых частей выполняется непрерывной. На стыках двух видов изоляции — гильзовой и непрерывной вблизи выхода прямолинейной части катушек из паза сплошной слой изоляции нарушается. Поэтому в местах стыков появляется наибольшая опасность пробоя изоляции. При изготовлении катушек с гильзовой изоляцией приходится принимать специальные меры для обеспечения необходимой электрической прочности этих участков.
Рис. 2. Поперечное сечение полуоткрытого паза с обмоткой
Большинство обмоток высоковольтных машин делают с непрерывной изоляцией, которая накладывается и на пазовые, и на лобовые части катушек. Ее выполняют из стекломикаленты, слюдинитовых или слюдопластовых лент. Лента накладывается вполнахлеста в несколько слоев. Число слоев зависит от номинального напряжения машины и может быть большим, например число слоев пазовой изоляции обмотки высоковольтной машины на напряжение 10 кВ достигает 10—12. Лобовую часть обмоток изолируют меньшим числом слоев той же ленты. При этом в отличие от гильзовой изоляции образуется сплошной непрерывный изоляционный слой по всей поверхности катушки.
Между витками обмотки устанавливают витковую изоляцию. Она выполняется непрерывной по всей их длине в пазовой и лобовых частях витка или в виде прокладок между витками. В открытых пазах устанавливают также прокладки на дно паза и под клин для предохранения корпусной изоляции от механических повреждений и между сторонами катушек по высоте паза для создания между ними определенного расстояния в пазу и в лобовых частях. Стороны катушек закрепляются в пазу клином.
Рис. 3. Поперечное сечение открытого паза с обмоткой
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды и конструкция изоляции обмоток"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы