Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн выполнены так, что, включая и выключая различные вентили, краны и задвижки различными способами, можно подавать в стволы воду или водный раствор пенообразователя в ГПС или воздушно-пенные стволы.
Рис. 5.1. Задвижка:
1 — корпус; 2 — клапан; 3 — паронитовая прокладка; 4 — гайка; 5 — крышка; 6 — шпиндель
Для управления подачей воды и пенообразователя в водопен-ных коммуникациях имеются специальные задвижки, клапаны и другая арматура.
Винтовая задвижка устроена следующим образом (рис. 5.1). К корпусу на паронитовой прокладке крепится крышка. Стальной шпиндель имеет двухходовую прямоугольную резьбу и при вращении перемещается в осевом направлении в латунной гайке, зафиксированной в крышке двумя винтами. Уплотнение шпинделя в крышке такое же, как и в напорной задвижке ПН-40У. Клапан удерживается на конце шпинделя. К нему двумя винтами прижимается с помощью стальной шайбы резиновая прокладка. В выточке шпинделя заложены два стальных полукольца, которые закреплены фланцем. Такое устройство позволяет плотно прижимать клапан к его седлу. При этом клапан не вращается, а вращается только шпиндель, что обеспечивает надежную посадку клапана на седло и не разрушает резиновой прокладки.
Клапан Ду-80 (рис. 5.2) служит для закрывания и открывания трубопровода, обеспечивающего поступление воды из цистерны в насос. Всасывающая полость насоса соединена с цистерной трубопроводом с клапаном. Корпус, проставка с уплотнительными кольцами, цилиндр и крышка отливаются из сплава алюминия или серого чугуна и соединены между собою шпильками. В цилиндре 6 перемещается поршень. Поршень и цилиндр разделяются уплотнительными кольцами. На штоке поршня размещён клапан. Его устройство аналогично устройству клапана винтовой задвижки. Поршень отжимается пружиной в нижней части цилиндра.
Управление клапаном может осуществляться вручную и с помощью сжатого воздуха. При вращении маховика шпиндель будет перемещаться в резьбе втулки, закрепленной двумя шпильками в верхней части крышки. Шпиндель утолщенной нижней частью будет упираться в торец втулки, зафиксированный во внутренней полости хвостовика поршня. При вывинчивании шпинделя он будет перемещать поршень и клапан. При этом вода из цистерны будет поступать к насосу. При вращении рукоятки против часовой стрелки клапан перекроет доступ воды из цистерны к насосу.
Рис. 5.2. Клапан Ду-80:
1 — корпус; 2 — штуцер; 3,4 — кольца; 5 — поршень; 6 — цилиндр; 7 — маховичок; в — крышка; 9 — пружина; 10 — шпиндель; 11 — клапан
Управление клапаном с помощью сжатого воздуха производится следующим образом. При поступлении воздуха через штуцер 2 в цилиндр 6 поршень 5 будет перемещаться вверх и поднимать клапан 11. Пружина 9 при этом будет сжиматься. При стравливании воздуха из цилиндра пружина будет разжиматься и поршень с клапаном возвращается в исходное положение.
Клапан Ду-32 устроен аналогично клапану Ду-80.
Он располагается на трубопроводе «бак с ПО — пено-смеситель». Они различаются только диаметрами проходных сечений, закрываемых клапаном, которые равны: у Ду-80 — 80 мм, а у Ду-32 — 32 мм.
Конструкция клапанов типа Ду-80 и Ду-32 имеет следующую особенность: клапаны только открываются сжатым воздухом (закрывание клапана происходит под действием пружины), поэтому, если клапан открыт вручную, управление им с помощью сжатого воздуха невозможно.
Лафетный ствол (рис. 5.3) установлен на крыше кабины водителя. Управление стволом осуществляется через люк с крышкой, открывающейся наружу. Спинка сидения пассажира сделана откидной и образует площадку для ствольщика. Вода (или раствор пенообразователя) насосом подается в распределительный клапан. От распределительного клапана по рукаву и трубе вода поступает в лафетный ствол, установленный на основании. Рукав заключен в проволочную спираль для предохранения рукава от механических повреждений. Лафетный ствол имеет сменные насадки для подачи воды или воздушно-механической пены. На крыше кабины размещена колонка управления клапанами водопенных коммуникаций.
Распределительный клапан предназначен для направления воды в цистерну или в лафетный ствол (рис. 5.4) и состоит из чугунного корпуса, к которому крепится патрубок и пневмо-цилиндр. На стальном штоке закреплена заслонка и диск с уплотнительными кольцами. К обеим сторонам заслонки прижаты и прикреплены стальными накладками прокладки из листовой резины. Когда воздух проходит в цилиндр через боковой штуцер, он перемещает диск в правую сторону. Заслонка прижимается к седлу. В этом случае вода из пожарного насоса через патрубок будет поступать к лафетному пожарному стволу.
Рис. 5.4. Распределительный клапан:
1 — патрубок; 2,4 — седло; 3 — заслонка; 5 — корпус; 6 — манжета; 7 — гайка; 8 — цилиндр; 9 — диск; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — масленка
При подаче воздуха через центральный патрубок диск, перемещаясь в левую сторону (воздух будет стравливаться через боковой штуцер) и соприкасаясь с седлом, перекроет это отверстие, и вода из насоса будет поступать в цистерну Слив образующегося отстоя производят через отверстия, закрываемые пробками. Смазывание манжет осуществляют через масленку.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн автомобилей насосно-рукавных (анр)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы