Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой. Из табл. 1 видно, что коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5—2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивает тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые мокрой глиной или мокрыми опавшими листьями. Коэффициент сцепления для таких дорог обычно в таблицах не указывается, но он очень мал (как при гололеде).
Очень коварна дорога, смоченная первыми каплями дождя. Дело в том, что на сухой дороге всегда имеется какое-то количество пыли, мельчайших частиц авторезины (результат износа автопокрышек), наконец, имеются пятна горючего и смазочных материалов. В начале дождя все это смачивается и растекается по дороге, создавая на ней очень скользкую пленку с коэффициентом сцепления гораздо меньше указанного в табл. 1 для мокрых дорог. В это время надо быть особенно осторожным, снизить скорость движения, избегать обгона, резких поворотов и торможений. В последующем грязная пленка дождем смывается и при продолжительном дожде дорога становится менее опасной. Цементно-бетонное покрытие или иное другое с поверхностной обработкой (шероховатое), вымытое дождем, имеет коэффициент сцепления, близкий к сухому покрытию.
В сильный дождь и при высокой скорости движения на дорогах с твердым покрытием у легковых автомобилей наблюдается гидроскольжение, так называемое ак-вапланирование. Обычно колеса при движении по дороге, покрытой водой, вгоняют ее в пазы рисунка протектора или выдавливают наружу через шероховатости покрытия дороги. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колесо не успевает сделать этого и тогда под ним остается какой-то слой воды, который поднимает колесо и оно плывет. Малая глубина рисунка протектора («лысая» покрышка), низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выгнать воду из-под себя.
Аквапланирование характерно для передних управляемых колес (задние идут по следу, в котором вода уже выдавлена передними колесами), что очень опасно, так как автомобиль становится плохо управляемым. Признаками аквапланирования является также чрезмерно мягкое движение, когда даже при наезде колес на небольшие неровности водитель не чувствует характерного толчка кузова. Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. Резко тормозить нельзя: может возникнуть занос задних колес. Поэтому тормозят рабочим тормозом плавно без выключения сцепления или передачи в коробке передач.
В грозу имеется вероятность попадания грозового разряда в автомобиль. Насколько велика эта вероятность, сказать трудно. Кузов автомобиля является надежным экраном и защищает людей, находящихся в салоне, от прямого воздействия грозовых разрядов. Однако делать на основании этого вывод, что находиться в машине во время грозы совершенно безопасно, было бы опрометчиво. Жизнь показывает, что при определенных обстоятельствах удары молнии в автомобиль все же регистрируются и при этом приносят немало вреда. При грозовом разряде в автомобиль кузов его наэлектризовывается, могут быть пробиты покрышки, выведено из строя электрооборудование. Серьезное поражение людей в машине маловероятно, но при контакте с металлическими частями электрический заряд способен вызвать нервный шок, судороги, испуг и панику. Шоковое состояние у водителя может привести к потере контроля над автомобилем. Если это случается в движении да еще с большой скоростью, то дорожно-транспортного происшествия не миновать. Так что лучше не искушать судьбу и переждать грозу где-то в укромном месте. В крупных населенных пунктах удары молнии в автомобиль маловероятны. Если же продолжать движение в грозу необходимо, то надо принять меры предосторожности: избегать дорог по ровной открытой местности, не подниматься на вершины холмов, не развивать большую скорость, убрать антенну и выключить радиоприемник, закрыть все окна салона, не дотрагиваться до металлических частей автомобиля.
При попадании грозового разряда в автомобиль водитель немедленно останавливается и принимает все меры к тому, чтобы не допустить среди пассажиров паники, а главное — удержать их от попыток немедленно покинуть автомобиль. По окончании грозы внимательно осмотреть автомобиль, обратив особое внимание на состояние автопокрышек, электрооборудования, лакокрасочного покрытия кузова.
На дороге, в основном уже просохшей после дождя, брызги грязной воды или жидкой грязи из-под колес встречных автомобилей могут мгновенно залить лобовое стекло. Водитель на какое-то время становится «ослепленным». К тому же в открытое окно двери брызги влетают в салон и попадают на одежду и лицо. Все происходит так быстро, что водитель теряется и резко нажимает на педаль тормоза. А если следовавший за ним водитель оказался в таком же положении, то наезд неизбежен.
Как же должен действовать водитель в этой ситуации? Прежде всего надо четко уяснить, что резкое торможение недопустимо. Надо немедленно включить стеклоочиститель и омыватель стекол, прекратить нажатие на педаль подачи топлива и не допускать никаких поворотов рулевого колеса. Через несколько секунд лобовое стекло очистится от грязи и обзорность дороги восстановится.
Однако бывает, что некоторые водители в сухую погоду щетки стеклоочистителя на место не устанавливают. При резком загрязнении лобового стекла (а это может быть даже в сухую погоду) они окажутся в безвыходном положении. А ведь на установку щеток требуется всего несколько секунд.
При движении вдоль тротуаров и через пешеходные переходы водитель следит за тем, чтобы брызги из-под колес не попали на пешеходов. Нужно знать, что расстояние, на которое вылетают брызги, и их количество зависят не столько от глубины лужи, сколько от скорости автомобиля. Больше того, вода из-под колес при большой скорости попадает даже на ветровое стекло своего автомобиля, резко ухудшая видимость дороги. Поэтому в любом случае при преодолении луж необходимо сбавить скорость.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вождение в дождь"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы