Перед началом выполнения работ (упражнения) надо ознакомиться с условиями и проверить место работы. При необходимости очистить поверхность грунта от корней, пней и камней, произвести рыхление грунта, выбрать направления и схемы движения бульдозера, устроить въезды и выезды и произвести разбивку участка земляного полотна для бульдрзерных работ.
Разбивка земляного полотна состоит в обозначении на местности высоты и ширины насыпи, ширины выемки, подошвы насыпи и уклонов откосов насыпей и выемок, положения боковых и водоотводных канав, резервов, отвалов и т. п. Разбивку ведут по проектным материалам: плану дороги, продольному профилю и поперечным профилям насыпей и выемок. Для этого составляют по определенной форме ведомость, называемую «Выпиской на производство земляных работ», которую выдают исполнителям разбивочных работ.
Разбивка насыпей. Разбивка насыпей заключается в установлении на оси дороги (на пикетах и промежуточных характерных точках — плюсах) высотных кольев, показывающих проектную высоту насыпи с учетом толщины дорожной одежды. Одновременно обозначают кольями границы насыпи, а при необходимости и границы боковых резервов. На высоких насыпях и на подходах к искусственным сооружениям высотные колья выставляют не реже чем через 20—40 м, а на кривых — через 5—10 м.
Осевые колья в процессе работ часто сбивают, поэтому для возможности их восстановления высотные отметки на пикетах и в местах переломов проектной линии выносят за пределы полосы земляных работ. На выносимых кольях должны быть указаны проектная отметка дна корыта по оси насыпи и проектная высота насыпи по бровке (рабочая отметка насыпи).
После установки высотных отметок по оси насыпи дальнейшую разбивку ведут в зависимости от средств, применяемых для возведения земляного полотна, и способов производства работ.
Насыпи возводят послойным уплотнением грунта до требуемой плотности, поэтому при разбивке насыпей запасов на осадку грунта не предусматривают.
При возведении насыпей бульдозерами из грунта боковых резервов устанавливают высотные колья по оси, а затем разбивают линии подошвы насыпи и внешних бровок резервов. Линии подошвы насыпи обозначают бороздой или кольями.
В процессе возведения насыпи размеры ее периодически контролируют промерами, а при достижении отметки, близкой к заданной, проводят повторную и окончательную разбивку каждого поперечника насыпи.
Крутизну откосов проверяют в процессе возведения насыпи откосными лекалами — переносными или устанавливаемыми у подошвы насыпи после отсыпки нижних слоев на высоту 0,7—1,0 м.
Разбивка выемок. До начала работ по разработке выемки осевые точки выносят за пределы ее поперечного профиля и забивают колья. На кольях делают затески или прибивают планки, на которых пишут номер пикета и рабочую отметку выемки. Затем обозначают плугом или грейдером линии верхних бровок откосов, показывающие ширину разработки выемки. Положение бровок от оси выемки определяют по формулам и графически.
Рыхление грунтов. Для облегчения работы бульдозеров, скреперов, грейдеров и увеличения их выработки грунт предварительно рыхлят. Для этой цели используют тракторные прицепные и навесные рыхлители. В зависимости от землеройной машины производят полное или частичное рыхление. Для работы бульдозера и скрепера тяжелые грунты частично рыхлят, т. е. прорезают плотный грунт без отваливания его в сторону стойками рыхлителя; рыхлят слоями, которые последовательно убирают бульдозерами. Последовательность переходов при рыхлении грунта зависит от схемы зарезания. Одновременная работа рыхлителей и бульдозеров не допускается. Разрыхлять грунт в запас (больше того, что могут выбрать бульдозеры) и на большую глубину не следует, так как в жару грунт быстро высыхает, комья твердеют и его Дальнейшая разработка и уплотнение в насыпях усложняются. В дождливую пору такой грунт легко насыщается влагой, расплывается и затем долго не высыхает. Кроме того, разрыхление на большую глубину увеличивает сопротивление перемещению трактора, вызывает его буксование, а следовательно, уменьшает полезно используемую мощность машины. Наибольшая длина участка рыхления не должна превышать 1 км.
Зарезание и набор грунта. Одними из основных и первыми элементами рабочего процесса бульдозера являются зарезание и набор грунта (наполнение отвала). Для эффективного использования бульдозера зарезание грунта и наполнение отвала следует производить на минимальном расстоянии. Для этого необходимо добиться, чтобы объем вырезанного грунта был наибольшим, а путь резания — минимальным.
Рис. 1. Форма стружки зарезаиия при работе бульдозера (стрелкой показано направление движения бульдозера):
а — клиновидная; б — гребенчатая; в — ленточная при максимальной глубине; г — ленточная при заданной глубине (тонкая стружка)
В зависимости от свойств грунта и условий работ зарезание и набор грунта можно производить разными способами, при которых стружка грунта получается ленточной, гребенчатой или клиновидной формы.
Ленточный способ зарезания и набора грунта может иметь место при постоянной максимально возможной и при заданной глубине зарезания грунта. В зависимости от климатических условий применяются приемы «на себя» и «от себя».
Этот способ применяется при разработке легких грунтов, когда тяговое усилие трактора обычно недоиспользуется.
Ленточный способ зарезания при постоянной максимально возможной глубине с высотой (толщиной) стружки h имеет минимальную длину участка L и минимальную продолжительность набора грунта перед отвалом (наполнения отвала).
Ленточный способ зарезания при заданной глубине или резание грунта тонкой стружкой применяется, когда по условиям работ требуется снятие относительно небольшого слоя грунта (снятие растительного слоя, планировка под отметку) глубиной до 10—15 см. В этом случае заглубление отвала па толщину стружки не превышает 10—15 см и потребуется максимальное время для набора грунта при максимальной длине участка.
При работе трактора С-100 (Т-100М) на I передаче со скоростью передвижения 1,8 км/ч для набора грунта перед отвалом бульдозера объемом 2 м3 в плотном теле при резании ленточным способом потребуется:
а) при зарезании по схеме рис. 25, в с глубиной стружки 60 см около 3—4 сек на длине пути L = l,7—2,0 м; при этом будет использовано максимальное тяговое усилие трактора;
б) при зарезании по схеме рис. 25, г с глубиной стружки 6 см примерно 18—20 сек на длине пути около 10—12 м. При этом тяговое усилие трактора будет использовано только на 50%.
Поэтому резание ленточной (прямой) тонкой стружкой не рекомендуется и применяют этот способ только в том случае, если необходимо снять тонкий слой грунта до заданной отметки.
Выполнение операций при ленточном способе зарезания и набора грунта требует следующего управления трактором-бульдозером. Когда бульдозер подойдет к месту зарезания, необходимо рычаг коробки передач перевести в положение I передачи (соблюдая при этом правила выключения и включения муфты сцепления) и в точке начала зарезания следует опустить отвал на нужную глубину. Для этого на бульдозере Д-271 рычаг управления лебедкой следует перевести вправо и держать его до тех пор, пока отвал не коснется грунта и при движении бульдозера отвал станет врезаться в грунт до нужной или до максимально возможной глубины. Затем рычаг управления лебедкой надо перевести в среднее положение. При этом нужно следить за регулированием подачи топлива и увеличить подачу топлива на весь период зарезания и набора грунта. Когда отвал будет наполнен грунтом, то поворотом влево рычага управления лебедкой отвал выглубляют. Как только нож отвала выйдет и будет находиться на глубине 0,5—2,0 см до уровня поверхности земли, рычаг поворачивают в среднее положение и отвал займет положение для перемещения набранного грунта. При этом рычаг коробки передач переводят на транспортную повышенную скорость и регулируют соответствующую подачу топлива.
Для подъема отвала рычаг надо переставить в первое нижнее положение («подъем»), а когда нож отвала поднимется на 0,5—-АО см от уровня поверхности земли, рычаг следует перевести в крайнее нижнее положение («плавающее»).
Для более полного использования тягового усилия трактора, а следовательно, для большей производительности бульдозера, набор грунта целесообразно начинать с зарезания, максимально заглубляя отвал на глубину h и уменьшая это заглубление, когда перед отвалом будет образовываться достаточное количество грунта (по мере наполнения отвала). При этом стружка зарезания грунта на участке длиной L получает форму клина. Тяговое усилие трактора используется вначале полностью на заглубление отвала в грунт (начало зарезания), а затем уменьшается затрата тягового усилия на сопротивление резанию грунта от заглубления отвала в грунт и увеличивается на преодоление сопротивления резанию с перемещением грунта в период его набора (наполнения отвала). Таким образом регулируется более полное использование тягового усилия трактора. Поэтому зарезание грунта по клиновидной схеме является наиболее производительным и рекомендуется для самого широкого применения.
При работе бульдозера по клиновидному способу со второго прохода путь зарезания (резания) сократится до 2—3 м и для набора грунта (наполнения отвала) в объеме 2 м3 потребуется всего 5 сек. Таким образом, этот способ дает возможность увеличить производительность бульдозера в 3,5—4 раза по сравнению со способом зарезания ленточной тонкой стружкой и в несколько раз по сравнению с ленточным способом возможно максимального заглубления.
Управление трактором-бульдозером при выполнении операций зарезания и набора грунта при клиновидном способе отличается от управления при ленточном способе. После заглубления отвала на высоту h нужно:
работая на бульдозере с механическим управлением, рычаг управления лебедкой на участке длиной L перевести в среднее положение и сразу после этого постепенно переводить влево до тех пор, пока нож отвала выйдет из заглубления до 0,5—2,0 см до уровня поверхности земли, а затем быстро перевести рычаг в среднее положение;
работая на бульдозере с гидравлическим управлением, рычаг управления распределителем нужно постепенно на участке длиной L переводить в первое нижнее положение, а когда отвал поднимется из заглубления и нож отвала будет находиться в 0,5— 2,0 см до уровня поверхности земли, то рычаг нужно перевести в нейтральное положение — «заперто».
Несмотря на то, что работа бульдозера по клиновидной схеме наиболее производительна, этот способ в ряде случаев невозможно применить в твердых и пересохших (тяжелых) грунтах, “особенно когда бульдозер имеет механическое управление и нож не всегда погружается в грунт на требуемую глубину.
При разработке тяжелого грунта требующиеся усилия трактора на резание грунта при высоте стружки hi могут быть настолько значительными, что будет недостаточно тягового усилия трактора — двигатель глохнет. При этом необходимо уменьшить глубину резания грунта и поднять (выглубить) отвал. Затем, когда двигатель наберет нормальное число оборотов, следует повторить заглубление отвала на высоту h2. Причем такое повторе-пИе может быть многократным, пока не наполнится отвал. Стружка зарезания грунта при этом будет иметь гребенчатую форму.
Рис. 2. Схема разработки резервов бульдозером:
а — в поперечном профиле; б — в плане;
1—8 —г последовательность зарезания; 9 — валики грунта между траншеями; 10 — траншеи; 11 — ось дороги; 12 — второй слой; 13 — первый слой; 14 — резервы
На эту операцию для набора грунта на отвал объемом 2 требуется 14—15 сек, т. е. на 20—25% меньше, чем при резании ленточной тонкой стружкой. Следовательно, при работе по гребенчатой схеме производительность бульдозера увеличится на 20—25% при полном использовании тяговой мощности трактора, но будет значительно меньше по сравнению с производительностью при работе по клиновидной схеме.
Выполнение операций зарезания и набора грунта по гребенчатому способу, аналогично указанным для клиновидного способа.
При выполнении работ в зависимости от состояния грунта делают первоначальные пробные циклы зарезания и набора грунта и применяют способ, наиболее производительный для заданных условий работы.
Схема разработки бульдозером резерва и возведение насыпи показано на рис. 2.
Зарезание грунта в резерве можно начинать с полосы, ближайшей к насыпи или внешнему краю резерва.
Обычно рекомендуется производить работы по зарезанию, начиная с полосы, ближайшей к насыпи, что лучше для перемещения грунта по выровненной поверхности.
Указания инструктору. Начиная с этого занятия, учащиеся постепенно изучают способы и осваивают приемы работы на бульдозере в производственных условиях. Поэтому это занятие и все последующие упражнения желательно проводить на дорожно-строительных объектах и выполнять работы, имеющие производственную ценность. На данном занятии учащиеся должны освоить способы и приемы зарезания грунта бульдозером, а также ознакомиться с основными видами работ, производимых бульдозером.
Поскольку рабочий цикл бульдозера состоит из отдельных элементов, связанных между собой (зарезание, перемещение, укладка), инструктор показывает приемы выполнения полного рабочего цикла бульдозером, обращая особое внимание на освоение приемов резания грунта.
В процессе обучения инструктор:
— знакомит учащихся с основными видами работ, производимых бульдозерами;
— объясняет последовательность работ при подготовке и расчистке дорожной полосы;
— объясняет и показывает приемы разбивки насыпи и выемки, а также выставленные отметки, по которым учащийся должен выполнять работу;
— объясняет и показывает приемы разработки грунта в зависимости от топографических условий и видов работ; указывает, что основными операциями рабочего процесса бульдозера являются наполнение отвала (зарезание), набор грунта, перемещение, укладка грунта и обратный ход в забой;
— объясняет и показывает способы зарезания в зависимости от свойств грунта и условий работы;
— объясняет, как выбрать правильную схему зарезания. Так, например, при разработке тяжелого грунта наибольшая производительность достигается при гребенчатом способе зарезания грунта и траншейном способе его перемещения. После объяснения и показа инструктором приемов зарезания и набора грунта учащиеся выполняют упражнение самостоятельно.
Степень усвоения учащимися навыков по зарезанию и набору грунта оценивается предварительно, а окончательная оценка определяется по результатам последующих упражнений при выполнении учащимися на бульдозере полного цикла работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Зарезание и набор грунта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы