По данным Главного Управления Госавтоинспекции СССР, в 1988 г. на железнодорожных переездах страны было совершено 950 ДТП, в которых погибло 467 и ра^ нено 978 человек. Они сопровождались, как правило, выводом из строя транспортных средств, повреждениями локомотива и вагонов, а иногда и крушением поездов. Вот почему по статистике дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах отнесены к особо тяжелым.
Основными причинами происшествий на переездах являются нарушения требований Правил, поспешность и неосмотрительность водителей.
Правила дорожного движения термин «железнодорожный переезд» определяют как любое пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Уже отсюда следует вывод, что пересекать железнодорожные пути можно только там, где к ним подходит дорога. Эти места специально оборудованы для переезда, имеют, как правило, твердое ровное покрытие между рельсами, плавные въезды на железнодорожный путь и съезды с него. На магистральных дорогах переезды оборудованы шлагбаумами, сигнализацией, на них находится дежурный.
В неустановленных местах ничего этого нет и переехать железнодорожные пути ‘(особенно легковым автомобилям) очень трудно. Поэтому Правила запрещают транспортным средствам пересекать пути в неустановленных для этого местах. Однако находятся «смельчаки», которые пренебрегают этим. И вот чем это кончается.
«Это произошло на 47-м километре Московского отделения Московской железной дороги. Владелец «Москвича» В. Алексеев в четыре часа утра, чтобы сократить расстояние и не делать лишний крюк (кстати, совсем небольшой), решил воспользоваться пешеходным дощатым настилом, пересекающим железнодорожные пути.
На стальной колее мотор машины неожиданно заглох. Водитель попросил случайного прохожего помочь подтолкнуть «Москвич». Тот откликнулся на просьбу. В это время из-за поворота показался пассажирский скоростной состав «Москва—Ташкент». Шоферу и прохожему пришлось отскочить. Тепловоз с такой силой ударил по «Москвичу», что на 15—20 м разметало его обломки. К счастью, крушения не произошло и жертв нет» (газета «Правда», 9 октября 1984 г.).
На железнодорожном переезде со шлагбаумом, а иногда и на переездах без шлагбаума, имеется дежурный — лицо, уполномоченное регулировать движение через переезд. Его распоряжения, касающиеся порядка движения на переезде, обязательны для всех участников дорожного движения. Независимо от положения шлагбаума, световой и звуковой сигнализации он может запретить движение через переезд, встав к водителю грудью или спиной с вытянутыми в сторону руками.
Подъезжая к переезду со шлагбаумом, водитель руководствуется дорожными знаками и разметкой, световой и звуковой сигнализацией, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду. Уже за 100 м до переезда запрещены обгон других транспортных средств л стоянка (рис. 46). При закрытом либо начинающем закрываться шлагбауме, при мигающих красных сигналах светофора или включенной звуковой сигнализации выезжать на переезд запрещается. Недопустимо самовольно открывать шлагбаум или объезжать его. Даже если шлагбаум открыт, светофор не горит и нет звукового сигнала, перед выездом на переезд следует внимательно осмотреться — не приближается ли к переезду поезд или локомотив, помня, что и самая современная техника иногда может отказать.
Железнодорожные переезды на подъездных путях к различным народнохозяйственным объектам часто не оборудованы шлагбаумами, ограждением и сигнализацией. А железнодорожные составы здесь двигаются с малой скоростью. Пересечение путей в этих местах требует от водителей снижения скорости и внимательного просмотра железнодорожных путей в обе стороны.
На магистральных дорогах скорость движения поездов очень высока (до 200 км/ч), что предъявляет к оборудованию переездов более высокие требования. Место для переезда на таких дорогах выбирается, как правило, на прямых и ровных участках без ограничения видимости складками местности, лесом или лесозащитными полосами, различными сооружениями. К сожалению, далеко не везде выполняются эти требования, и водителю приходится действовать в сложных условиях ограниченной видимости, что особенно опасно на переездах без шлагбаумов.
Когда движение через переезд со шлагбаумом запрещено, водитель останавливается не ближе 5 м до шлагбаума или светофора, а при наличии знака «Стоп-линия» — под знаком. Этот промежуток до шлагбаума предназначен для машин со спецсигналами и занимать его нельзя.
На переездах, не оборудованных шлагбаумом и сигнализацией, для пропуска приближающегося поезда водитель должен остановиться не ближе 10 м до первого рельса. Правила не требуют останавливаться, если поезда нет. Однако нередко водителю без остановки трудно обнаружить приближающийся поезд. Анализ ДТП подтверждает это. В выемках, на поворотах и переломах железнодорожных путей видимость и слышимость ограничены и обнаружить приближающийся поезд можно лишь визуально в непосредственной близости от переезда. Поэтому на переездах без шлагбаума на магистральных дорогах, где видимость ограничена, лучше всего остановиться, заглушить двигатель, выйти на полотно железной дороги, внимательно осмотреть пути в обе стороны, прислушаться и только после этого начинать движение через переезд.
На не оборудованный шлагбаумом переезд через железную дорогу с двумя и более путями, как правило, обозначенную предупреждающим знаком «Многопутная железная дорога», нельзя выезжать сразу после прохождения поезда в одном направлении, пока водитель не убедится, что нет поезда или локомотива, двигающегося в другом направлении.
Движение по переезду осуществляется на малой скорости без остановок. Переключение передач не рекомендуется. Обгоны запрещены. При движении за другим транспортным средством выдерживается дистанция, которая позволит при остановке движущегося впереди транспортного средства либо объехать его, либо вообще не выезжать на переезд.
При вынужденной остановке водитель должен сделать все, чтобы как можно быстрее убрать автомобиль с переезда. Тормозной путь поезда в 20—25 раз больше тормозного пути автомобиля. Так, у пассажирского поезда, двигающегося со скоростью 80 км/ч, он равен 1000— 1200 м, а со скоростью 140 км/ч — 1600—1700 м. Поэтому при вынужденной остановке на переезде водитель должен действовать быстро и сноровисто. Прежде всего он высаживает из автомобиля пассажиров, оповещает о случившемся дежурного по переезду, включает аварийную световую сигнализацию своего автомобиля. В этой работе водитель действует в тесном контакте с дежурным по переезду, используя для помощи своих пассажиров. Водители находящихся вблизи других транспортных средств также обязаны оказывать помощь водителю остановившегося автомобиля и не могут продолжать движение через переезд, пока он не будет освобожден.
Что же можно сделать, чтобы быстро убрать вынужденно остановившийся автомобиль с переезда?
Прежде всего надо попытаться вытолкнуть его с переезда вручную с помощью пассажиров или находящихся невдалеке людей и водителей других транспортных средств. Если нет помощников, легковой автомобиль с заглохшим двигателем можно убрать, используя стартер или пусковую рукоятку. Для этого включается первая передача в коробке передач (или задняя, если расстояние назад меньше, чем вперед) и коленчатый вал проворачивается стартером или пусковой рукояткой. При прокрутке вала стартером зажигание должно быть включено, при прокрутке пусковой рукояткой — выключено. Наконец, автомобиль с переезда можно убрать с помощью буксиров или даже выталкиванием другими транспортными средствами. Главное, не мешкать, а принять все меры для скорейшего освобождения переезда.
Если автомобиль не удается быстро удалить с переезда, то водитель должен при возможности послать двух человек вдоль железнодорожных путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути). Посылаемым людям водитель дает днем по лоскутку яркой материи или какие-либо другие хорошо видимые предметы, ночью — фонари или факелы. Водитель разъясняет им, что сигналом остановки поезда служит круговое движение руки с этим предметом.
Сам водитель остается постоянно возле своего автомобиля и не прекращает попыток для освобождения переезда. Для привлечения внимания людей, которые могут быть недалеко от переезда, он подает сигналы общей тревоги (серия из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов).
При появлении поезда (локомотива, дрезины) водитель бежит ему навстречу, подавая сигналы остановки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Железнодорожные переезды"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы