Строительные машины и оборудование, справочник







Башенные краны для подъема тяжелых грузов

Категория:
   Общие сведения о башенных кранах


Башенные краны для подъема тяжелых грузов

Башенные краны большой грузоподъемности применяются для монтажа конструкций тяжелых цехов, при сооружении доменных, мартеновских, конверторных цехов, ТЭЦ и т. д.

В настоящее время существует два типа кранов грузоподъемностью 25, 40, 50 и 75 от, разработанных проектным институтом Прометал ьконструкция, — с поворотным оголовком и с поворотной башней.

Башенный кран БК-404 грузоподъемностью 40 от с максимальным вылетом стрелы 30 м предназначен для монтажа небольших доменных цехов крупными блоками; Б К-405 используют для монтажа сооружений ТЭЦ, вылет стрелы крана 36 м — больше, чем у крана БК-404. На рис. 112 показан общий вид крана БК-406А, являющегося измененной моделью крана БК-404.

Башня крана БК-406А состоит из габаритных секций длиной 9 м квадратного сечения и опирается через систему ферм на портальную часть размером в плане 9,5 X 9,5 м. Нагрузка от башни на портал передается четырьмя пересекающимися фермами, обнимающими низ башни. Ноги портала опираются сферическими опорами на четыре четырехколесные тележки нормальной колей, имеющие возможность поворачиваться на 90° на вертикальном шарнире.

Габариты портала рассчитаны на пропуск под краном железнодорожных составов и на условия монтажа крана подращиванием секций башни снизу. Верхнюю секцию башни охватывает поворотный оголовок, нижней частью опирающийся на опорный круг башни. К поворотному оголовку с одной стороны прикреплена стрела, удерживаемая стреловым полиспастом, с другой — консоль для контргруза весом (с подвеской) 40 от. Грузовой полиспаст имеет две сбегающие нитки, идущие на две лебедки грузоподъемностью 5 от.

Сбегающие нитки грузового и стрелового полиспастов через отводные ролики на оголовке крана проходят сквозь центральное отверстие в пяте крана вниз, где отводными роликами выводятся за пределы башни и опускаются на лебедки, расположенные на верхней площадке портала. Кран оборудован двумя электролебедками грузоподъемностью 5 т для подъема груза, лебедкой грузоподъемностью 5 т для подъема стрелы и лебедкой грузоподъемностью 18 т для ее поворота (на 360°) с помощью поворотного круга.

Рис. 112. Общий вид башенного крана БК-406А

Кран обычно несамоходный и передвигается дополнительными лебедками и тяговыми полиспастами, но может быть оборудован механизмом передвижения при добавлении ходовых тележек. Во время работы кран опирается не на колеса, а с помощью встроенных в тележку винтов-домкратов на дополнительные инвентарные рельсовые подушки, что разгружает колеса. Поворот ходовых тележек на 90° позволяет передвигать кран в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Устойчивость крана обеспечивается загрузкой нижних балок портала балластом весом 48 т.

Управление краном производится с помощью контроллеров из кабины, расположенной в секции башни над порталом. Для безопасной работы кран оборудован ограничителем грузоподъемности, высоты подъема и концевыми выключателями.

Кран БК-406А предназначен для монтажа доменных печей объемом 1033 м3 и более; он имеет ту же конструкцию, что и кран БК-404, но стрела его трехгранная трубчатая, с вылетом 40 м. Грузоподъемность крана 25 т обеспечивает при том же оборудовании большую скорость подъема груза, чем в кране БК-404.

Кран БК-406Б отличается от крана БК-406А конструкцией оголовка стрелы и грузового полиспаста. Кран БК-406Б при уменьшении длины стрелы до 27,6 м имеет грузоподъемность 40 т при вылете стрелы 15 м.

БК-406М является измененной моделью крана БК-406А и предназначен для монтажа конструкций каркасов мартеновских цехов. При работе кран располагается на путях завалочной машины, имеющих колею 8,5 м. В отличие от крана БК-406А, этот кран не имеет портала. Фермы портала через короткие вставки опираются на тележки, оборудованные механизмами передвижения. Башня крана имеет меньшую высоту, что позволяет не загружать балластом портал (рис. 113).

Самые мощные башенные краны БК-1000 и БК-1425 грузоподъемностью 50 и 75 т (цифры 1000 и 1425 соответствуют грузовому моменту при максимальной грузоподъемности крана) предназначены для монтажа конструкций мощных доменных печей объемом 2000 м3 и более, сооружения мощных ТЭЦ, гидросооружений, а также для возведения сложных инженерных сооружений.

Эти краны по конструкции значительно отличаются от кранов БК-300 и БК-406. Они не имеют поворотной части — поворотной является вся башня. Это позволяет при прямоугольном сечении башни иметь в плоскости действия изгибающего момента от груза больший момент сопротивления и тем самым снизить вес крана. Низ башни заделан в верхней части портала, которая является направляющей обоймой при выдвижении башни при монтаже.

Пояса башни в кране БК-1000 выполняется из угловой стали 14Г2. Башня делится по высоте на габаритные секции.

В кране БК-1425 в поперечном сечении башня состоит из двух габаритных квадратных секций, стыкуемых вдоль по высоте. Нижним концом через шаровую опору башня опирается на балки внутри портала и в верхней плоскости портала имеет вторую горизонтальную опору из восьми горизонтальных катков, попарно установленных на балансирах. Катки передают усилие на опорный круг. Стрела через шарниры нижним концом крепится к грани башни, а верхним концом стреловым полиспастом подвешивается к верхнему узлу башни. С противоположной стороны башни в тех же уровнях подвешивается консоль контргруза. Стрела крана трехгранного сечения с поясами из труб и фланцевыми стыками имеет на конце клюв длиной 5 м, грузоподъемностью 5 т.

Рис. 113. Общий вид башенного крана БК-406М —кабина

Портал крана БК-1000 (рис. 114) имеет три ноги, опирающиеся на ходовые тележки и цилиндрическую среднюю часть крана, в нижней части которой располагается трехопорная балка с выдвижными консолями, на которую опираются низ башни и цевочное колесо механизма вращения. В верхней части портала размещена горизонтальная диафрагма с опорным кольцом. Ноги портала опираются на ходовые шестиколесные тележки, каждая из которых перемещается по нормальной железнодорожной колее. Балансирная конструкция тележек обеспечивает равномерное распределение нагрузки на колеса; два колеса в каждой тележке приводные. Механизм передвижения расположен на тележке. Кран имеет базу Юм. Кран БК-1425 (рис. 115) имеет четырехопорный портал с базой. Расчетная нагрузка на ногу при трех опорах меньше, чем в четырехопорном портале, так как в последнем случае расчетным является мгновенное опирание на две опоры по диагонали или опирание на три опоры из четырех.

Рис. 114. Общий вид башенного крана БК-ЮОО

Рис. 115. Общий вид башенного крана БК-1425

Трехопорная конструкция при несколько более сложном изготовлении позволила уменьшить вес портала и снизить расчетную нагрузку на опорную тележку и подкрановые пути.

Механизм подъема груза в кранах Б К-1000 и Б К-1425 обслуживается двухбарабанной четырехскоростной лебедкой. Конструкция грузового полиспаста позволяет изменить число рабочих ниток с 6 до 4 (с 10 до 4 у БК-1425) без перепасовки, что дает возможность получать большие скорости для грузов весом менее 30 т. Число рабочих ниток полиспаста изменяется путем установочного разъема роликов грузового блока и крепления части из них на конце стрелы, что занимает сравнительно немного времени (рис. 116).

Рис. 116. Схема переключения полиспаста грузоподъемностью 50 т на 30 т
1 — оголовок стрелы; 2 — площадка; 3—однорольная часть блока; 4 — двухрольная часть блока; 5 — соединительная ось

Разъем блока производится внизу при опущенном грузовом блоке (стадия I, рис. 116), после чего при подъеме блока однорольная часть поднимается к оголовку стрелы (стадия II) и там закрепляется (стадия III).

Лебедка вспомогательного подъема также многоскоростная. Применение многоскоростных лебедок обеспечивает получение небольших посадочных скоростей. Посадочная скорость равна 1,33 м/мин при скорости подъема 10 м/мин (шестиниточный полиспаст).

Все лебедки размещаются в кабине управления, собираемой из габаритных блоков со смонтированным в них оборудованием. Кабина размещается над порталом и закрепляется на поворотной части, что улучшает условия работы крановщика.

Краны оборудованы ограничителями высоты подъема, грузоподъемности, концевыми выключателями и захватами, обеспечивающими безопасность работы крана.


Читать далее:

Категория: - Общие сведения о башенных кранах





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины