Строительные машины и оборудование, справочник





Канаты пеньковые и из синтетических волокон

Категория:
   Такелажные приспособления


Канаты пеньковые и из синтетических волокон

Далее:

Пеньковые канаты. Пеньковые канаты применяют в качестве оттяжек и стропов при подъеме небольших грузов. Пеньковые канаты легче стальных, но их разрывное усилие меньше. Пеньковые канаты бывают пропитанные горячей смолой и непропитанные — бельные.

Пеньковые канаты изготовляют свивкой трех прядей. Каждую прядь скручивают из каболок, изготовленных из длинного пенькового волокна.

В зависимости от качества применяемого сырья, а также от назначения и вида отделки пеньковые трехпрядные бельные и пропитанные канаты подразделяют на группы: специальные, повышенные, обыкновенные. Приводные канаты изготовляются только бельными.



При упаковке на предприятии-изготовителе канаты скатывают в бухты и стягивают в четырех местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты. Чтобы канат не раскручивался, концы его туго перевязывают на длине от 2 до 5 см в зависимости от толщины каната.

К каждой бухте каната прикрепляют металлическую бирку, на которой указывают: наименование предприятия-изготовителя; наименование и группу каната; дату изготовления и обозначения Государственного стандарта (ГОСТ 483—75). Бухты массой до 100 кг обшивают паковочной тканью.

К каждой упакованной бухте канатов прикрепляют фанерную или картонную бирку, на которой указывают: наименование предприятия-изготовителя; условное обозначение каната; номер бухты; длину каната в бухте; количество последовательных концов в бухте; массу нетто, кг; дату изготовления; штамп ОТК и обозначение Государственного стандарта.

Канаты хранят в бухтах в сухих закрытых помещениях, защищенными от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей. В помещении канаты размещаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

Канаты из искусственных волокон. В последнее время применяют канаты, изготовленные из искусственных волокон (например, капрона и перлона). Прочность их гораздо выше, чем пеньковых. Кроме того, они не портятся от воды и не подвержены гниению.

Капроновые канаты выпускаются по ГОСТ 10293—77. Основной материал для капроновых канатов — капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты изготовляют трехпрядными. Капроновые канаты выпускают диаметром от 7,9 до 63,7 мм.

Длину окружности каната измеряют стальной рулеткой шириной 5- мм или штангенциркулем Всего выполняют 10 замеров в разных местах, отобранных для испытания бухт, Замеры производят на расстоянии не менее 2 м одно от другого.

Общее число витков определяют, подсчитывая все витки на длине 1 м каната в трех местах отобранной для испытания бухты, и вычисляют среднее арифметическое всех замеров.

Для определения числа каболок и массы каната от бухты отрезают образец длиной 2 м и подсчитывают число каболок в отрезке.

Изготовленные канаты отправляют в бухтах или на деревянных барабанах. Бухты стягивают в четырех местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты.

В качестве оттяжек и стропов для поднятия небольших грузов, кроме стальных, применяют также и пеньковые канаты. По сравнению со стальными они значительно легче по весу, но их разрывное усилие меньше. Так, стальной канат типа ТК 6Х 19 (1 6 12) + 1 о. с. диаметром 21 лш(ГОСТ 3070—66) с расчетным пределом прочности 170 кгс/мм2 имеет разрывное усилие 2200 кгс; 100 м такого каната весят 149,5 кг. Пеньковый канат смольный диаметром 20,7 мм (ГОСТ 483—55) имеет разрывное усилие 2011 кгс, 100 м его весят 30 кг.

Пеньковые канаты бывают смольные (пропитанные горячей смолой) и бельные (несмольные). На монтажных работах применяют, как правило, смольные канаты.

Пеньковые канаты подразделяют на канаты прямого спуска (тросовой работы) и обратного (кабельной работы). Канат кабельной работы по прочности на 25% слабее аналогичного каната тросовой работы.

Канат прямого спуска изготовляют следующим образом. Сначала из волокон пеньки правой свивкой скручивают пряжу и получают каболки, которые левой свивкой свивают в пряди. Затем пряди правой свивкой заплетают в канат. Канат обратного спуска, или кабельной работы, скручивают из готовых канатов прямого спуска путем их обратной свивки, т. е. канаты прямого спуска заплетают из прядей правой свивкой, а канаты обратного спуска — левой.

По качеству материала, из которого изготовляют канаты, их подразделяют на нормальные, повышенные, специальные и особого назначения.

По числу прядей канаты бывают трех- и четырехпрядные. В четырехпрядных канатах в середину вводят сердечник— отдельно выполненный канат, предохраняющий западание отдельных прядей каната.

Пеньковые канаты хранят в сухих и хорошо проветриваемых помещениях свернутыми в бухтах и перевязанными. Бухты укладывают на стеллажи или деревянные подставки. В некоторых случаях канаты храпят упакованными в мягкую тару (рогожу или мешковину), обязательно обвязав их веревкой. Каждая бухта каната должна быть снабжена биркой с указанием предприятия-изготовителя, наименования изделия, его длины, веса, номера стандарта или ГОСТ, штампа ОТК. и даты изготовления.

В последнее время применяют канаты, изготовленные из искусственных волокон (например, капрона и перлона). Прочность их гораздо выше, чем пеньковых. Кроме того, они не боятся воды и не подвержены гниению.

Капроновые тросы выпускаются по ГОСТ 10293—67. Основной материал для капроновых тросов — капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты изготовляют трехпрядными. Методом правой свивки получают тросы двух групп — повышенной и нормальной прочности.

Пеньковые канаты применяют реже, чем стальные. Их используют в качестве оттяжек и строп при подъеме грузов малой массы, но крупногабаритных. Пеньковые канаты легче стальных, дешевле и процесс их изготовления менее трудоемкий, но их прочность значительно меньше (при одинаковом диаметре канатов стальной канат почти в 10 раз прочнее). Пеньковые канаты скручивают из каболок, изготовленных из длинного пенькового волокна. Каболки свивают в пряди, а три пряди скручивают в канат, обычно применяют правую крутку. Различают канаты туго- и слабосвитые. Тугосвитые более прочны, но ввиду их жесткости при строповке грузов применяются редко. В зависимости от изготовления канатов из смоленых или несмоленых каболок различают смоленые и бельные канаты. Смоленый хорошо сопротивляются воздействию воды, но они тяжелее бельных и менее прочны (на 5—10%). Бельные быстрее разрушаются под действием влаги.

В зависимости от качества применяемого сырья, а также от назначения и вида отделки пеньковые трехпрядные бельные и смоленые канаты подразделяют на группы: специальные, повышенные, обыкновенные. Приводные канаты, стропы, оттяжки изготовляют только бельными.

Основной характеристикой пеньковых канатов являются диаметр и разрывное усилие, рабочая нагрузка и коэффициент запаса прочности. Для пеньковых строп он должен быть не менее 8.

При упаковке на предприятии-изготовителе канаты скатывают в бухты и стягивают в 4 местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты. Чтобы канат не раскручивался, концы его туго перевязывают на длине от 2 до 5 см в зависимости от толщины каната. К каждой бухте прикрепляют металлическую бирку, на которой указывают наименование и группу каната, дату изготовления и обозначения ГОСТа. Бухты массой до 100 кг обшивают упаковочной тканью. К каждой упакованной бухте канатов прикрепляют фанерную или картонную бирку, на которой указывают наименование предприятия-изготовителя, условное обозначение каната, номер бухты, длину каната в бухте, массу нетто, дату изготовления, штамп ОТК и обозначение ГОСТа. Бухты канатов хранят в сухих закрытых помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина и других растворителей. В помещении канаты размещают на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

В последнее время находят применение канаты из полимерных волокон (капрона, перлона и т. п.). Прочность таких канатов значительно выше, чем пеньковых. Они не подвержены гниению и не размокают под действием влаги.

Капроновые канаты выпускаются в соответствии с ГОСТ 10293—77. Основной материал — капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты, как и пеньковые, изготавливают трехпрядными диаметром от 7,9 до 63,7 мм.

Для выпускаемых промышленностью капроновых канатов допускаются отклонения, ±%:

По длине окружности каната в свободном состоянии при длительном хранении для каната диаметром:
от 25 до 90 мм – 12
от 100 до 200 мм – 8
По числу витков на 1 м каната – 6
По числу каболок в канатах диаметром от 50 до 200 мм — 3
По массе каната на 100 м – 6

Длину окружности каната измеряют в случае необходимости стальной рулеткой шириной 5 мм или штангенциркулем. Всего выполняют 10 замеров в разных местах, отобранных для испытания бухт. Замеры проводят на расстоянии не менее 2 м одно от другого.

Общее число витков определяют, подсчитывая их на длине 1 м каната в трех местах, и вычисляют среднее арифметическое. Для определения числа каболок и массы каната от бухты отрезают образец длиной 2 м и подсчитывают число каболок в отрезке.

Изготовленные канаты отправляют в бухтах или на деревянных барабанах. Бухты стягивают в 4 местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты.

На металлургических заводах пеньковые канаты и канаты из синтетических волокон применяют крайне редко и только не в горячих цехах.

В механических цехах и на складах готовой продукции в последнее время начали применять ленточные и полотенчатые канаты.

Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины