Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Такелажные канаты

Читать далее:




Такелажные канаты

Безопасность такелажных работ во многом зависит от выбора каната, предназначенного для изготовления стропов, или запасовки в полиспасты и блоки, или оснащения им грузоподъемной машины или механизма. При производстве такелажных работ при монтаже широко применяются стальные, пеньковые и капроновые канаты.

Стальные канаты. Стальными канатами пользуются при подъеме и перемещении тяжелых грузов, для оснастки грузоподъемных мачт, полиспастов, приспособлений, а также для изготовления стропов, вант, оттяжек и т. д. Значительное количество стальных канатов расходуется на оснащение различных кранов, грузоподъемных механизмов и лебедок, применяемых при монтаже электрооборудования, конструкций и такелаже всевозможных грузов. Промышленностью выпускаются стандартные стальные канаты в соответствии с ГОСТ 3079—80 диаметром от 3,7 до 65 мм, длиной 250, 500 и 1000 м. Для подъема н перемещения электромонтажных конструкций и электрооборудования должны применяться стропы из стальных канатов диаметром от 11 мм крестовой или комбинированной свивки. Стальные канаты-должны иметь сертификат завода — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241—80 «Канаты стальные. Технические требования».

Правильный выбор конструкции стальных канатов для определенных условий работ (в полиспастах, стропах, расчалках, вантах и др.) обеспечивает их продолжительную и безопасную работу. Конструктивно стальные канаты различаются по числу проволок в прядях, числу самих прядей, направлению свивки прядей в канате и проволок в прядях, а также по типу сердечника. Проволоки для канатов должны изготовляться из стали с расчетным пределом прочности на растяжение не менее 1200—2600 Н/м2.

На монтажных и такелажных работах применяют преимущественно канаты с пределом прочности на растяжение 1400—1800 Н/мм2. Для изготовления канатов применяют проволоку марки В (высокий сорт), I и II сортов.

В зависимости от способа свивки проволок, прядей и сердечника различают два основных типа конструкции стальных канатов:
— с односторонней свивкой: проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении;
— с крестовой свивкой: проволоки в прядях свиты в одном направлении, а пряди в канате — в другом.

Существуют также канаты комбинированной свивки, в которых часть прядей имеет левое, а часть — правое направление свивки проволок.

Канаты односторонней свивки более гибкие, чем канаты крестовой свивки,^но подвержены раскручиванию и сплющиванию.

Канат, свитый из нескольких канатов, называется кабелем и применяется при больших растягизающих усилиях. Стальные канаты изготовляются из проволоки с различными антикоррозийными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов, с органическим пеньковым или стальным сердечником.

По виду свивки канаты бывают обыкновенные (О) и нераскручивающиеся (Н) с правым или левым направлением свивки. По роду свивки проволок в прядях выпускаются канаты с точечным касанием (ТК), линейным касанием (ЛК) проволок между слоями прядей или комбинированные (ТЛК).

Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей и изготовленные из канатной проволоки I сорта с числом проволок 19, 37, 61.

Канаты с числом проволок в пряди, равным 19,— жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек, т. е. когда они не подвергаются или мало подвергаются изгибу. Канаты с числом проволок в пряди, равным 37 и более, используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений.

Пеньковые сердечники в канате придают ему большую гибкость, ослабляют толчки в начале и в конце подъема и обеспечивают большой срок службы. Применяются также сердечники из нейлона, капрона и перлона. От правильного определения диаметра каната и допустимой нагрузки зависят безопасность работы и срок службы каната.

Завод-изготовитель снабжает выпускаемые канаты сертификатом, в котором указывает конструкцию каната и результаты испытания. Кроме того, к канату прикрепляют бирку с обозначением всех заводских данных. Если паспорт и бирка отсутствуют, необходимо провести испытания образца каната в лаборатории и на их основании присвоить канату новый паспорт и бирку.

Если в сертификате завода-изготовителя указано суммарное разрывное усилие проволок в канате, то расчет следует вести по, суммарному разрывному усилию всех проволок, уменьшенному на 17%. Таким образом, Р равно 0,83 Pi, где Pi — суммарное разрывное усилие всех проволок. Надежность стального каната зависит от сохранности образующих его проволок, поэтому необходимо предохранять их от перетирания и разрыва.

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован, даже если на нем нет обрыва проволрк на шаге свивки.

Шаг свивки каната определяется путем нанесения метки (точка а) на поверхность какой-либо пряди, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. На следующей после отсчета пряди наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки.

Для лучшей сохранности канатов и их безопасной работы большое значение имеет правильный выбор блоков. Размеры ручья блока должны быть такими, чтобы канат не сплющивался, не катался по ручью и не выскакивал из него. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, страхующих и тяговых, сращивать категорически запрещается. Длина грузового каната должна позволять оставлять на барабане лебедки не менее полутора витков при нижнем (удаленном) положении грузового крюка.

Рис. 1. Стальные канаты:
а — сечения; б — тип свивки; I — односторонняя; II — крестовая

Стальные канаты и стропы для предохранения от коррозии покрываются графитной смазкой (ГОСТ 3333—80). Применение случайного смазочного материала приводит к быстрому износу их внутренних проволочек вследствие взаимного истирания и коррозии.

Пеньковые и капроновые канаты применяются в основном для вспомогательных целей при монтаже электрооборудования и металлоконструкций, при перемещении и подъеме мелких грузов вручную, а также для временного закрепления грузов. Допускается изготовление стропов и грузовых сеток из пеньковых и капроновых канатов.

Наибольшее распространение имеют трехпрядные пеньковые и капроновые канаты. Каждая прядь таких канатов состоит из отдельных каболок, свитых из лубяных волокон или из волокон капронового шелка.

Расчет на растяжение пеньковых и капроновых канатов производится аналогично расчету стальных канатов.

Пеньковые канаты бывают смольные (более долговечные^ но менее гибкие) и несмольные (бельные). Несмольные канаты рассчитывают так же, как и смольные, но с коэффициентом запаса прочности, равным 8. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемая нагрузка уменьшается на 20—40% (в зависимости от износа); Категорически запрещается пользоваться пеньковыми или капроновыми канатами, которые имеют размочаленные или перетертые пряди.

Пеньковые канаты изготовляются в соответствии с ГОСТ 483—75* «Канаты пеньковые» и ГОСТ 1088—71* «Канаты сизальские» и должны-быть снабжены ярлыком (биркой). Капроновые канаты изготовляются в соответствии с ГОСТ 10293—77 *.

В последнее время все большее применение в такелажных и монтажных работах находят канаты из синтетических волокон, капрона и перлона, которые не подвергаются гниенйю. Основным материалом для изготовления капроновых канатов является капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты изготовляют трехпрядными. Методом правой свивки получают канаты двух групп — повышенной и нормальной прочности.

Возможность и условия применения капроновых канатов для изготовления стропов устанавливаются монтажной организацией, применяющей такие стропы. На. расчет, изготовление, испытание и браковку этих стропов должны быть разработаны и утверждены технические условия (ТУ). Канаты из капрона или” других искусственных волокон обладают повышенной прочностью (на разрыв) и хорошей водоустойчивостью. Недостаток их в том, что они резко теряют свою прочность при повышении температуры окружающей среды или температуры трения. Из канатов с. синтетическими волокнами наиболее широкое применение в монтажной практике получили веревки и канаты из капроновых нитей.

Цепи. Для изготовления стропов и оснащения грузоподъемных машин кроме стальных, канатов применяют сварные, штампованные и пластинчатые цепи.

Сварные цепи изготовляют по ГОСТ 2319—70 «Цепи круглозвенные сварные грузовые и тяговые нормальной прочности» и ГОСТ 228—79 «Цепи якорные сварные. Размеры и технические требования» из мягкой легированной стали мелкозернистой структуры с пределом прочности на разрыв не менее 370—450 Н/мма.

Сварные цепи подразделяются на калиброванные (СК) и некалиброванные (СН); за этим обозначением следуют две цифры: диаметр цепной стали и шаг цепи, мм.

Из цепей наибольшее применение на такелажных работах имеют цепи некалиброванные, отличающиеся большими отклонениями от номинальных размеров по длине, ширине и диаметру сечения звена. В грузоподъемных машинах и механизмах применяют только калиброванные цепи.

Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей стропов рассчитывается аналогично расчету стальных канатов.

Для подъема грузов применяют короткозвенные цепи и цепи с распорками, называемые якорными. Пластинчатые или шарнирные цепи (цепи Галя) изготовляются по ГОСТ 191—75 и используются для грузоподъемных машин и для изготовления стропов, но при этом такие цепи должны иметь свидетельство завода-изготовителя об испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.

Цепи, применяемые для оснащения грузоподъемных машин и изготовления стропов, должны иметь сертификат завода — изготовителя цепей. При отсутствии сертификата (свидетельства об испытании в соответствии ГОСТ) должны быть произведены испытания образца цепи для определения разрушающей силы и соответствия размеров ГОСТу. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее номинальную грузоподъемность.

Такелажные работы выполняют с применением пеньковых и стальных канатов (тросов). В последнее время получили распространение канаты из капрона и перлона.

При монтаже систем вентиляции и кондиционирования воздуха и меня ют стальные канаты, которые состоят из стальных высокопрочных проволочек диаметром до 3 мм.

Стальные канаты подразделяются по ряду признаков:
— по форме поперечного сечения — на круглые и плоские; по конструктивному признаку — на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготовляют из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в прядЪ, а затем из готовых прядей свивают канат. Канаты двойной свивки бывают одно-, двух- и трехслойными, канаты тройной свивки называются кабелями;
— по материалу сердечника — на канаты с органическим сердечником, с мefaлличecким мягким сердечником из проволоки, с металлическим сердечником из канатной проволоки, с сердечником из пластмасс;
— по способу свивки — на обыкновенные (раскручивающиеся) и нераскручивающиеся;
— по направлению свивки — на канаты правого и левого направлений;
— по виду покрытия поверхности проволок и каната — на канаты из светлой проволоки и на канаты из оцинкованной проволоки;
— по типу прядей — на канаты с точечным касанием отдельных проволок (ТК), с линейным касанием проволок (ЛК) и с точечным и линейным касанием проволок в пряди (ТЛК).

Условные обозначения канатов нормируются ГОСТом, например, стальной канат двойной’ свивки типа ТК конструкции 6X19 (1+6+12) + 1 о. с. (ГОСТ 3070—74). Буквы ТК означают, что канат по роду свивки проволок изготовлен с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей; цифра 6 — количество прядей в канате; цифра 19 — количество проволок в каждой пряди каната; (1 -f-6+12) — сечение пряди, где 1—количество проволок в первом слое пряди, 6 — во втором слое и 12 — в третьем (наружном) слое пряди; 1 о. с. — один органический сердечник.

Для производства монтажных работ рекомендуется применять канаты двойной свивки типа ЛК и ТЛК с органическим сердечником. При отсутствии таких канатов используют канаты двойной свивки с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей конструкции 6X19 (1+6+12) + 1 о. с. (ГОСТ 3070-74) и конструкции 6X37 (1+6+12+18) + 1 о. с. (ГОСТ 3071—74).

Каждый канат имеет определенное разрывное усилие, которое зависит от его конструкции, количества проволок и т. д. Разрывным усилием каната называют нагрузку, под действием которой канат разрывается.

Канаты, применяемые в качестве грузовых, проверяют расчетом: определяют запас прочности, срок службы, а также наименьший допускаемый диаметр барабана или блока, огибаемого стальным канатом.

Рис. 2. Канатные узлы:
а — прямой, б — рифовый, в — штыковой, г — вязка в коуш или 8 петлю; 1 — узел до затяжки, 2 — узел после затяжки

В процессе эксплуатации канатов их проволоки изнашиваются, рвутся, перетираются и канат становится менее прочным. Стальные канаты бракуют по числу обрывов проволоки на длине одного шага свивки по степени износа.

В качестве примера рассмотрим браковку каната конструкции . 6^19=114 проволок с одним органическим сердечником, изготовленного из проволок различного диаметра. Число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а обрыв толстой проволоки — за 1,7.

Если на длине одного шага свивки каната при первоначальном запасе прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составит 6X1 + 5X1,7=14,5, т. е. более 12, и, следовательно, канат бракуется.

Канаты крепят к оборудованию с помощью петель или различных узлов.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Такелажные канаты"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства