Пеньковые канаты. Пеньковые канаты применяют в качестве оттяжек и стропов при подъеме небольших грузов. Пеньковые канаты легче стальных, но их разрывное усилие меньше. Пеньковые канаты бывают пропитанные горячей смолой и непропитанные — бельные.
Пеньковые канаты изготовляют свивкой трех прядей. Каждую прядь скручивают из каболок, изготовленных из длинного пенькового волокна.
В зависимости от качества применяемого сырья, а также от назначения и вида отделки пеньковые трехпрядные бельные и пропитанные канаты подразделяют на группы: специальные, повышенные, обыкновенные. Приводные канаты изготовляются только бельными.
При упаковке на предприятии-изготовителе канаты скатывают в бухты и стягивают в четырех местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты. Чтобы канат не раскручивался, концы его туго перевязывают на длине от 2 до 5 см в зависимости от толщины каната.
К каждой бухте каната прикрепляют металлическую бирку, на которой указывают: наименование предприятия-изготовителя; наименование и группу каната; дату изготовления и обозначения Государственного стандарта (ГОСТ 483—75). Бухты массой до 100 кг обшивают паковочной тканью.
К каждой упакованной бухте канатов прикрепляют фанерную или картонную бирку, на которой указывают: наименование предприятия-изготовителя; условное обозначение каната; номер бухты; длину каната в бухте; количество последовательных концов в бухте; массу нетто, кг; дату изготовления; штамп ОТК и обозначение Государственного стандарта.
Канаты хранят в бухтах в сухих закрытых помещениях, защищенными от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей. В помещении канаты размещаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Канаты из искусственных волокон. В последнее время применяют канаты, изготовленные из искусственных волокон (например, капрона и перлона). Прочность их гораздо выше, чем пеньковых. Кроме того, они не портятся от воды и не подвержены гниению.
Капроновые канаты выпускаются по ГОСТ 10293—77. Основной материал для капроновых канатов — капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты изготовляют трехпрядными. Капроновые канаты выпускают диаметром от 7,9 до 63,7 мм.
Длину окружности каната измеряют стальной рулеткой шириной 5- мм или штангенциркулем Всего выполняют 10 замеров в разных местах, отобранных для испытания бухт, Замеры производят на расстоянии не менее 2 м одно от другого.
Общее число витков определяют, подсчитывая все витки на длине 1 м каната в трех местах отобранной для испытания бухты, и вычисляют среднее арифметическое всех замеров.
Для определения числа каболок и массы каната от бухты отрезают образец длиной 2 м и подсчитывают число каболок в отрезке.
Изготовленные канаты отправляют в бухтах или на деревянных барабанах. Бухты стягивают в четырех местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты.
В качестве оттяжек и стропов для поднятия небольших грузов, кроме стальных, применяют также и пеньковые канаты. По сравнению со стальными они значительно легче по весу, но их разрывное усилие меньше. Так, стальной канат типа ТК 6Х 19 (1 6 12) + 1 о. с. диаметром 21 лш(ГОСТ 3070—66) с расчетным пределом прочности 170 кгс/мм2 имеет разрывное усилие 2200 кгс; 100 м такого каната весят 149,5 кг. Пеньковый канат смольный диаметром 20,7 мм (ГОСТ 483—55) имеет разрывное усилие 2011 кгс, 100 м его весят 30 кг.
Пеньковые канаты бывают смольные (пропитанные горячей смолой) и бельные (несмольные). На монтажных работах применяют, как правило, смольные канаты.
Пеньковые канаты подразделяют на канаты прямого спуска (тросовой работы) и обратного (кабельной работы). Канат кабельной работы по прочности на 25% слабее аналогичного каната тросовой работы.
Канат прямого спуска изготовляют следующим образом. Сначала из волокон пеньки правой свивкой скручивают пряжу и получают каболки, которые левой свивкой свивают в пряди. Затем пряди правой свивкой заплетают в канат. Канат обратного спуска, или кабельной работы, скручивают из готовых канатов прямого спуска путем их обратной свивки, т. е. канаты прямого спуска заплетают из прядей правой свивкой, а канаты обратного спуска — левой.
По качеству материала, из которого изготовляют канаты, их подразделяют на нормальные, повышенные, специальные и особого назначения.
По числу прядей канаты бывают трех- и четырехпрядные. В четырехпрядных канатах в середину вводят сердечник— отдельно выполненный канат, предохраняющий западание отдельных прядей каната.
Пеньковые канаты хранят в сухих и хорошо проветриваемых помещениях свернутыми в бухтах и перевязанными. Бухты укладывают на стеллажи или деревянные подставки. В некоторых случаях канаты храпят упакованными в мягкую тару (рогожу или мешковину), обязательно обвязав их веревкой. Каждая бухта каната должна быть снабжена биркой с указанием предприятия-изготовителя, наименования изделия, его длины, веса, номера стандарта или ГОСТ, штампа ОТК. и даты изготовления.
В последнее время применяют канаты, изготовленные из искусственных волокон (например, капрона и перлона). Прочность их гораздо выше, чем пеньковых. Кроме того, они не боятся воды и не подвержены гниению.
Капроновые тросы выпускаются по ГОСТ 10293—67. Основной материал для капроновых тросов — капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты изготовляют трехпрядными. Методом правой свивки получают тросы двух групп — повышенной и нормальной прочности.
—
Пеньковые канаты применяют реже, чем стальные. Их используют в качестве оттяжек и строп при подъеме грузов малой массы, но крупногабаритных. Пеньковые канаты легче стальных, дешевле и процесс их изготовления менее трудоемкий, но их прочность значительно меньше (при одинаковом диаметре канатов стальной канат почти в 10 раз прочнее). Пеньковые канаты скручивают из каболок, изготовленных из длинного пенькового волокна. Каболки свивают в пряди, а три пряди скручивают в канат, обычно применяют правую крутку. Различают канаты туго- и слабосвитые. Тугосвитые более прочны, но ввиду их жесткости при строповке грузов применяются редко. В зависимости от изготовления канатов из смоленых или несмоленых каболок различают смоленые и бельные канаты. Смоленый хорошо сопротивляются воздействию воды, но они тяжелее бельных и менее прочны (на 5—10%). Бельные быстрее разрушаются под действием влаги.
В зависимости от качества применяемого сырья, а также от назначения и вида отделки пеньковые трехпрядные бельные и смоленые канаты подразделяют на группы: специальные, повышенные, обыкновенные. Приводные канаты, стропы, оттяжки изготовляют только бельными.
Основной характеристикой пеньковых канатов являются диаметр и разрывное усилие, рабочая нагрузка и коэффициент запаса прочности. Для пеньковых строп он должен быть не менее 8.
При упаковке на предприятии-изготовителе канаты скатывают в бухты и стягивают в 4 местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты. Чтобы канат не раскручивался, концы его туго перевязывают на длине от 2 до 5 см в зависимости от толщины каната. К каждой бухте прикрепляют металлическую бирку, на которой указывают наименование и группу каната, дату изготовления и обозначения ГОСТа. Бухты массой до 100 кг обшивают упаковочной тканью. К каждой упакованной бухте канатов прикрепляют фанерную или картонную бирку, на которой указывают наименование предприятия-изготовителя, условное обозначение каната, номер бухты, длину каната в бухте, массу нетто, дату изготовления, штамп ОТК и обозначение ГОСТа. Бухты канатов хранят в сухих закрытых помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина и других растворителей. В помещении канаты размещают на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
В последнее время находят применение канаты из полимерных волокон (капрона, перлона и т. п.). Прочность таких канатов значительно выше, чем пеньковых. Они не подвержены гниению и не размокают под действием влаги.
Капроновые канаты выпускаются в соответствии с ГОСТ 10293—77. Основной материал — капроновый шелк, свитый в каболки, а затем в пряди. Капроновые канаты, как и пеньковые, изготавливают трехпрядными диаметром от 7,9 до 63,7 мм.
Для выпускаемых промышленностью капроновых канатов допускаются отклонения, ±%:
По длине окружности каната в свободном состоянии при длительном хранении для каната диаметром:
от 25 до 90 мм – 12
от 100 до 200 мм – 8
По числу витков на 1 м каната – 6
По числу каболок в канатах диаметром от 50 до 200 мм — 3
По массе каната на 100 м – 6
Длину окружности каната измеряют в случае необходимости стальной рулеткой шириной 5 мм или штангенциркулем. Всего выполняют 10 замеров в разных местах, отобранных для испытания бухт. Замеры проводят на расстоянии не менее 2 м одно от другого.
Общее число витков определяют, подсчитывая их на длине 1 м каната в трех местах, и вычисляют среднее арифметическое. Для определения числа каболок и массы каната от бухты отрезают образец длиной 2 м и подсчитывают число каболок в отрезке.
Изготовленные канаты отправляют в бухтах или на деревянных барабанах. Бухты стягивают в 4 местах вязками, концы которых убирают внутрь бухты.
На металлургических заводах пеньковые канаты и канаты из синтетических волокон применяют крайне редко и только не в горячих цехах.
В механических цехах и на складах готовой продукции в последнее время начали применять ленточные и полотенчатые канаты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты пеньковые и из синтетических волокон"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы