В промышленности широкое распространение получили мостовые краны с электрическим приводом. Мостовыми эти краны называют потому, что их основные несущие конструкции выполнены в виде мостов, по которым перемещается тележка с грузом. Они служат для перемещения грузов внутри цехов.
Мостовой электрический кран состоит из главных балок сплошного или решетчатого сечения, которые в торцах соединяются концевыми балками, снабженными ходовыми колесами и служащими для соединения двух полумостов крана. На мосту крана устанавливают тележку, оснащенную механизмами для подъема груза и передвижения самой тележки. Мостовой кран передвигается вдоль цеха или эстакады по рельсам, уложенным на подкрановые балки. Мостовыми кранами с электрическим приводом управляют из кабины, подвешенной к мосту.
Рис. 109. Схема монтажа полумоста электрического мостового крана одной монтажной мачтой:
1 — поднимаемый полумост, 2 — полиспаст, 3 — монтажная мачта, 4 — сбегающая нить грузового полиспаста, 5 — лебедка, 6 — ванты
В некоторых случаях для подъема тяжелых или легких грузов мостовые крапы снабжают двумя механизмами подъема — главным и вспомогательным, смонтированными на одной тележке. Механизмы передвижения моста могут быть с трансмиссионным валом или с электродвигателями на каждой стороне крана.
Монтаж с помощью грузоподъемной монтажной мачты показан на рис. 109. Монтажную мачту устанавливают посередине цеха. Верх мачты — оголовок — расчаливают вантами. Поднимают мостовой кран целиком или полумостами одной монтажной мачтой, разворачивают его над подкрановыми путями, опускают на пути, а потом поднимают тележку. Этот вариант применяют в тех случаях, когда из-за большого веса полумостов крана трудно подобрать мачту для подъема крана вместе с тележкой. Подъем осуществляется с помощью грузоподъемного полиспаста, закрепленного за оголовок мачты. Сбегающая нить грузового полиспаста идет на лебедку, закрепленную за колонну цеха.
Рис. 110. Схема монтажа электрического мостового крана с тележкой с помощью одной монтажной мачты:
1 — ванты, 2 —- лебедка, 3 — сбегающая нить грузового полиспаста, 4 — мост крана, 5 — тележка, 6 — грузоподъемный полиспаст, 7 — мачта
Рис. 111. Схема монтажа электрического мостового крана с тележкой с помощью двух монтажных мачт:
1 — ванты, 2 — грузоподъемные полиспасты, 3 — монтажные мачты, 4— тележка мостового крана, 5 —лебедки, 6 — сбегающие нити грузовых полиспастов, 7 — мост крана
Рис. 112. Монтаж полумоста мостового крана с помощью гусеничного крана
Разновидностью данного метода является монтаж мостового крана целиком с установленной и закрепленной на нем тележкой (рис. 110). Мачту устанавливают в середине полумостов. Мост мостового крана поднимают полиспастом выше подкрановых путей, а затем мостовой кран разворачивают и устанавливают на подкрановые пути. Ванты закрепляют за колонны цеха. Сбегающая нить грузового полиспаста также идет к лебедке, закрепленной к колонне цеха.
В некоторых случаях мостовые краны монтируют полумостами одной монтажной мачтой. Подъем производят одним полиспастом, при этом мачту ставят с некоторым наклоном.
Применяют также метод монтажа моста или полумоста мостового крана в наклонном положении — «рыбкой» с помощью одной или двух монтажных мачт (рис. 111). В этом случае мост или полумост крана поднимают в наклонном положении перпендикулярно подкрановым путям, а затем выравнивают и устанавливают. Монтаж осуществляют одновременно двумя мачтами, которые устанавливают посередине моста. Мост выкладывают поперек цеха. На мосту устанавливают грузоподъемную тележку, которую на время подъема прикрепляют к мосту с тем, чтобы она не смогла передвинуться и изменить центр тяжести всего поднимаемого груза.
Подъем выполняют одновременно двумя полиспастами, сбегающие нити которых идут к лебедкам. Обе мачты расчаливают ванта, причем мачты соединяют между собой стальным канатом. Поднимают мост крана «рыбкой», т. е. сначала один конец, а затем другой. В некоторых случаях, чтобы облегчить прохождение моста крана мимо подкрановых путей, применяют горизонтальную оттяжку, оттягивая кран в сторону.
Недостаток описанных методов состоит в том, что в качестве грузоподъемного устройства приходится использовать мачты.
Безмачтовый монтаж мостовых кранов ведут по различным схемам. Наиболее экономичен монтаж мостовых кранов полумостами или целиком с помощью гусеничных кранов. На рис. 112 показан монтаж полумоста мостового крана с помощью гусеничного крана. Данный метод можно применять только в тех случаях, когда открыт торец здания (цеха) для прохода крана.
Монтируют мостовые краны с помощью гусеничных кранов следующим образом. Обычно полумосты и тележки крана прибывают к месту монтажа на железнодорожных платформах, с которых их разгружают гусеничными кранами и укладывают на шпальные клетки перпендикулярно подкрановым путям. Если допускает грузоподъемность кранов, полумосты укрупняют — устанавливают с помощью гусеничных кранов балансиры. Первый полумост поднимают «рыбкой», т. е. в наклонном положении, и устанавливают сначала один его конец, затем другой. После подъема первого полумоста поднимают второй. После подъема полумостов монтируют концевые балки, которые устанавливают с помощью винтовых домкратов. Заключительный этап монтажа тяжеловесных элементов крана — подъем грузовой тележки.
Перед монтажом площадку, на которой должны работать гусеничные краны, выравнивают. Во время работы краны с грузом не передвигают, лишь незначительно разворачивают стрелу для установки мостового крана на подкрановые пути. Экономичность этого метода обусловлена тем, что не требуется применять специальных грузоподъемных приспособлений и такелажной оснастки.
Рис. 113. Монтаж мостового крана «рыбкой» с использованием строительных конструкций здания
Другой вариант безмачтового метода монтажа «рыбкой»— с использованием строительных конструкций здания (рис. 113). Например, полумосты крана поднимают в проектное положение с помощью двух или четырех полиспастов, прикрепленных к колоннам здания. Этот метод требует применения большого количества такелажной оснастки и лебедок.
Схема монтажа моста электрического мостового крана целиком с помощью четырех полиспастов, закрепленных за колонны здания, показана на рис. 114. С помощью двух или четырех полиспастов, подвешенных к колоннам, монтируют мостовые краны в действующих цехах. По этой схеме четыре полиспаста крепят к верхушкам колонн, тем самым не мешая работе цеха. Тележку мостового крана крепят к мосту канатом, чтобы предотвратить ее смещение во время подъема. Сбегающие нити грузоподъемных полиспастов закрепляют к лебедкам, расположенным за цехом или внутри цеха в отдалении от места монтажа. Последовательность монтажа в данном случае обычная: стропят полумост или мост крана, проверяют оснастку и затем производят подъем. Кран на отметку 20—25 м поднимают в течение 40—45 мин.
Рис. 114. Схема монтажа моста электрического мостового крана целиком с помощью четырех полиспастов, закрепленных за колонны здания:
1 — мост крана, 2 — тележка, 3 — грузоподъемные полиспасты, 4 — сбегающие нити грузовых полиспастов, 5 — лебедки
Рис. 115. Схема монтажа полумоста электрического мостового крана с помощью монтажной балки, установленной на две стропильные фермы:
1 — монтажная балка, 2 — грузоподъемный полиспаст, 3 — лебедка, 4 — отводные блоки, 5 — сбегающая нить грузового полиспаста
Данный метод подъема требует большого количества такелажной оснастки. Например, при монтаже мостового крана грузоподъемностью 275 тс с пролетом 27,5 м необходимо иметь четыре электрические лебедки с тяговым усилием 7,5 тс и три — 5 тс, четыре отводных однороль-ных блока грузоподъемностью 15 тс, четыре полиспаста и 3000 м троса. Однако этот способ подъема все же экономичнее, чем метод подъема мостовых кранов при помощи мачт.
Второй вариант монтажа мостовых кранов с использованием строительных конструкций — монтаж с помощью стропильных ферм здания (рис. 115). В качестве грузоподъемного приспособления применяют монтажную балку, состоящую из одной или двух балок двутаврового (сварного или прокатного) сечения и служащую для подвески к ней полиспаста.
Нагрузка от веса поднимаемого груза через полиспаст передается на монтажную балку, а с нее — на две стропильные фермы. Особенно удобно монтажные балки располагать в температурном шве, так как расстояние между фермами, как правило, 1500 мм. В этом случае длина монтажной балки бывает незначительной, а стропильные фермы в температурном шве обычно обладают некоторым запасом прочности.
На рис. 116, а показана наиболее распространенная схема безмачтового монтажа мостовых кранов с использованием стропильных ферм здания. На коньки двух стропильных ферм установлена монтажная балка, которая опирается на стропильные фермы через специальные столики. К монтажной балке посредством стропа подвешен грузоподъемный полиспаст. Мертвая нить полиспаста, чтобы обеспечить возможность сближения обоих блоков, закреплена не на верхнем неподвижном блоке, а на монтажной балке.
Рис. 116. Схемы монтажа мостового крана с помощью монтажной балки, установленной на две фермы (а) и на две вспомогательные балки (б):
1 — сбегающая нить грузового полиспаста, 2 — стропильная ферма, 3 — второй отводной блок, 4— первый отводной блок, 5 — полиспаст, 6 — монтажная балка, 7 — строп, 8 — вспомогательные балки
Сбегающая нить грузового полиспаста проходит через первый отводной блок, через второй отводной блок около стропильной фермы, а затем вдоль стропильной фермы. От отводного блока, расположенного у опорного узла стропильной фермы, сбегающая нить идет вдоль колонны к ее пяте, а затем через следующий отводной блок к лебедке.
Схема, при которой монтажная балка 6 опирается на две вспомогательные балки, показана на рис. 116, б. Балки, в свою очередь, опираются на две стропильные фермы. От предыдущей схемы монтажа данная схема отличается тем, что нагрузка с монтажных балок передается не на две, а на четыре точки, что значительно облегчает работу стропильных ферм.
Рис. 117. Схема монтажа полумоста электрического мостового крана с помощью системы монтажных балок:
1, 2, 3, 4 — монтажные балки, 5—-грузоподъемный полиспаст, 6 — лебедка, 7 — сбегающая нить грузового полиспаста, 8 — отводные блоки
Кроме того, применяют метод, при котором нагрузка на фермы передается через восемь точек (рис. 117). В этом случае монтажную балку устанавливают поперек цеха. Она опирается на две вспомогательные балки, которые располагаются вдоль цеха и сами через четыре балки опираются еще на четыре вспомогательные балки. В процессе подъема, когда полумост проходит мимо подкрановых балок, его разворачивают.
Если смонтированы все железобетонные плиты покрытия, монтажную балку можно устанавливать на них с помощью вспомогательных балок, которые должны опираться в узлах соединения четырех плит покрытия на специальные столики.
Рис. 118. Монтаж полумоста мостового крана безмачтовым методом с помощью монтажной балки, установленной в температурном шве здания
Когда железобетонные плиты уже смонтированы и установить монтажную балку на верхний пояс стропильной фермы невозможно, ее устанавливают под верхним поясом стропильных ферм на специальные столики, которые крепят к средней стойке стропильной фермы.
Рис. 119. Схема монтажа полумоста электрического мостового крана с помощью монтажной балки, установленной на две вспомогательные фермы:
1 — вспомогательные фермы, 2 —монтажная балка, 3 — грузоподъемный полиспаст, 4 — полумост, 5 — строп для крепления лебедки, 6 — лебедка, 7 — сбегающая нить грузового полиспаста, 8 — отводные блоки
На рис. 118 показан монтаж полумоста мостового крана посредством монтажной балки, установленной на стропильные фермы в температурном шве здания. На рисунке изображен момент разворота полумоста крана, поднятого выше подкрановых путей. Внизу подготовлен к подъему второй полумост. К месту монтажа полумосты были доставлены на железнодорожных платформах.
Монтажные балки с шагом ферм 12 м очень тяжелы по весу, поэтому применяют вспомогательные фермы, устанавливаемые между двумя стропильными фермами.
На рис. 119 показана схема монтажа полумоста электрического мостового крана безмачтовым методом с использованием вспомогательных ферм. Монтажную балку устанавливают на две вспомогательные фермы, которые крепят к стропильным фермам цеха. Полумост поднимают с помощью полиспаста. Сбегающая нить грузового полиспаста через систему отводных блоков 8 идет к электрической лебедке, которая закрепляется к колонне цеха стропом.
Рис. 120. Схема монтажа тележки электрического мостового крана с помощью качающейся монтажной балки:
1 — основной грузоподъемный полиспаст, 2 — отводные блоки, 3 — вспомогательный полиспаст, 4 — ручные рычажные лебедки для перемещения моста крана, 5 — сбегающая нить основного полиспаста, 6 — качающаяся монтажная балка, 7 — мост крана, 8 — существующие фундаменты, 9 — лебедка основного полиспаста, 10 — лебедка вспомогательного полиспаста, II — сбегающая нить вспомогательного полиспаста, 12 — тележка
Во всех рассмотренных случаях монтажная балка устанавливалась посередине цеха, но встречаются случаи, когда из-за смонтированного технологического оборудования или существующих строительных конструкций подать элементы мостового крана под монтажную балку невозможно. В этих случаях рационально монтировать мостовые краны с применением качающейся монтажной балки и двух полиспастов, один из которых крепят к качающейся монтажной балке, а второй — к верху колонны цеха.
На рис. 120 показана схема монтажа грузоподъемной тележки электромостового крана с помощью качающейся монтажной балки. Тележку поднимают с помощью качающейся монтажной балки. Монтажная балка представляет собой решетчатую пространственную конструкцию, опирающуюся на две стропильные фермы цеха. Монтажная балка может поворачиваться относительно своей продольной оси. К ней крепится грузоподъемный полиспаст, который рассчитывается на полную нагрузку, так как когда поднимаемый груз будет выше существующих фундаментов, второй полиспаст, закрепленный за колонну цеха, распускается и груз будет полностью висеть на полиспасте. Сбегающая нить основного грузоподъемного полиспаста через систему отводных блоков идет к лебедке, а сбегающая нить вспомогательного полиспаста также через систему отводных блоков идет к лебедке.
Рис. 121. Строповка труб:
а — универсальным стропом, б — специальным захватом, в — полуавтоматическим стропом; 1 — поднимаемый груз, 2 — универсальный строп, 3 — двух-ветвевой строп, 4 — захваты
В начальный период подъема работают одновременно обе лебедки, а после прохода фундамента только лебедка. Мост мостового крана, состоящий из двух полумостов, уже смонтирован и перемещен в соседний пролет, чтобы он не мешал подъему тележки. После подъема тележки выше смонтированного моста последний с помощью ручных рычажных лебедок подтягивают под поднятую тележку. После этого тележка опускается на мост.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Такелажные работы при монтаже электромостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы