Строительные машины и оборудование, справочник






Начало движения и маневрирование на автомобиле


Категория:
   Управление автомобилем


Начало движения и маневрирование на автомобиле

Прежде чем начать движение после остановки или стоянки на дороге, водитель обязан убедиться, что он при этом не создаст помех другим участникам движения. Для этого он выбирает такой момент, когда приближающееся к нему в попутном направлении транспортное средство находится еще достаточно далеко, т. е. на таком расстоянии, на котором он успеет разогнать свой автомобиль и не вынудит другого водителя тормозить или сразу же начинать обгон. На многополосных дорогах при свободной крайней полосе движение начинается сначала по этой полосе, т. е. она используется как полоса разгона. Если же на этой полосе стоит транспортное средство и его придется объезжать, еще не закончив разгона, то при наличии вблизи машин попутного направления с началом движения лучше повременить. В этом случае объезд выездом на вторую полосу очень опасен, так как создается помеха транспортным средствам, двигающимся в попутном направлении.

Выезд на дорогу со двора с правым поворотом кажется прост. Но это не совсем так. Представим себе, что легковой автомобиль выезжает из ворот на дорогу, имеющую две полосы движения. Прямо против ворот на противоположной стороне улицы припарковался грузовик. Справа от ворот приближается автобус, который, объезжая грузовик, выехал на левую сторону дороги. Других транспортных средств на дороге нет. Выезжающий из ворот водитель легкового автомобиля все свое внимание сосредоточил на левой от себя стороне и в это время поворачивает направо, не ожидая встретить на этой полосе другие транспортные средства. В результате он сталкивается с автобусом (рис. 1). Кто же виноват в этом происшествии? Многие, вероятно, ответят, что виноват водитель автобуса. Нет. Виновником является водитель легкового автомобиля. Он нарушил Правила, где записано: «При выезде на дорогу из дворов, с мест стоянки, автозаправочных станций и других прилегающих к дороге территорий водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней». Значит, он должен пропустить все транспортные средства независимо от направления их движения и местонахождения на дороге (на правой полосе или левой). Начинающим водителям рекомендуем обратить на это внимание.



Рис. 1. Водитель автомобиля 1 выезжает со двора на дорогу не усыпив дорогу автобусу 3 (2- припарковавшийся грузовик)

Выезд на дорогу с интенсивным движением двух автомобилей последовательно один за другим может принести неприятные сюрпризы. Сложность здесь в том, что водителю, выезжающему вторым, приходится вести наблюдение сразу в нескольких направлениях. Когда он и водитель, выезжающий на дорогу первым, совершают при этом правый поворот, то второму наблюдение надо вести за транспортными средствами, приближающимися по дороге слева, а также за первым автомобилем. Когда же они оба совершают левый поворот, то второму надо наблюдать еще и за транспортными средствами, приближающимися по дороге справа (рис. 2). Как ни странно, но чаще всего в этой ситуации случается наезд второго автомобиля на первый. Тот водитель, который выезжает вторым, сосредоточивает все свое внимание на транспортных средствах, находящихся на дороге, а наблюдение за первым ослабляет. И если первый водитель чуть притормозил, то наезда уже не избежать.

Для выезда на дорогу с интенсивным движением надо выбрать момент, когда в общем потоке транспортных средств появится разрыв, который позволит выезжающему влиться в поток, не создавая помех. Иногда это сделать нелегко, разрывы в потоке настолько малы, что на дорогу выехать невозможно. Однако надо ждать разрыва, другого выхода здесь нет. Тем не менее нередко находится нетерпеливый водитель. Он бесцеремонно втискивается в общий поток, используя появившуюся чуть увеличенную дистанцию, которую выдерживал какой-то осторожный водитель. Больше того. Выехав на дорогу и не имея еще нужной скорости, он не прижимается к правому краю, а старается сразу «влезть» в общую колонну. Или, попав в поток, не спешит набрать необходимую скорость. Своими действиями этот водитель заставляет других снижать скорость (иногда резко) или сразу же обгонять его с выездом на другую полосу. Такой грубиян (иначе его не назовешь) поступает бестактно, создает аварийную ситуацию и, конечно, нарушает Правила.

Выезжать на дорогу с непрогретым двигателем надо особенно осторожно. Такой двигатель работает еще неустойчиво, у него не может, если этого потребует обстановка, быстро увеличиться частота вращения коленчатого вала. А при резком нажатии на педаль управления Дроссельной заслонкой он нередко просто глохнет. Опасность состоит в том, что при выезде на дорогу с интенсивным движением транспортных средств водитель может заторопиться и встать поперек дороги с неработающим двигателем. Поэтому прежде чем выезжать на дорогу с непрогретым двигателем, надо установить рукояткой воздушной заслонки постоянную среднюю частоту вращения коленчатого вала и не изменять ее. Выезжать на дорогу по возможности без остановок и переключения передач.

Рис. 2. Направление наблюдения водителя автомобиля 1 при выезде со двора на дорогу вслед за автомобилем 2. а— с поворотом направо, б — с поворотом налево

Рис. 3. Зона, не просматриваемая водителем, когда на автомобиле не установлено боковое зеркало заднего вида

При выполнении любых маневров залогом безопасности является осмотрительность водителя. Прежде чем начать перестроение в рядах, поворот, обгон или движение задним ходом, водитель внимательно просматривает дорогу в новом направлении движения и убеждается, что там нет помех ему и он сам при этом не создает помех другим участникам движения. При маневрировании обязательно ведется наблюдение через зеркала заднего вида. Однако некоторые водители пренебрегают боковым зеркалом и ездят без него, тем самым лишая себя возможности просматривать зону слева и сзади автомобиля (рис. 3). Например, перестраиваясь на полосу встречного движения для обгона, водитель не видит автомобиль, находящийся в этой зоне и приступивший сам к обгону. В этой ситуации обгоняющий, отклоняясь от столкновения, может съехать в кювет или выскочить за пределы дороги.

Перед поворотом вне перекрестка из общего потока транспортных средств в боковой проезд, во двор, на АЗС водитель обязан заблаговременно перестроиться на крайнюю полосу проезжей части, предназначенную для движения в данном направлении. Поворот не из крайней полосы может привести к столкновению с транспортными средствами, движущимися попутно в прямом направлении или к задержке их движения. Поворот из потока надо всегда стремиться делать как можно быстрее, чтобы не мешать следующим сзади транспортным средствам. Резкое, неожиданное для других торможение перед поворотом недопустимо. Опыт показывает, что в потоке лучше всего метров за 100—150 до поворота включить правый указатель поворотов, а метров за 50 слегка нажать на педаль рабочего тормоза, чтобы только загорелся стоп-сигнал. Само торможение проводить энергично перед самым поворотом и на повороте не задерживаться.

Па узких дорогах, где ширина проезжей части недостаточна, разворот можно производить от правого края проезжей части. При этом водитель смещает автомобиль к самому краю дороги, останавливается, внимательно просматривает дорогу в обе стороны и пропускает транспортные средства, двигающиеся во встречном и попутном направлениях. Кроме включения левого указателя поворотов рекомендуется открыть левую переднюю дверь для облегчения просмотра дороги и более четкого показа водителям других транспортных средств о намерении развернуться.

Разворачиваться на узких дорогах с применением заднего хода следует в исключительных случаях. При этом принимаются те же меры предосторожности, что и при развороте от правого края проезжей части.

На узких городских улицах для разворота используются въезды во дворы, проезды между зданиями или любые другие съезды с дороги. Здесь важно после разворота выезжать на дорогу только передним ходом. Поэтому для разворота автомобиль сначала подается в боковой проезд или двор задним ходом, а не наоборот (рис. 4). Под знаком «Место для разворота» транспортные средства разворачиваются последовательно, одно за другим, а под знаком «Зона для разворота»:— сразу в пределах зоны (величина зоны в метрах указывается на знаке). Проезжая часть под этими знаками имеет соответствующую разметку.

Рис. 4. Разворот с применением заднего хода на городских дорогах:
а — правильно, б — неправильно, А, Б, В, Г—последовательность разворота

Приняв решение на разворот, водитель включает левый указатель поворотов, перестраивается в крайний левый ряд и при отсутствии встречного транспорта плавно разворачивается. Для пропуска встречного транспорта водитель останавливается у осевой линии. В момент остановки у осевой линии передние колеса автомобиля должны быть направлены прямо. Останавливаться с колесами, повернутыми влево, как это делают некоторые, может привести к созданию аварийной ситуации и даже к столкновению, так как при случайном продвижении вперед автомобиль окажется на полосе встречного движения. А продвинуться вперед он может на дороге с уклоном, при поспешном трогании рывком, при ударе сзади подъехавшим автомобилем.

На дорогах, проезжая часть которых разделена дорожной разметкой на полосы, движение транспортных средств осуществляется строго по полосам. При этом Правила обязывают водителей вне населенных пунктов вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части. В населенных пунктах движение разрешается по любой полосе. Однако на порогах, имеющих три и более полосы для движения в одном направлении, на крайнюю левую полосу можно выезжать только при интенсивном движении на других полосах. Тем не менее в крупных населенных пунктах на таких дорогах многие водители легковых автомоби-лей двигаются именно по крайней левой полосе, несмотря на то, что правые полосы свободны. Это уже нарушение Правил. Опыт показывает, что самым удобным и безопасным на многополосных дорогах является средний ряд. Движение в нем, кстати, гарантирует и от неожиданностей, когда особенности движения на данной дороге водителю недостаточно хорошо известны. Ибо, двигаясь, например, в левом ряду, водитель может попасть перед перекрестком в зону, где дорожная разметка или дорожный знак потребуют от него двигаться через перекресток только с левым поворотом. И хочет он этого или нет, а придется поворачивать налево.

На дорогах с тремя полосами движения в обоих направлениях полосы отделены друг от друга прерывистыми линиями разметки, что дает повод водителям нарушать Правила. Они выезжают иногда для обгона в крайний левый ряд, оправдывая это тем, что между полосами нет сплошной линии разметки. Это грубое нарушение Правил объясняется только неглубоким их знанием. Правила действительно разрешают при перестроении наезжать на прерывистые линии разметки на всех дорогах, где они имеются. Однако Правилами оговорено, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, крайняя левая предназначена только для встречного движения и выезжать на нее запрещается.

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS